Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
6 декабря родились[en]: Наум Исаакович Эйтингон, Владимир Наумович Наумов
Скончались[en]:
Матильда Феликсовна Кшесинская, Джозеф Блэк, Рудольф Вольф

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Василий Розанов Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Василий Васильевич Розанов - биография

Василий Васильевич Розанов

Отчего никто не кричит? Отчего Россия не стонет? О, рабья страна: целуешь кнут, который тебя хлещет по морде

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский[en] писатель, публицист, литературный критик и философ. Знак зодиака — Телец.

Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-18).

Василий Васильевич Розанов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1856 года в Ветлуге, Костромской губернии, в Российской империи.

Религиозно-экзистенциональное умонастроение Василия Розанова сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого он видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Николае Васильевиче Гоголе, Фёдоре Михайловиче Достоевском, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).

Василий Васильевич Розанов оставил после себя афоризмы:

  • «Чтобы «опровергнуть» Пушкина — нужно ума много. Может быть, и никакого не хватит. Как же бы изловчиться, — какой прием, чтобы опрокинуть это благородство?
  • ...Встретить его тупым рылом. Захрюкать. Царя слова нельзя победить словом, но хрюканьем можно».
  • «Отчего никто не кричит? Отчего Россия не стонет? О, рабья страна: целуешь кнут, который тебя хлещет по морде».
  • «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это - РОССИЯ.
  • Но глупые дети[en] все растратили. Это РУССКИЕ». Русская идея/ Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. - М.: Республика, 1992, с. 272-294

Василий Розанов — философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля.

Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов в обширном труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира.

Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Василий Васильевич дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); его эстетические воззрения изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Владимира Сергеевича Соловьева.

Гораздо больше внимания Василий Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и культура», сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики.

Статьи Василия Розанова о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Розанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у писателя своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899).

Критикуя современный строй школы и воспитания, Василий Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования:

  • 1. Принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность;
  • 2. Принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней;
  • 3. Наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа.

В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Василий Васильевич занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург, 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург, 1899).

О Василии Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева «Порфирий Головлев о свободе и вере» («Вестник Европы», 1894 год, 2). Его новейшие труды: «В мире неясного и нерешенного» (СПб., 1901), «Природа и история. Сборник статей» (ib., 1900), «Семейный вопрос в России» (ib., 1903). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Творчество Василия Розанова

Самые значимые Розановские произведения:

  • «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания» (М., 1886) — план познания мира;
  • «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15) — критика утилитаризма;
  • «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (СПб., 1893);
  • «Красота в природе и ее смысл» (М., 1894) — изложение эстетические воззрений, книга написана по поводу взглядов Владимира Соловьева;
  • «Религия и культура», сборник статей, (СПб., 1899) — философия истории, в связи с запросами и требованиями его современности;
  • «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.);
  • Статьи о браке (1898) — выступил противником догматики;
  • «Сумерки просвещения» (СПб., 1899) — книга статей педагогического содержания;
  • «Литературные очерки» — сборник статей (СПб., 1899);
  • «В мире неясного и не решенного» (СПб., 1901);
  • «Природа и история. Сборник статей» (СПб., 1900);
  • «Семейный вопрос в России» (СПб., 1903).

Сочинения

  • Литературные очерки. — СПб., 1899;
  • В мире неясного и нерешённого. — СПб., 1901;
  • Декаденты. — СПб., 1904;
  • Ослабнувший фетиш. — СПб., 1906;
  • Итальянские впечатления. — СПб., 1909, 320 с;
  • Люди лунного[гор] света: Метафизика христианства. — СПб., 1911;
  • Л. Толстой и русская церковь. — СПб, 1912;
  • Литературные изгнанники. — СПб., 1913;
  • Среди художников. — СПб., 1914, 500 с;
  • Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. — СПб., 1914, VIII+302 с;
  • Война 1914 и русское возрождение, 2-е изд. — Пг., 1915;
  • Опавшие листья: Короб 2-й. — Пг., 1915;
  • Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы // «Книжный угол». — 1918. — № 5;
  • Избранное. — Нью-Йорк, 1956;
  • Корней Чуковский. Поэзия грядущей демократии. Уолт Уитмен;
  • Ещё о «демократии», Уитмене и Чуковском;
  • В. В. Розанов. Два письма В. В. Розанова к еврейскому народу. Заметки по еврейской истории (№8(155) август 2012 года).

Более подробно о Василии Васильевиче Розанове читайте в литературе:

  • Дмитрий Евгеньевич Галковский. Счастливый Розанов — статья в «Литературной газете» о судьбе Розанова как писателя и философа в России;
  • Эрих Фёдорович Голлербах. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. — Пг., 1922;
  • Борис Александрович Грифцов. Три мыслителя. — М., 1911;
  • Грякалова Н. Ю. Гендерный проект В. В. Розанова и «русская идея» // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. — СПб., 2008. — с. 120—130;
  • Лебедева В. Г. Феномен «панэвтихизма» в концепции Василия Розанова // Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX-первая треть XX века. — СПб., 2007. — с. 136—140;
  • Николай Константинович Михайловский. О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии;
  • Валентин Павлович Свенцицкий. Христианство и «половой вопрос» (По поводу книги В. Розанова «Люди лунного света») // Новая Земля. — 1912. — N 3/4, 7/8;
  • Алексей Фёдорович Селивачёв. Психология юдофильства // Русская мысль, 1917, кн. 2, с. 40-64). Есть отдельный оттиск;
  • Селивачёв А. Ф. Психология юдофильства. В. В. Розанов // В. В. Розанов: Pro et contra. Книга 2. — СПб., 1995. — С. 223—239;
  • Виктор Борисович Шкловский. Розанов, в книге: Сюжет как явление стиля. — Пг., 1921;;
  • Leskovec P. Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa. — Roma, 1958: Rozanov. — L., 1962;
  • Рубинс М.О. Василий Розанов и Русский Монпарнас (1920—1930-е гг.) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына 2013 — М., 2014. — с. 541—562;
  • Руднев П. А. Театральные взгляды В. В. Розанова. — М.: Аграф, 2003. — 380 с., илл;
  • Захар Ильич Равкин. В. В. Розанов — философ, писатель, педагог. Жизнь и творчество. — М., 2002. (Википедия)

Василий Васильевич Розанов скончался 5 февраля 1919 года в Сергиеве Посаде.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)