Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

В.И. Немирович-Данченко Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Владимир Иванович Немирович-Данченко — биография

Владимир Иванович Немирович-Данченко
Фото Немировича-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — русский[en] и советский театральный режиссёрРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР (1936). Знак зодиака — Козерог.

Брат писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-х годов критикЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский).
, с 80-90-х писатель, драматург и педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).. Реформатор русского театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, он вместе с Константином Сергеевичем Станиславским в 1898 году основал Московский Художественный театр имени М. Горького.

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года в Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР. В юности участвовал в любительских спектакляхСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.. Учился в Тифлисской гимназииГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).

В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов.
, которую с успехом окончил с серебряной медалью и затем в 1876 — 1879 годах учился на физико-математическом факультете Московского университетаУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика.

Прозаические произведения Немировича-Данченко были отмечены влиянием писателя Антона Павловича Чехова: повести, посвященные деревнеДеревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село).

В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города.
, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравамНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
«Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и другие ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. привело Владимира Ивановича к мысли о необходимости его коренной реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Владимир предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТаМХАТ, Московский Художественный академический театр имени Максима Горького — основан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 года назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 имени Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр.), в труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891 — 1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы.

«Три сестры» А. П. Чехова
Три сестры

Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Владимиру Ивановичу принадлежало определяющее положение в области репертуараРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар».. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Владимир Иванович способствовал привлечению драматургии Максима Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902).

Сцена из спектакля «На дне» М. Горького
«На дне»

Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Генрика Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 году он поставил трагедию «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры великого художника — мастерство психологического анализаАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое)., умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1914).

В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романаРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Федора Михайловича Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля Максимом Горьким.

«Братья Карамазовы»
«Братья Карамазовы»

Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Немирович-Данченко не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Леонида Николаевича Андреева).

Спекталь Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

Новые перспективы перед Немировичем-Данченко открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства., в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизмаГуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.. Режиссер настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «БлокадеБлокада (английское blockade):

1) Система мероприятий политического или экономического характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого государства с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований.

2) Военная блокада — изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и др.) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады — истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др. Блокада в тактическом масштабе называется блокированием.
» Всеволода Вячеславовича Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных историй и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонида Максимовича Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Николая Федоровича Погодина (1942).

Сцена из спектакля «Анна Каренина»
«Анна Каренина»

В спектаклях по романам Льва Николаевича Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Владимир Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).

Сцена из спектакля «Чайка»
«Чайка»

Режиссер широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теорииТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности., воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями Константина Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятияхВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение режиссера о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образаОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения., о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».

Сцена из спектакля «Враги»
«Враги»

Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Владимир Иванович вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 году при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» комедиографа Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыкуМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Жоржа Бизе, «Травиата» Джузеппе Верди, «Катерина Измайлова» Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, «В бурю» Тихона Николаевича Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденомОрден (немецкое Orden) — знак отличия, государственная награда за особые заслуги. В Российской Федерации учреждение орденов и награждение ими производится указами президента Российской Федерации. Лица, награжденные орденами, пользуются особыми правами и льготами.

Значение ордена как знака отличия восходит к светским орденам европейских монархов 15 века, подражавшим духовно-рыцарским орденам. Кавалеры ордена обладали привилегиями. Наиболее известен бургундский орден «Золотого руна», основанный в 1429 году
Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Режиссёрские работы Владимира Ивановича Немировича-Данченко

Московский Художественный театр

Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович»
«Царь Ф. Иоаннович»
  • 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Николаевича Толстого (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1898 — «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1899 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1899 — «Одинокие» Герхарда Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена;
  • 1902 — «На дне» Максима Горького (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1903 — «Столпы общества» Хенрика Ибсена;
  • 1903 — «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира;
  • 1904 — «Иванов» Антона Павловича Чехова;
  • 1905/6 — «Дети Солнца» М. Горького (совместно со Станиславским);
  • 1905/6 — «Бранд» Х. Ибсена;
  • 1906 — «Горе от ума» (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1907 — «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина;
  • 1908 — «Росмерсхольм» Х. Ибсена;
  • 1908 — «Ревизор» (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1909 — «Анатэма» Леонида Николаевича Андреева;
  • 1910 — «Miserere» Семёна Соломоновича Юшкевича;
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому;
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского;
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого;
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева;
  • 1912 — «Нахлебник» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • 1913 — «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского;
  • 1914 — «Мысль» Л. Н. Андреева;
  • 1914 — «Смерть Пазухина» Н. Е. Салтыкова-Щедрина;
  • 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина;
  • 1916 — «Будет радость» Дмитрия Сергеевича Мережковского;
  • 1925 — «Пугачевщина» К. А. Тренева;
  • 1929 — «Блокада» Всеволода Вячеславовича Иванова;
  • 1929 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Радиопостановка 1938 г. (инф.));
  • 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1936 г. (инф.));
  • 1934 — «Гроза» А. Н. Островского;
  • 1934 — «Егор Булычев и другие» М. Горького;
  • 1935 — «Враги» М. Горького;
  • 1936 — «Мольер» («Кабала святош») Михаила Афанасьевича Булгакова;
  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева;
  • 1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1937 г. (инф.));
  • 1938 — «Горе от ума» Грибоедов Александр Сергеевич;
  • 1939 — «Половчанские сады» Л. М. Леонова;
  • 1940 — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 1942 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, Государственная премия СССР, 1943);
  • 1943 — «Последние дни. Пушкин» М. А. Булгакова.

Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко)

МХАТ им. М. Горького
МХАТ им. М. Горького

Сочинения:

  • Из прошлого, 2 изд., М., 1938;
  • Театральное наследие, т. 1 — 2, М., 1952 — 54;
  • Пьесы, М., 1962;
  • Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].

Литература:

Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)