Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Вольфганг Моцарт Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Вольфганг Амадей Моцарт — биография

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт Вольфганг Амадей (нем. Wolfgang Amadeus Mozart) (1756-1791) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства[en]. Знак зодиака — Водолей.

В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. «Юпитер», все 1788).

Свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.

Из сочинений Моцарта были напечатаны 6 трио для духовых инструментов, два концерта для клавесина, квартет для струнных инструментов, 3 сонаты, около 10 тем с вариациями для клавесина и проч.

Корни творчества

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Зальцбургском архиепископстве, в Священной Римской империи.

Вольфганг Амадей Моцарт

В.А. Моцарт в возрасте 6 лет, 1762 год

Отцом Вольфганга Моцарта был способный и честолюбивый музыкант, сын переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт (1719-1787). В 1739 Моцарт-отец поступил на службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность придворного композитора, а в 1763 — придворного вице-капельмейстера.

Леопольд Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» (Versuch einer grundlichen Violinschule, 1756), в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты, камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы, другие композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.

Гениальный ребенок

Феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его сестра Мария Анна (Наннерль) (1751-1829). Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и продемонстрировать всему миру.

В середине 1763 года семья Моцартов отправилась в трехлетнее путешествие по странам[en] Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И. К. Баха, ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка» (в 1768 ее венская постановка сорвалась из-за интриг).

Первые шаги

1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-1772 трижды выезжали в Италию. В 1770 Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж. Б. Мартини (больше известного как Падре Мартини, 1706-84), был избран в болонскую Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта».

Позднее в Милане были поставлены серената «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем.

Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе. В Вене Вольфганг Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург — симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, «дивертисментной» трактовки жанра симфонии. Не считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа «Мнимая садовница» (начало 1775), период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа. Среди сочинений этого времени — несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации).

Мангеймская школа

В сентябре 1777 года Моцарт в сопровождении своей матери отправился в Мюнхен и Мангейм. За четыре месяца пребывания в Мангейме Моцарт сблизился с Кристианом Каннабихом (1731-1798) — видным представителем мангеймской школы, которая с середины 18 века до конца 1770-х годов диктовала музыкальную моду всей Европе. За это время Моцарт сочинил ряд произведений для фортепиано и для флейты, однако его чувства и мысли были заняты главным образом юной певицей Алоизией Вебер.

Основная цель поездки — подыскать для Моцарта подходящую должность — осталась недостигнутой. Из Мангейма Моцарт и его мать, повинуясь воле оставшегося в Зальцбурге Л. Моцарта, выехали в Париж. Этот визит также не дал практических результатов, если не считать успеха 31-й симфонии («Парижской»), сочиненной с учетом вкусов местной публики. Пребывание Моцарта в Париже было омрачено смертью матери (3 июля 1778).

На службе у архиепископа

Между тем Л. Моцарт убедил князя-архиепископа Иеронима фон Коллоредо вновь взять его сына на службу, на этот раз в качестве не только концертмейстера, но и придворного органиста. Моцарт принял это назначение неохотно, главным образом ради отца. В новую должность он вступил в январе 1779 года. До конца 1780 Моцарт создал ряд произведений для церкви, в том числе «Коронационную мессу», а также несколько симфоний (выделяется Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, отмеченная мангеймским влиянием), оркестровых серенад, концертных арий и др. Однако основным предметом его устремлений оставался музыкальный театр, и он с радостью принял заказ на оперу-сериа для баварского придворного театра.

В ноябре 1780 Моцарт выехал в Мюнхен, где провел ближайшие месяцы, сочиняя и готовя к постановке оперу «Идоменей, царь Крита» на сюжет из греческой мифологии. Все это время он переписывался с отцом, через которого сообщал о ходе работы своему либреттисту Дж. Вареско (жившему в Зальцбурге); эта переписка позволяет судить об особенностях подхода Моцарта к оперному жанру. Премьера «Идоменея» 29 января 1781 прошла с большим успехом. Партитура оперы отличается необычайно богатым, насыщенным и виртуозным оркестровым письмом (она создавалась для знаменитого мангеймского оркестра, который с 1778 находился в Мюнхене). Помимо разнообразных по форме и настроению арий и хоров, опера содержит глубоко выразительные речитативы и несколько ансамблей, в которых Моцарт впервые проявил свое мастерство многогранной и вместе с тем лаконичной обрисовки характеров.

В роли свободного художника

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт в юные годы. Гравюра со статуэтки неизвестного мастера

В марте 1781 архиепископ вызвал Моцарта в Вену, куда зальцбургский двор выехал для участия в торжествах по случаю вступления на императорский престол Иосифа II. В Вене недавний мюнхенский триумфатор вновь оказался в положении бесправного слуги архиепископа (последний ни разу не позволил Моцарту выступить в присутствии императора). Нежелание Моцарта терпеть произвол своего хозяина привело к росту напряженности в их отношениях; наконец, в мае Моцарт подал в отставку (или был изгнан) со службы. Поскольку надежды занять должность при императорском дворе не оправдались, Моцарт избрал жизнь свободного художника в городе, который он считал наилучшим местом для приложения своих талантов.

В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 году Вольфганг получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал материальные трудности.

4 августа 1782 года Моцарт женился на певице Констанце Вебер (1762-1842), сестре Алоизии.

«Похищение из сераля» и шесть квартетов

В 1782 году в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля (немецкой простонародной комедии с музыкой), Моцарт создал произведение с большими и сложными ариями и яркой, сочной оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»). «Похищение из сераля» имело большой успех и вошло в репертуар многих провинциальных трупп.

Шесть масштабных, изобилующих контрастами и насыщенных полифонией струнных квартетов, созданных между 1782 и 1785, Моцарт посвятил Гайдну. Моцарт восхищался творчеством Франца Йозефа Гайдна (в частности, его Квартетами соч. 33). Гайдн, в свою очередь, говорил Леопольду Моцарту: «Ваш сын — величайший из композиторов, которых я знаю; у него есть вкус и, более того, есть совершенное знание композиторского ремесла».

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Неизменно оставаясь в рамках традиционной схемы из трех частей, Моцарт всякий раз наполняет ее новым содержанием. В каждом из концертов неповторимым образом сочетаются виртуозный блеск, лирика (часто с оттенком печали) и симфонический размах.

Музыкальный театр — одна из вершин Моцарта

В 1783 году Моцарт дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либретто («Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), однако оба раза прекращал работу в самом начале. Между тем динамичный буффонный жанр соответствовал художественным пристрастиям Моцарта в большей степени, чем чрезмерно «формализованный» жанр оперы-сериа. Композитор особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Джованни Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой характеров.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт за инструментом

За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790 году.

В текстах Да Понте соблюдены обычные условности итальянской оперы-буффа и веселой драмы: переодевания, «ансамбли замешательства» и «финалы действия», комические ситуации во взаимоотношениях господ и слуг и т. д. Вместе с тем основная идея всех трех опер глубока и серьезна: в жизнь обычных, ничем не примечательных людей вторгается нечто, превосходящее их способность к пониманию и подвергающее тяжелому испытанию их нестойкие души.

В опере «Дон Жуан» это «нечто» прямо персонифицировано в демоническом образе главного героя. Глубинное содержание всех трех опер наиболее выразительно воплощается в «ансамблях замешательства» и «ансамблях противоречия», где голоса персонажей-антагонистов сливаются в сложном и парадоксальном единстве.

Последние годы жизни

Позднее инструментальное творчество В.А. Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы. К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта. Если в 39-й симфонии преобладают лирические, а в 40-й симфонии — трагические настроения, то величественная 41-ая симфония («Юпитер») по богатству контрастов и сложности полифонического языка не имеет себе равных во всей симфонической музыке 18 века. Последними опытами Моцарта в концертном жанре стали 27-й концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для кларнета с оркестром; в обоих преобладает мягкий, умиротворенный тон.

В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита».

По возвращении в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 года «Волшебную флейту». В этом произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи), лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).

Реквием

Летом 1791 года Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болеет[en] (по-видимому, от почечной недостаточности), успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его учеником Ф. К. Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Моцарт. С гравюры неизвестного художника 18 в.

Поскольку Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле. Вдова пережила его на 51 год. В 1799 она передала рукописи Моцарта И. А. Андре (1775-1842), издателю посмертного собрания его сочинений. В 1809 Констанца вышла замуж за датского дипломата Г. Н. Ниссена (1761-1826), который с ее помощью написал биографию Моцарта.

Каталог произведений Моцарта, составленный Л. фон Кехелем (1-е издание 1862; исправленное издание под редакцией Альфреда Эйнштейна, 1937), включает свыше 600 позиций, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфонию (не считая Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и нескольких юношеских симфоний, не входящих в основную нумерацию), 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 8 концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, 6 струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Из шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Его старший сын, Карл Томас (1784-1858), не стал музыкантом. Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг Амадей-младший, 1791-1844), был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, в том числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и Антонио Сальери (1750-1825), долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838 вернулся в Вену. Сочинял музыку для фортепиано (концерты, сонаты, вариации), ансамбли с участием фортепиано, романсы и песни.

Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта. (Л. О. Акопян, Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в 0:55 ночи в Вене, в Священной Римской империи.

«Спи, моя радость, усни» — Толкунова

«Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование. В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела», позже написала она. «На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка - за это я могу поручиться». Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта.

Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться. «Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, - сказал композитор. - Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти». С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения - заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача[en], который велел прикладывать к пылавшему лбу больного компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0:55. Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия». Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. - М.: Вече, 2000, с. 403 - 404.

«31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти[en] композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записке без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных». Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. - М.: Вече, 2000, с. 404.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности