Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Вера Комиссаржевская Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Вера Федоровна Комиссаржевская — биография

Вера Комиссаржевская

Вера Федоровна Комиссаржевская — знаменитая русская[en] драматическая актриса начала 20 века. Знак зодиака — Скорпион.

Первые шаги в искусстве

Вера Комиссаржевская родилась 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в Петербурге. Она была дочерью оперного певца Мариинского театра Федора Петровича Комиссаржевского. Девочка росла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В. Л. Муравьева, брак с которым оказался неудачным и длился недолго. В 1888-1889 некоторое время брала уроки драматического искусства у Владимира Николаевича Давыдова.

В 1890 году, переехав в Москву, Вера принимала участие под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при Обществе искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. С осени 1893 начала профессиональную актерскую карьеру в Новочеркасске, следующие два сезона провела в Вильно, где снискала особую любовь[en] публики. Выступления Веры Комиссаржевской  летом 1894 в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, что вызвало приглашение на казенную сцену.

Актриса, опередившая свое время

В апреле 1896 состоялся первый выход Комиссаржевской на подмостки Александринского театра в одной из лучших ее ролей — Рози («Бой бабочек» немецкого писателя Германа Зудермана). Вера Федоровна принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью. Одних разочаровали слабость физических средств актрисы, ее техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю веселости и жизнерадостности. Другие были восхищены волнующей новизной ее игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью. Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления; ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения.

В страстных, глубоких героинях распахивалась натура Комиссаржевской  — тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Ее творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям. Оно отличалось небывалой прежде лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем.

За шесь лет, проведенных в Александринке, Вера Комиссаржевская переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» Александра Николаевича Островского), Нину Заречную («Чайка» Антона Павловича Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских — Софья («Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова), так и европейских — Маргарита («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете), Дездемона («Отелло» Шекспира).

Новый театр

Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, летом 1902 года Вера Федоровна Комиссаржевская покинула императорскую сцену.

Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» Максима Горького, «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Генриха Ибсена стали ядром нового театра — Театра Комиссаржевской.

В начале сезона 1906-1907 годов одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.

В разладе с современным театром

Весной 1908 Вера Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку[eng]. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, позже ставшей причиной ее смерти[en].

Вся жизнь она была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших ее с современным театром (М. Г. Светаева)

Вера Федоровна Комиссаржевская скончалась 23 февраля (10 февраля по старому стилю) 1910 года в Ташкенте. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Подробнее о Вере Комивваржевской читайте в литературе:

  • Давид Лазаревич Тальников. Комиссаржевская. М.—Л.: Искусство, 1939. — 458 с.;
  • Павел Александрович Марков Вера Фёдоровна Комиссаржевская. М., 1950. ББК 85.334(2);
  • Николай Николаевич Ходотов. Близкое — далекое. Л.—М., «Искусство», 1962;
  • Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л. — М., «Искусство», 1964;
  • Валерия Васильевна Носова. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, 1964. — 335 с., ил. — (серия «Жизнь замечательных людей»);
  • О Комиссаржевской : забытое и новое. Воспоминания, статьи и письма. — М. : ВТО, 1965. — 302 с. — ББК 85.334 (2).
    Юлия Петровна. Рыбакова Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. — (Жизнь в искусстве);
  • Семён Львович Лунгин. Я — актриса (В. Ф. Комиссаржевская): киносценарий. — М. : Искусство, 1982. — 103 с. : ил. — (Библиотека кинодраматургии);
  • Ю. П. Рыбакова В. Ф. Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. СПб.: Институт истории искусств, 1994. ISBN 5-86845-010-8;
  • Русские в истории и культуре Литвы: историко-биографические очерки / авторы-составители Инесса Маковская, Андрей Фомин. — Вильнюс: Вага, 2008. ISBN 978-5-415-02053-9. — 301—302 с.;
  • В. Ф. Комиссаржевская. Альбом Солнца[гор] России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. — 96 с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)