Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
11 декабря родились[en]: Николай Лобачевский, Гектор Берлиоз, Роберт Кох, Георгий Плеханов, Макс Борн, Александр Солженицын, Николай Озеров, Вейланд Родд, Борис Щербаков, Андрей Макаревич
Скончались[en]:
Валентина Николаевна Серова, Галина Павловна Вишневская

Виктор Васнецов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Оглавление / Главная

Виктор Михайлович Васнецов - биография

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецоврусский[en] живописец. Знак зодиака — Телец.

Брат живописца,  графика и археолога Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933). Передвижник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былина и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» Александра Николаевича Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

Репродукции картин Виктора Васнецова знакомы многим детям[en]: они украшают учебники, сборники былин и сказок. Герои его полотен – богатыри, сказочные герои, райские птицы, гусляры и даже воины Апокалипсиса. Художник был убежден, что в жанровых и исторических картинах «сказывается весь облик народа», его прошлое, настоящее и будущее.

«Только больной[en] и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит[en] своей истории», - говорил он.

Годы учебы

Виктор Васнецов родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1848 года, село Лопьял, ныне в Кировской области. Будучи выходцем из семьи сельского священника, Виктор Васнецов первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-1868 учился под руководством русского живописца Ивана Николаевича Крамского (1837-1887). В 1868-1875 годах совершенствовал мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранний период

Творческая биография В. Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Федора Михайловича Достоевского.

Фольклорно-исторические картины

Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Виктор Васнецов радикально реформировал русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (например, «Три царевны подземного царства», 1881 год, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (например, у поэта Александра Александровича Блока и Райнера Марии Рильке) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».

Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-1882, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-1885), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Архитектура и дизайн

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церкви в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

Поздний период

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Виктор Васнецов вступает в «Союз русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901-1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы.

После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника Михаила Васильевича Нестерова (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

Федор Шаляпин о художнике:

Как-то в гостях у Васнецова в доме на одной из Мещанских улиц Москвы был Федор Иванович Шаляпин. «Приятно было мне в такой обстановке, исключающей всякую словесную фальшь, услышать о Васнецове, горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного, - вспоминал оперный певец.

- Я ему ответил, что не могу принять хвалу целиком, так как в некоторой степени образ этот заимствован мною от него самого. Действительно, в доме одного знакомого я видел сильно меня взволновавший портрет – эскиз царя Ивана с черными глазами[en], строго глядящими в сторону, – работы Васнецова. И несказанно я был польщен тем, что мой театральный Грозный вдохновил Виктора Васнецова на нового Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и с посохом. Комплимент такого авторитетного ценителя, как Васнецов, был мне очень дорог».

«Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – на перекрестках дорог…» - так писал о ней в книге «Маска и душа».

Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве. (М. Н. Соколов)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)