Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Жан Кокто Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Жан Кокто — биография

Жан Кокто

Жан Коктофранцузский писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., художникХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, театральный деятель, драматург, киносценарист и режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, великий экспериментатор. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века. Знак зодиака — Рак.

Жан Кокто родился 5 июля 1889 года в Мезон-Лаффите, в обеспеченной буржуазной семье. Его отец, адвокат и художник-любитель, покончил с собой, когда ему было девять лет. Это трагическое событие глубоко повлияло на формирование будущего писателя. Впоследствии тема смерти[en], которую он называл «своей возлюбленной[en]», стала для него одной из ведущих тем. Писать стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. Кокто начал с 1906 года и дебютировал как поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений.: «Лампа Аладина», (1908), «Легкомысленный принц» (1910), «Танец Софокла» (1912). ПоэзиюПоэзия (греческое poiesis):

1) до середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
он считал основой любого искусства и на протяжении всей жизни публиковал сборники: «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Опера» (1927), «Аллегория» (1941), «Леона» (1945), «Распятие» (1946), «Греческий ритм» (1951). За год до смерти Жан Кокто издал поэмуПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«Реквием» (1962), в которой были собраны воедино все основные мотивы его творчестваТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности..

Воспитанный на любви к классическому искусству, Жан Кокто начал пересматривать свои взгляды после знакомства с Марселем Прустом и Сергеем Павловичем Дягилевым, который привлек его к сотрудничеству с «Русским балетом». Кокто написал либретто для этой труппыТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров., а также для нескольких независимых театровТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
.

В 1913 году он открыл для себя музыку Игоря Михайловича Стравинского и завязал дружеские отношения с композитором, которому посвятил книгу «Потомак» (1919). Сценическая деятельность Кокто способствовала появлению спектакля нового типа, отрицавшего традиции и отражавшего настроения «потерянного поколения«Потерянное поколение» (английское lost generation) — часто употребляемое определение поколения писателей дебютировавших после Первой мировой войны и в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом войны. Выражение приписывается Гертруде Стайн; использовано Э. Хемингуэем в эпиграфе к роману «И восходит солнце» (1926).

Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма у Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона, Ф. С. Фицджеральд.
». Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет «Парад» (1917) на музыку Эрика Сати, с декорациями Пабло Пикассо: в представлении, включавшем элементы акробатики и спорта, использовались кубистские принципы оформления. На афише к этому спектаклю впервые появилось придуманное Гийомом Аполлинером определение «сюрреалистический».

В книге «Петух и арлекин» (1918) Кокто дал восторженную оценку «простой и ясной» музыке Сати, противопоставив ее «напыщенной выспренности» Рихарда Вагнера и Клода Дебюсси. Вскоре Кокто стал идеологом «Шестерки«Шестерка» («Les Six») — творческое содружество французских композиторов, сложившееся после 1-й мировой войны и существовавшее в 20-х гг. Идеологи — Ж. Кокто и Э. Сати, члены — Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, неприятие музыкального импрессионизма.» — группы французских композиторов-новаторов, писавших музыку к его балетам, первым из которых был протестующий против устаревших вкусов гротеск «Свадьба на Эйфелевой башне» (1921). Но уже в 1926 году писатель Жан опубликовал сборник литературно-критических эссе «Призыв к порядку», свидетельствующих о разочаровании в принципах авангардистского искусства, которые сами превратились в некую догму. Он обратился к античной мифологииМифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение)., создавая новую интерпретацию сюжетов классических трагедий: пьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
«Антигона» (1922), «Адская машина[en]» (1934); либретто к опере-ораторииОратория (итл. oratorio, от лат. oro — говорю, молю) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью.

Сложилась к конце 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).
Стравинского «Царь Эдип» (1928).

Центральным для Кокто стал миф об Орфее, повлиявший на все сферы его творчества. Новое и чрезвычайно плодотворное поле деятельности он обрел в кинематографеКинематограф (от греческого kinema, род. п. kinematos — движение и «граф») —

1) Первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран.

2) Зрелище (а также система его организации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.

3) Устаревшее название кинотеатра.

4) Часто термин «кинематограф» употребляют в значении «киноискусство».
, сняв в 1930 году свой первый фильм «Кровь поэта», заложивший основы его личной мифологии. В том же году, после пребывания в наркологической клинике, он опубликовал эссе «Опиум» с собственными иллюстрациями, выполненными в экспрессионистической манере. Первым прозаическим сочинением поэта был роман «Самозванец Тома» (1923), основанный на впечатлениях от Первой мировой войны (First World War), но шедевромШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. его в области прозыПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
считается роман «Трудные дети[en]» (1929), герои которого гибнут, будучи не в силах покинуть «зеленый рай детской любви».

После Второй мировой войны (World War II) Кокто возвратился к балету: в качестве либреттиста и художника-декоратора он участвовал в создании экспериментальных спектаклей «Юноша и Смерть» на музыку немецкого композитора, органиста и клавесиниста Иоганна Себастьяна Баха (1946) и «Федра» на музыку Жоржа Орика (1950). Его духовные поиски в послевоенные годы отразились в снятых им по собственным сценариямСценарий (от итальянского scenario):

1) Краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
фильма «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1959). В 1955 году Кокто был избран во Французскую Академию. (Е. Д. Мурашкинцева)

Семейная жизнь Жана Кокто

В 1932-1934 годах Ж. Кокто жил с русской актрисой, княжной Натальей Павловной Палей. Они расстались после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто.

Жан Кокто был бисексуалом. С 1937 года и до его смерти в 1963 году его спутником жизни был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах.

Творчество Жана Кокто

Пьесы

  • Орфей (Orphée, 1926);
  • Человеческий голос (La Voix humaine, 1930);
  • Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937);
  • Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde);
  • Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938);
  • Священные чудовища (Les Monstres sacrés, 1940);
  • Пьеса, написанная для Эдит Пиаф — «Равнодушный красавец».

Кинофильмы

  • 1932 — Кровь Поэта (фр. Le Sang d'un poète);
  • 1946 — Красавица и Чудовище (фр. La Belle et la Bête);
  • 1948 — Двуглавый орёл (фр. L'Aigle à Deux Têtes);
  • 1948 — Ужасные родители (фр. Les Parents terribles);
  • 1950 — Кориолан (фр. Coriolan);
  • 1950 — Орфей (фр. Orphée);
  • 1959 — Завещание Орфея (фр. Le Testament d'Orphée);
  • 1965 — Самозванец Тома / Thomas l’imposteur;

Так же, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос»;

Публикации на русском языке

  • Самозванец Тома. М.: Никитинские субботники, 1925. Перевод с французского В. Мониной;
  • Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985;
  • Петух и арлекин. СПб: Изд-во «Кристалл», 2000 (Содерж.: Лирика; Самозванец Тома: Роман; Театр: Пьесы: Орфей; Человеческий голос; Трудные родители; Священные чудовища; Карманный театр; Корот. пьесы, сценарии и монологи; Кинематограф: Неосуществленные синопсисы; Беседы о кинематографе; Эссе);
  • Петух и Арлекин: Либретто. Воспоминания. Статья о музыке и театре. (Издание подготовил М. А. Сапонов; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Кафедра истории зарубежной музыки.) — М.: Прест,2000. (Литературные памятники музыкального авангарда; Вып. 1);
  • Сочинения в 3-х томах. М.: Аграф, 2001—2005;
  • Портреты-воспоминания. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2002;
  • Тяжесть бытия. СПб.: Азбука-Классика, 2003. (Содерж.: Самозванец Тома; Призыв к порядку; Тяжесть бытия; Беседы о кинематографе; Из книги "Критическая поэзия"; Несобранные эссе; Из лирики);
  • Портреты-воспоминания (2-е издание). СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010;
  • Ужасные дети. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010;
  • Стихотворения. — Перевод с фр. М. Яснова. — на фр. и русском языках — М. Текст, 2012. — 253[3] с. (Тираж 3000 экз.) ISBN 978-5-7516-1022-7;
  • Вокруг света за 80 дней. Мое первое путешествие. — Перевод с фр. А. Захаревич. — М. Текст, 2013. — 240 с.

Жан Кокто скончался 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе.

Подробнее о Жане Кокто  читайте в литературе:

  • Aschengreen E. Jean Cocteau and the dance. Kobenhavn, 1986;
  • Brosse J. Cocteau. P.,1970;
  • Brown F. An impersonation of angels. A biography of Jean Cocteau. NY, 1968;
  • Crosland M. Jean Cocteau; a biography. New York: Knopf, 1956;
  • Evans A.B. Jean Cocteau and his films of Orfic identity. Philadelphia, 1977;
  • Fowlie W. Jean Cocteau: the history of a poet’s age. Bloomington: Indiana UP, 1966;
  • Fraigneau A. Cocteau par lui-même. P., 1957;
  • Jejcic M. Le savoir du poète. Œdipe selon Jean Cocteau, éd. Agalma, 1996;
  • Kihm J.-J. Jean Cocteau. P., 1960;
  • Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. Paris: J.-C. Lattès, 1989;
  • Mourgue G. Cocteau.P.,1990;
  • Oxenhandler N. Scandal & parade: the theater of Jean Cocteau. New Brunswick: Rutgers UP, 1957;
  • Sprigge E. and Kihm J.-J. Jean Cocteau. NY, 1968;
  • Steegmuller F. Cocteau. A biography. Boston-Toronto, 1970;
  • Touzot J. Jean Cocteau. Lyon: Manufacture, 1989;
  • Touzot J. Jean Cocteau, qui êtes-vous? Lyon, 1990;
  • Caizergues P. Jean Cocteau, quarante ans après: 1963—2003. Montpellier: Centre d'étude du XXe siècle, Université Paul-Valéry, Montpellier III; Paris: Centre Pompidou, 2005;
  • Jemma-Jejcic M. Jean Cocteau ou l'énigme du désir. Ce que le poète apprend au psychanalyste. Ramonville Saint-Agne: Editions Eres, 2006;
  • Гофмайстер А. О творчестве поэта Кокто. Пер. Аронович Е. // Кокто Ж. Петух и Арлекин. — М.: Кристалл, 2000. — ISBN 5-8191-0056-5. — С. 803—807;
  • Дубровина Светлана Николаевна. Мифологический театр Кокто («Антигона», «Царь Эдип», «Орфей», «Адская машина»): Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. М., 2001. (2001). Проверено 10 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012;
  • Клименок А.В. Классицизм и романтизм в драме Ж. Кокто «Двуглавый орёл». «Казанская наука» № 7 (2012). — Статья в научном сборнике;
  • Клименок Александр Владимирович. Интертекстуальность в пьесах Ж. Кокто «античного периода» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 87-93;
  • Клименок А. В. Приемы автомифологизации в творчестве Жана Кокто // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 3. С. 32-39;
  • Марэ Ж. О моей жизни: С поэт. прил. неизд. стихов Жана Кокто. М.: ТПФ «Союз театр», 1994;
  • Маре Ж. Непостижимый Жан Кокто. М.: Текст, 2003;
  • Рыкова Надежда Януарьевна. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orphée. La Voix humaine. La Machine à écrire. Poésies. M., 1976. С. 314—336;
  • Трыков Валерий Павлович. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003. (Википедия)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)