Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Имена - главная

Ступень вторая: Молодость - это тридцать романтических лет

Литературный автопортрет. Фамильная автобиография академика Н. Н. Халаджана.

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

 

Да, это была новая моя ступень, теперь уже вторая - наивная, но профессионально-образовательная.

Лучшего тогда и мечтать было невозможно. Этот мой училищный Класс очень скоро превратился в мою “фирменную”, но и “фамильную” Театральную Театральную школу! И мне это было разрешено! Потом же оказалось, что от меня именно этого и ожидали, на что и приглашали. А “фамильную” - так по известной традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
в творческих школах именовать классы фамилией педагога. Предложение это было не случайным. Я был на виду в крае, меня и выдвинули.

Здесь мне дали полный Театральный класс! Полный, потому что я в нём вёл все театральные дисциплины: помимо режиссуры, включающей историюИстория (от греческого historia — рассказ о прошедшем, об узнанном):

1) Процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др.
драматургии и сценографию, ещё сценическую речь и грим, и сценическое движение с падением, фехтование и ряд других. Мы в институтеИнститут (от латинского institutum — установление, учреждение) — название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно-исследовательских учреждений. все их скрупулёзно изучали, да и в самодеятельных студиях я ими увлекался. В общем, здесь я в себя уже поверил и с радостью согласился на столь высокое предложение. Я просто жил театральной педагогикой. Это был новый красивый этап в моей жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза.. Одно только было плохо, здесь нам не дали уже привычного жилья, а комнатка, какую мы снимали частно, была настолько убога и мала, что на полу для детской кроватки в ней не было места: на ночь мы ставили стиральную лохань на дровяную плиту и уже в неё укладывали спать нашу маленькую дочь. Как ныне говорят, жили мы “за чертой бедности”… Но такова судьбаСудьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе ), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум).

Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 века понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
была всех преподавателей, училище уже много лет пробивалось к краевому центру. Во всех смыслах наше счастьеСчастье — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. было ещё впереди.

Но в самом училище и я, и мои студенты гордились театральной причастностью, ещё они называли себя “Халаджановцами”. Всё было здорово! И вот уже первый выпуск. Принимает его “Государственная комиссия”, в её составе выдающиеся артисты и режиссёры. Сначала мы классом выпускников даём спектакльСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. по пьесе Константина Михайловича Симонова “Русский вопрос”, и далее - индивидуальные экзамены. И за редким исключением, все на отлично! Но прежде это, разумеется, был экзамен мне. И я его выдержал!

И в личном быту каскад новых испытаний. Переступает по обе стороны порог жизни и смерти моя героическая Тамарочка, в тяжелейших страданиях родившая нам второго ребёнка. Ожидая её из роддома, чудом выжившую, с нашим сыном, и я решился на героический поступок. (ПодарокПодарок:

1) Вещь, которую дарят, подарили.

2) Что-либо хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).
!) Срочно получил земельный надел, купил в кредит сборный трёхкомнатный бревенчатый дом и организовал оперативную его сборку. Мать моего сыночка горячо оценила тогда совпавшие поступки - мой и Юрия Гагарина! Какое же это было прекрасное время. Здесь кстати, можно отметить ещё одно очаровательное обстоятельство, скрытое от внешних глаз.

Наверное, все папы испытывают счастливое изумление, когда их мамы приносят новорожденных деток. Я именно так торжествовал, встретив свою первеницу, свою родную доченьку. Но пусть она не обидится, что обрести своего сыночка, а ей братика-защитника, я даже мечтать боялся. Как же стыдно мне было перед задушевным другом, красавцем, известным кубанским певцом Владимиром Фиалковским, когда и вторым его ребёнком была дочь, а у меня… - СЫН! Да ещё с такой борьбой за их с мамочкой жизнь! Когда я об этом думал, у меня всегда выступали слёзы счастья. Как же прекрасна Молодость! Разумеется, со взрослостью это наше наивное вожделение улыбчиво испаряется, и девочки наоборот, целиком захватывают родителей, особенно отцов. Но тогда, в ту пору!..

И вот уже шёл новый набор студентов - “культуристов”, и я в нём участвовал экзаменатором на театральном отделении. Во множестве беседовал о хорошести поступления на театральную специализацию с родителями абитуриентов и с районными “купцами-администраторами” о хорошем распределении к ним молодых театральных деятелей. Приглашают в очередной раз меня к директору, вижу там двух новых “купцов”, не удивляюсь, улыбаюсь, сажусь. И вдруг до меня доходит, что на этот раз они приехали за мной - приглашают в Краснодарское Краевое управление культуры руководить народным (то бишь самодеятельным!) творчеством.

А я ж уже сделал решительный шаг к осёдлости, Свой Дом строю, да и коллектив училища стал родным. Но была и теневая сторона: здесь же, в училище, в его учебной части, уже у меня назревал конфликтКонфликт (от латинского conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил. “за нарушение мною стандартных методик преподавания”! За мои “вольничанья” и “педсамодеятельность”! Вот уж воистину противоречива моя выдвиженческая судьба! Но решение должно было быть не за мной, за Тамарочкой, хотя предложение мне было заманчиво вероятностью именно свободой, “вольничьем”. В общем мы опять приехали в Краснодар. А великую собственность нашу, в долгах недостроенный дом, мы подарили подруге Тамариной, нашей сотруднице, они с таким же учителем только поженились. Мы передали им и кредитные обязательства.

Роли мои на новой управленческой должности состояли в повсеместной в городе и крае организации “здоровой” художественной самодеятельности, её идеологически выдержанного репертуараРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». и высокого мастерства исполнения. Непрерывного её соревновательного ведения. Предстояло и создание собственного в Краснодаре концертно-театрального училища, что именно и решило наш сюда переезд. В общем на культурном фронте всё интересно устраивалось. Я просто пел от радости такого творческого масштаба, было по настоящему что делать.

Но вот старый ржавый вопрос пока был совершенно обойден: мы стеснялись, не задавали, и они, видимо, считая его “мелким“, не заговаривали о нём. Лишь наивная наша надежда была на горисполком, давнишнюю там постановку нас “на очередь”. Мы спешили и боялись туда идти, хотя прошло с тех пор уже шесть лет! И как не парадоксально, мы пришли туда, предъявили справки с места работы в Крайисполкоме, и где-то через час уже имели “ордер” на вселение в двухкомнатную коммунальную квартирку на втором этаже. Раньше этот домик тоже был прачечной, а на его втором этаже была сушильня. Вот в неё, несколько обустроенную, мы и вселились.

Это действительно была высшая ступень моей клубной и театральной эпопеи. Сначала здесь пару лет я с жаром отдавался повсеместному на Кубани процветанию художественной самодеятельности, мотался с коллективами по всему Краю, провел несколько захватывающих конкурсов по видам искусств, дождался-таки и открытия Краснодарского концертно-театрального училища!

Ещё я с самого начала, параллельно с работой в Управлении культуры, стал преподавать художественные дисциплины в различных училищах и школах. Как же счастлив я был, впервые приглашённый “читать” эстетикуЭстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. и историю культуры, вновь введённые в общеобразовательной школе! Всякий раз, входя в неё учителем, я испытывал благоговейный трепет священнодействия. И с какой высокой благодарностью к детям я шёл окруженный ими, и по школе, и далеко от неё. Но очень скоро эта радость обратилась горьким разочарованием - таковым меня эта школа буквально отторгала. Мол так (!) как я - преподавать нельзя, мол, вся история школы - против. Я уже просил пощады, чтобы так “читать” разрешили только эти мои художественные предметы! В конце концов они мне сказали, что если бы я был специально педагогически образован, то знал бы, что так “театрально по-новому“ - нельзя. Вообще “нельзя по-новому”! И стали демонстративно “остывать” ко мне, как деликатно выразилась одна образовательная начальница. Был ли смысл вступать в спор, тогда как основные, мы с большим интересом изучали целый ряд педагогических дисциплин в нашем Институте культуры! Вся надежда оставалась на театральное училище.

Ну, посудите сами, было ли действительно что-то весьма значительное в следуемой мною новой школьной методической логике. Вот некоторый образОбраз:

1) В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
той, мною представляющей как лучшая форма познания всего, и школы, и жизни, какою стихийно была вся моя личная жизнь, и какою была школа искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. великого театрала Константина Сергеевича Станиславского. Вот буквально в двух словах, самая суть.

Удивительная их схожесть состоит в наивной простоте бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология». человеческого: “Как попашешь, так и пожнёшь”! И как бы ни изощрялись всех мастей доброхоты изменить этот порядок, “свалить на чужачка”, чужа, пуста и дика будет пашня селянина. И вот от такой-то простоты основы основ восхождение к вершинам ярчайшего культурного, художественного подвига зависит от того главного, “Кто эту пашню САМ запашет”?!

Своим ученикам К.С. Станиславский преподаёт их самим себе. Он не говорит им что и как делать на сцене, в отношении драматургических “Предлагаемых обстоятельств”, ждёт, когда они сами начнут творить нечто, то есть “Верно жить”! А он, словно сам у них учащийся, будет терпеливо говорить своё знаменитое: “Не верю!” Как Сама Жизнь! Пока те по своему почину не сотворят Себе и Миру нечто “Новое, Прекрасное”! И выходило из этого великое образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование., где и когда артист должен был творить подлинное: Сам Себя Учить, на строгую оценку своего, именно потому Великого Учителя - К.С. Станиславского!

Вот так в отношении себя, и не ведая того, я сам поступал всю жизнь. А потом, уже от Станиславского, я так “читал” в школе, с той лишь разницей, что в качестве театральных “Предлагаемых обстоятельств” я в школе, назвав очередную тему и кратко, “установочно” рассказав о её проблемах - вопросах, предлагал на дом соответствующую литературуЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
(её библиографию для заказа в библиотеке). А уже потом, вместо традиционного учительского, обязательного заучивания, по прочтении этой литературы мы все дружно рассказывали своё видение и обсуждали, чьё из наших суждений о прочитанном есть самое верное и интересное. А в сути, каждый всегда оставаясь при Своём мненииМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо! Результат такого познания был празднично превосходный, как мы сегодня говорим, “высоко продуктивный”. Я эти уроки искренне воспринимал “педагогически достающими” детей и своими житейскими праздниками. А учительство же...… Да я уже об этом говорил. Последним аккордом в цепи этих моих образовательных переживаний была отмена открытия Краснодарского театрально-концертного училища.

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)