Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
6 декабря родились[en]: Наум Исаакович Эйтингон, Владимир Наумович Наумов
Скончались[en]:
Матильда Феликсовна Кшесинская, Джозеф Блэк, Рудольф Вольф

Владимир Соловьев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Владимир Сергеевич Соловьев — биография

Владимир Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьеврусский религиозный мыслитель, философ, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Знак зодиака — Водолей.

Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Александровича Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова, Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких, Павла Александровича Флоренского, Семёна Людвиговича Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Александровича Блока и других.

Владимир Соловьев родился 28 января (16 января по старому стилю) 1853 года, в Москве, в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. Мать, Поликсена Владимировна — принадлежала к дворянской украинско[en]-польской семье Романовых, среди предков которой был известный малороссийский философ Григорий Саввич Сковорода, приходившийся Владимиру Сергеевичу двоюродным прадедом.

Вова отучился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение — уже в Пятой московской гимназии. После окончания гимназии в 1869 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение.

Окончив университет в 1873 году, Владимир Сергеевич по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 года он переселился в Сергиевский Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.

В 1874 году в возрасте 21-го года Владимир Соловьев написал магистерскую работу «Кризис западной философии». В своём труде философ выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (рационалистического) и «эмпирического» знаний. Защита состоялась 24 ноября 1874 в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего он получил звание штатного доцента философии. Один семестр он читал лекции в Московском университете.

«Великолепный знаток мировой философской мысли (возглавлял философский отдел лучшей русской энциклопедии Брокгауза и Ефрона), он был связан многими нитями с отечественной культурой. На эти связи повлияло прежде всего семейное воспитание — он был сыном выдающегося историка России[en] С. М. Соловьева».

«Я принадлежу не себе, — писал он, — а тому делу, которому буду служить».

«Вершиной творчества Соловьева является его нравственная философия, изложенная в самом крупном его труде «Оправдание добра» (1897-1899). В январе 1900 года он был избран почетным академиком по Разряду изящной словесности вместе с Львом Николаевичем Толстым, Владимиром Галактионовичем Короленко, Антоном Павловичем Чеховым и другими.

Русская тема в творчестве Соловьева подчинена принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его. Ей посвящена самая значительная часть его философской публицистики: сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Русская идея» (1888), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891), «Византизм и Россия» (1896) и др. Он ратовал за единство России и Европы, за объединение всех трех разновидностей христианства — католичества, православия и протестантизма. Этим объясняется его неприятие отождествления христианства лишь с православной религией. Он выступал и против сведения русской идеи к «христианской монархической идее».

«Сущность русской идеи в представлении Соловьева совпадает с христианским преобразованием жизни, с построением ее на началах истины, добра и красоты».

Отрывки из произведения В. С. Соловьева «Русская идея» (1888)

Россия «...является страной, не известной Западу, страной, о которой на Западе имеют ложные представления».

«Но истинное величие России — мертвая буква для наших лжепатриотов, желающих навязать русскому народу историческую миссию на свой образец и в пределах своего понимания. Нашим национальным делом, если их послушать, является нечто, чего проще на свете не бывает, и зависит оно от одной-единственной силы — силы оружия. Добить издыхающую Оттоманскую империю, а затем разрушить монархию Габсбургов, поместив на месте этих двух держав кучу маленьких независимых национальных королевств, которые только и ждут этого торжественного часа своего окончательного освобождения, чтобы броситься друг на друга. Действительно, стоило России страдать и бороться тысячу лет, становиться христианской со Святым Владимиром и европейской с Петром Великим, постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом, и все это для того, чтобы в последнем счете стать орудием «великой идеи» сербской и «великой идеи» болгарской!»

«В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных».

«Но дух национального эгоизма не так-то легко отдает себя на жертву».

«Нигде, под предлогом змеиной мудрости, не допускается столько сделок и компромиссов, унижающих достоинство церкви, ослабляющих уважение к ее авторитету. Все это происходит, главным образом, от недостатка веры в силу истины...»

«...и меч духовный — слово — ржавеет, упраздненный мечом государственным[en]...»

«Я говорю о новом идолослужении, об эпидемическом безумии национализма, толкающем народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего и вселенского Божества».

«Но народ русский — народ в глубине души своей христианский, и непомерное развитие, которое получил в нем антихристианский принцип абсолютного государства, есть лишь обратная сторона принципа истинного, начала христианского государства, царской власти Христа. Это и есть второе начало социальной троицы...» Русская идея/ Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. - М.: Республика, 1992, с. 203.

Владимир Сергеевич Соловьёв скончался[en] 13 августа (31 июля по ст.ст.) 1900 года, в имении Узкое, Московской губернии, в возрасте 47 лет. Исследователи были убеждены в том, что поэт и философ подкосил свой организм неимоверным трудом и значительными периодами поста, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)