Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Вера Марецкая Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Вера Петровна Марецкая — биография

Вера Марецкая

Вера Петровна Марецкаяроссийская[en] актриса театра и кино, народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1976). Знак зодиака — Лев.

С 1924 года Марецкая в театре-студии Юрия Александровича Завадского, с 1940 в Театре имени Моссовета. Среди ролей В. Марецкой: Мирандолина («Трактирщица» Карло Гольдони), Машенька («Машенька» А. Н. Афиногенова). Снималась в фильмах: «Член правительства» (1939), «Она защищает Родину» (1943), «Сельская учительница» (1947), «Мать» (1955) и др. Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948, 1951).

Вера Марецкая родилась 31 июля (18 июля по старому стилю) 1906 года в деревне Барвиха под Москвой. Училась в Московском университете на философском факультете, училась в Шаляпинской студии. В 1924 окончила Школу-студию при театре им. Евгения Вахтангова. В 1924-1939 — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Юрия Александровича Завадского в Москве и Ростове-на-Дону (1936-1940). С 1940 — актриса театра им. Моссовета.

Театр-студия Завадского

В студии юная актриса начала с возрастных характерных ролей, переиграв много смешных старух, среди которых особо запоминались мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру, придумала забавный характер для проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков», ее Мирандолина («Трактирщица») привлекала своим жизнелюбием (Марецкая долго потом играла ее и в Театре им. Моссовета), Катарина («Укрощение строптивой») была раскованна и смела. С главным режиссером актриса связало не только творчество, но и чувство. Вера Марецкая стала женой Завадского, у них родился сын. Но брак оказался неудачным, и вскоре они расстались.

Склонность к гротесковому рисунку не помешала проявиться и лирическому и драматическому дарованию актрисы. В Ростове-на-Дону Вера Марецкая с успехом попробовала себя в героической роли («Любовь Яровая»), в Театре им. Моссовета (с 1940) проникновенно сыграла нежную робкую, юную Машеньку («Машенька») и напористо — лихую кавалерист-девицу Дурову («Надежда Дурова», Государственная премия СССР, 1942).

В Театре им. Моссовета Вера Петровна была одной из ведущих актрис, ей удавались роли самого разного плана: пышущая здоровьем крестьянка Розетта («Любовью не шутят»), актриса Кручинина («Без вины виноватые», 1948), Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»). За исполнение драматической роли директора фабрики Капитолины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» (1950) и Живки («Госпожа министерша», 1946), очерченной остросатирическими красками, актриса в 1951 еще раз была удостоена Государственной премии СССР.

В 1970-е года Вера Петровна Марецкая с успехом играла в грустно-смешном спектакле «Странная миссис Сэвидж».

Жизнь моя, кинематограф

Недаром Марецкая говорила, что ее гражданское самосознание родилось в кино. Несмотря на стабильную успешную работу в театре, подлинное признание она получила именно как киноактриса, хотя на ее счету не так уж много фильмов — всего 25. Сразу запомнилась ее трогательная простушка Катя из комедии Я. Протазанова «Закройщик из Торжка» (1925). Острая характерность, лиризм, обаяние молодой актрисы проявились и в комедии Б. Барнета «Дом на Трубной» (1928), где Вера Марецкая сыграла скромную деревенскую девушку Парашу. Приглашения на небольшие роли следовали одно за другим: проститутка («Земля в плену», 1927), дамочка («Живой труп», 1929), секретарь ревкома («Два-Бульди-Два», 1929), Софочка («Стыдно сказать», 1930).

Звуковой же кинематограф принес актрисе главные роли (хотя у нее встречались и колоритные острохарактерные эпизоды, такие как в фильме «Свадьба», 1944, где она с блеском сыграла акушерку Змеюкину, или в «Зорях Парижа»). В фильме «Любовь и ненависть» (1935) Марецкая сыграла бойкую шахтерку Веру, подбившую баб принять бой против белых. После этого фильма тема становления женского характера становится основной для актрисы. А так как часто при этом ее героинями были женщины из народа, немало пережившие, прежде чем они нашли свой путь в жизни, то понятно, почему Вера Марецкая оказалась в центре внимания и зрителей и прессы.

Фильмы, в которых она снималась, находились в русле соцреализма. Тем не менее в ее героинях, таких узнаваемых, близких простому зрителю, жизнь била ключом, они привлекали своей трепетной искренностью, непридуманностью переживаний. Именно такой была ее Варя Постникова из фильма «Поколение победителей» (1936), Александра Соколова («Член правительства», 1939), Лукьянова («Она защищает Родину», 1943, Государственная премия СССР в 1946).

А вот жизнь скромной сельской учительницы Варвары Мартыновой («Сельская учительница», 1947, Государственная премия СССР в 1948), была показана Марецкой просто, без надрыва и аффектации, свой маленький личный подвиг служения людям ее милая, интеллигентная Варя совершала просто и естественно. Последней ролью Веры Марецкой в кино стал телевизионный фильм «Ночной звонок» (1969), в котором она пронзительно сыграла восьмидесятилетнюю бабушку.

Марецкой посвящен телевизионный фильм «Что вы знаете о Марецкой?». (Т. В. Сергеева)

Звания и награды

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» Александра Сергеевича Кочеткова и Константина Абрамовича Липскерова;
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943);
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947);
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Алексеевича Сурова;
  • Орден «Знак Почёта» (1940);
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960);
  • Два ордена Ленина (1967, 1976);
  • Медали;
  • Заслуженная артистка РСФСР (1935);
  • Народная артистка РСФСР (1943);
  • Народная артистка СССР (1949);
  • Герой Социалистического Труда (1976).

Театральные работы

  • 1940 — «Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина;
  • 1942 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова — Н. А. Дурова;
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — Капитолина Андреевна Солнцева;
  • 1975 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Сэвидж.

Фильмография

  • 1925 — Закройщик из Торжка — Катя;
  • 1927 — Его призыв — Варя;
  • 1927 — Земля в плену — Проститутка;
  • 1928 — Дом на Трубной («Параша») — домработница Параша;
  • 1929 — Два-Бульди-Два — Секретарь ревкома;
  • 1929 — Живой труп («Законный брак») — проститутка;
  • 1935 — Любовь[en] и ненависть — шахтёрка Вера;
  • 1936 — Зори Парижа — матушка Пишо;
  • 1936 — Поколение победителей — Варвара Постникова;
  • 1939 — Член правительства — Александра Соколова;
  • 1941 — Дело Артамоновых — Наталья Артамонова;
  • 1942 — Котовский — доктор[en] Ольга;
  • 1943 — Она защищает Родину — Прасковья Ивановна Лукьянова;
  • 1944 — Свадьба — Анна Мартыновна Змеюкина;
  • 1947 — Сельская учительница («Воспитание чувств») — Варвара Васильевна Мартынова;
  • 1949 — У них есть Родина — мать Саши;
  • 1955 — Мать — Пелагея Ниловна Власова;
  • 1956 — Полюшко-поле — Елизавета Ураганова;
  • 1962 — Среди добрых людей — Михайлина Ивановна Ясинь;
  • 1964 — Лёгкая жизнь — Василиса Сергеевна;
  • 1969 — Ночной звонок — Варвара Антоновна.

Анекдоты про Марецкую и Раневскую

В семьдесят лет Раневская вдруг объявила, что вступает в партию.

- Зачем? - поразились друзья.
- Надо! - твердо сказала Раневская.
- Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях.

Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:
Тот слепой, которому ты подала монетку, не притворяется, он действительно не видит.
- Почему ты так решила?
- Он же сказал тебе: "Спасибо, красотка!"

Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа 1978 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)