Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Вера Панова Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Вера Федоровна Панова - биография

Вера Панова

Вера Федоровна Панова (1905-1973) — русская[en] писательница, прозаик, драматург и сценарист. Знак зодиака — Рыбы.

Социально-нравственные конфликты, психологический анализ современных характеров и отношений: повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955), романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953), рассказы, пьесы, сценарии. «Сентиментальный роман» (1958) — выразительный портрет поколения 1920-х гг. Исторические повести. Государственная[en] премия СССР (1947, 1948, 1950).

Вера Панова родилась 20 марта (7 марта по старому стилю) 1905 года в Ростове-на-Дону. В 20 — 30-е годы работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. С 1940 жила в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945[en] работала в Перми.

Широкое читательское признание Вере Федоровне принесла повесть «Спутники» (1946; Государственная премия СССР, 1947; кинофильм «Поезд милосердия», 1964) — одно из лучших произведений советской литературы о войне. В послевоенные годы созданы наиболее известные произведения Пановой — романы «Кружилиха» (1947; Государственная[en] премия СССР, 1948), «Времена года» (1953; кинофильм «Високосный год», 1962), «Сентиментальный роман» (1958); повести «Ясный берег» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Сережа» (1955, одноимённый кинофильм, 1960; главная премия «Хрустальный глобус» на 12-м Международном кинофестивале в Карло-ви-Вари, 1960).

Теме воспитания молодых душ посвящены рассказы «Валя» и «Володя» (1960; кинофильм «Вступление», 1962), «Трое мальчишек у ворот», «Сестры», «Конспект романа» и др. Для творчества Веры Пановой характерны правдивость, острое чувство современности, умение передать драматизм жизненных коллизий и вместе с тем выявить поэзию обыкновенного, постоянное внимание к вопросам общественной морали и нравственности.

В 60-е годы В.Ф. Панова обратилась к историческому жанру. В повести «Кто умирает[en]» (1965) описан конец царствования Василия III. Из летописных источников почерпнуты сюжеты повестей «Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии», «Феодорец, Белый Клобучок» (все 1966). Исторические повести Веры Федоровны, а также драму «Тредьяковский и Волынский» (1968) отличают тонкое чувство стиля эпохи, выразительность языка героев.

Плодотворно работала Панова для театра и кино. Были поставлены её пьесы «Метелица» (1956), «Проводы белых ночей» (1961), «Как поживаешь, парень?» (1962), «Сколько лет, сколько зим!» (1966) и другие. Вере Федоровне принадлежат сценарии фильмов «Евдокия» (1961), «Рано утром», «Саша», «Рабочий посёлок» (все 1966) и др. Основные её произведения переведены на многие языки. Награждена 2 орденами.

Семья

  • Первый муж — журналист Арсений Владимирович Старосельский (1904—1953);
  • Дочь Наталья;
  • Второй муж — журналист Борис Васильевич Вахтин (1907—1938, репрессирован за членство в троцкистской организации, расстрелян), секретарь редакции газеты «Молот»;
  • Сын — писатель-диссидент, переводчик, синолог Борис Борисович Вахтин (1930—1981);
  • Сын — учёный-генетик, академик Юрий Борисович Вахтин (1932-2006);
  • Третий муж — писатель-диссидент Давид Яковлевич Дар (1910—1980).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1947) — за роман «Спутники» (1946);
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за роман «Кружилиха» (1947);
  • Сталинская премия третьей степени (1949) — за повесть «Ясный берег» (1949);
  • Два Ордена Трудового Красного Знамени (1965);
  • Медали.

Сочинения

  • Собр. соч., т. 1 — 5, Л., 1969 — 70; Заметки литератора, Л., 1972;
  • Из повести моей жизни, «Нева», 1973, № 4 — 5; Избранное, М., 1972.

Экранизации

  • 1960 — Серёжа (режиссёры Георгий Николаевич Данелия и Игорь Таланкин);
  • 1961 — Евдокия (режиссёр Татьяна Лиознова);
  • 1961 — Високосный год (режиссёр Анатолий Эфрос; по роману «Времена года»);
  • 1962 — Вступление (режиссёр Игорь Васильевич Таланкин; по рассказам «Валя» и «Володя»);
  • 1964 — Поезд милосердия (режиссёр Искандер Абдурахманович Хамраев; по роману «Спутники»);
  • 1965 — Рабочий поселок (режиссёр Владимир Яковлевич Венгеров);
  • 1965 — Рано утром (режиссёр Татьяна Михайловна Лиознова);
  • 1966 — Мальчик и девочка (режиссёр Юлий Андреевич Файт);
  • 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни (режиссёр Резо Парменович Эсадзе; по повести «Саша»);
  • 1969 — Проводы белых ночей (режиссёр Юлиан Александрович Панич);
  • 1974 — Свадьба как свадьба (Телеспектакль) (режиссёр Юрий Сергеев);
  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (режиссёр Пётр Наумович Фоменко; по роману «Спутники»);
  • 1975 — Вылет задерживается (режиссёр Леонид Георгиевич Марягин; по пьесе «Сколько лет, сколько зим…»);
  • 1976 — Сентиментальный роман (режиссёр Игорь Фёдорович Масленников).

Вера Федоровна Панова скончалась 3 марта 1973 года в Ленинграде.

Более подробней о Вере Панове читайте в литературе:

  • Плоткин Л., Творчество Веры Пановой, М. — Л., 1962;
  • Богуславская Зоя Борисовна, Вера Панова. Очерк творчества, М., 1963;
  • Нинов Александр Алексеевич, Вера Панова. Очерк творчества, Л., 1964;
  • Горняцкая И. С., Кинодраматургия В. Ф. Пановой, Л., 1970;
  • Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964. А. А. Нинов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)