Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Владимир Петляков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Владимир Михайлович Петляков — биография

Владимир Иванович Петляков

Владимир Михайлович Петляков (1891-1942), российский[en] авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Создал бомбардировщики Пе-8 и Пе-2. Государственная[en] премия СССР (1941). Знак зодиака — Рак.

«Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня (15 июня по старому стилю) 1891 года в селе Самбек, Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника. В 1922 году он окончил Московское высшее техническое училище и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Конструкторская бригада Владимира Петлякова построила пятимоторный самолет «АНТ-14» («Правда») и гигант «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933-1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире.

Самостоятельную работу Владимир Михайлович начал с улучшения самолета «ТБ-3». Она дала конструктору большой опыт в создании скоростных тяжелых самолетов. Приобретенный опыт он блестяще использовал в работе над самолетом «Пе-8».

Незадолго до Великой Отечественной войны[en] Владимир Михайлович создал широко известный пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.248

После смерти отца многодетная семья перебралась в Таганрог. В этом городе он закончил приходскую школу, затем техническое училище. Работал в железнодорожных мастерских помощником машиниста. Увлечение техникой привело его в Московское высшее техническое училище, которое он с перерывом окончил в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А. Туполев пригласил Петлякова к себе в Центральный аэрогидродинамический институт.

В конструкторском бюро Владимир Петляков участвовал в проектировании самолетов АНТ-2, АНТ-4, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 и других машин. Он был одним из создателей самолета «Максим Горький» (он проектировал крылья).

Петляков работал главным конструктором Казанского авиационного завода. Широкую известность конструктору принесли две его собственные машины - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Создавая эти машины, он стремился сделать их минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства. Эти машины выпускались на Казанском авиационном заводе. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной звезды. Лауреат Сталинской премии. Амиров К. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. - Казань: Издательство "Казань", 1995, с.197

Основным предназначением возведенного на северной окраине города завода № 124 имени Орджоникидзе стал выпуск тяжелых бомбардировщиков. С началом войны специализация предприятия (после эвакуации сюда московского завода и объединения с ним оно получило новое название - № 22 имени С.П. Горбунова) претерпела некоторые изменения. С 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2. Если добавить к этому более 10 тысяч ПО-2, выпущенных заводом № 387, то получается, что почти каждый шестой самолет Великой Отечественной войны (с нашей, разумеется, стороны) получил путевку в небо в Казани.

Четырехмоторный самолет Владимира Михайловича Петлякова, носивший вначале название АНТ-42, затем ТБ-7 и только после трагической и загадочной смерти[en] своего создателя получивший по постановлению ГКО от 9 сентября 1942 года окончательное название ПЕ-8, был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Его первые экземпляры по скорости на высоте 8-10 километров превосходили в 1936 году все бомбардировщики этого класса и не уступали большинству истребителей. По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин всех воюющих стран... Султанбеков Б. История в лицах. - Казань: Таткнигоиздат, 1997, с.79

Известные модели самолётов Владимира Петлякова

  • Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6);
  • Пассажирский самолет АНТ-14 "Правда";
  • Тяжелый бомбардировщик ТБ-4 (АНТ-16);
  • Агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький";
  • Тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7);
  • Высотный истребитель ВИ-100;
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2;
  • Высотный истребитель Пе-3.

Награды

  • Два ордена Ленина;
  • Орден Красной Звезды;
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку конструкции самолёта («Пе-2»).

Владимир Михайлович Петляков погиб 12 января 1942 года. Авиаконструктор вылетел в Москву, однако самолет вследствие пожара разбился в районе Арзамаса. Похоронен на Арском кладбище».

Подробнее о Владимире Петлякове читайте в литературе:

  • Гай Давид Иосифович. Профиль крыла - М.: Московский рабочий, 1981;
  • Гай Д.И. Небесное притяжение - М.: Знак, 2005;
  • Ulrich Unger. Petljakow Pe-8 Der sowjetische Fernbomber - Berlin: Brandenburgisches Verlagshaus, 1993. ISBN 3-89488-048-1;
  • Пономарев Александр Николаевич. Советские авиационные конструкторы — М.: Воениздат, 1990. ISBN 5-203-00668-7.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)