Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Жан Расин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Жан Расин — биография

Жан Расин

Жан Расин (Racine) — французский драматург, поэтПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений., представитель классицизмаКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону., член Французской академииФранцузская академия (Academie Francaise) — объединение видных представителей национальной культуры, науки и политических деятелей Франции, основано в 1635 кардиналом Ришелье. Имеет постоянный состав — «40 бессмертных». Ее членами были Ж. Б. Кольбер, Ж. Расин, П. Корнель, Д'Аламбер, Вольтер, Ш. Кондамин, В. Гюго, Л. Пастер, А. Франс и др.

Основная задача Французской академии — совершенствование французского языка, издание словаря французского языка. Входит в Институт Франции.
(1673). Знак зодиака — Стрелец.

В трагедиях «Британник» (постановка в 1669, издана в 1670), «Береника» (постановка в 1670, издана в 1671), «Митридат» (постановка и издана в 1673 году), «Федра» (постановка и издана 1677) — масштабное поэтическое изображение трагической любви, конфликта между монархическим деспотизмом и его жертвами, противоборства страстей в человеческой душе, утверждение необходимости следовать требованиям нравственного долга.

Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в Ла-Ферте-Милоне, графство Валуа, ныне департамент Эн, в 80 км к северо-востоку от ПарижаПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек.. Так же, как и  драматург Пьер Корнель, он происходил из семьи провинциальных судейских чиновников. В 1641 мальчик лишился матери, которая умерла[en] при родах[en] его единственной сестры, а в три года потерял отца. Детей взяла на воспитание бабушка.

Жану было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистовЯнсенизм — течение в католицизме, начало которому положил нидерландский богослов 17 в. Янсений. Воспринял некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Распространился главным образом во Франции (центр — Пор-Руаяль) (потерял значение к сер. 18 в.). Осужден папством.. Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642 году, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения — «благодати», от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование – одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к «греховным» движениям души и искусство анализаАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). сокрытых психологических состояний.

В 1658 году Ж. Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэмуПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«Нимфа СеныСена (Seine) — река во Франции. 776 км, площадь бассейна 78,6 тыс. км2. Течет преимущественно по Парижскому бас., впадает в прол. Ла-Манш, образуя эстуарий. Средний расход воды 400-500 м3/с, зимние паводки; в нижнем течении испытывает влияние приливов. Судоходна ниже г. Труа. Соединена каналами с Шельдой, Маасом, Рейном, Соной, Луарой. На Сене — города Париж, Руан; в эстуарии — порт Гавр.», за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 году он уехал к дяде-священникуСвященник (иерей, поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем. в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 года Жан вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес — «Фиваида» (1664) и «Александр Великий» (1665) — были поставлены Жаном Батистом Мольером. Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем — янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. и драматург является публичным отравителем душ.

В 1665 году Расин разорвал отношения с театромТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Мольера и перешел в театр БургундскийБургундия (Bourgogne) — герцогство Бургундское, историческая область во Франции, в бассейне Сены. Образует большую часть административного региона Бургундия (департаменты Кот-д’Ор, Сона и Луара и северная часть Йонны). Иногда в состав Бургундии включает также графство Бургундское, известное как историческая область Франш-Конте.

На территории Бургундии — департаменты Кот-д'Ор, Сона и Луара, Ньевр, Йонна. 31,8 тыс км2. Население 1,6 млн человек (1987). Главный город — Дижон.
отель вместе со своей любовницей, актрисой Терезой дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную рольРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
в «Андромахе». Это был первый шедеврШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Жана Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжетСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы «образОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас». Сын Ахилла Пирр помолвлен с дочерью Менелая Гермионой, но страстно любит вдову Гектора Андромаху. Добиваясь ее согласия на брак, он угрожает в случае отказа выдать грекам сына Гектора Астианакса. Греческое посольство возглавляет Орест, влюбленный в Гермиону. В «Андромахе» отсутствует конфликт между долгом и чувствомЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
: отношения взаимной зависимости создают неразрешимую дилемму и ведут к неизбежной катастрофе – когда Андромаха соглашается выйти замуж за Пирра, Гермиона приказывает Оресту убить своего жениха, после чего проклинает убийцу и кончает с собой. В этой трагедии показаны раздирающие душу человека страсти, которые делают «разумное» решение невозможным.

С постановки «Андромахи» начался самый плодотворный период в творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Расина: вслед за его единственной комедиейКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
«Сутяги» (1668) появились трагедии «Британник» (1669), «Береника» (1670), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения» (1674). Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титулТитул (от латинского titulus — надпись; почётное звание) — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество). Широкое распространение получил в сословно-феодальном обществе, а в некоторых странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне. В России после победы Октябрьской революции 1917 года титулы были ликвидированы.. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка «Федры» (1677). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с «Федрой», и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась. Беззаконная любовь жены афинского царя Тесея к пасынку Ипполиту в свое время привлекла внимание Еврипида, для которого главным героем был чистый юноша, жестоко наказанный богиней АфродитойАфродита — в греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).. Расин поставил в центр своей трагедии Федру, показав мучительную борьбу женщины со сжигающей ее греховной страстью.

Существует по крайней мере две трактовки этого конфликта — «языческая» и «христианская». С одной стороны, Расин показал мир, населенный чудовищами (одно из них губит Ипполита) и управляемый злобными богами. Вместе с тем здесь можно обнаружить существование «сокрытого Бога» янсенистов: он не подает людям никаких «знаков», но только в нем можно обрести спасение. Не случайно пьесу с восторгом принял учитель Расина Антуан Арно, которому принадлежит знаменитое определение: «Федра – это христианка, на которую не снизошла благодать». Героиня трагедии обретает «спасение», обрекая себя на смерть и спасая честь Ипполита в глазах отца. В этой пьесе Расину удалось сплавить воедино понятие языческого рока с кальвинистской идеей предопределения.

ИнтригаИнтрига — скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо, происки. вокруг «Федры» вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1690), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV. Творчество Расина представляет собой высший этап французского классицизма: в его трагедиях гармоническая строгость построения и ясность мысли сочетается с глубоким проникновением в тайникиТайна — нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет человеческой души. (Е. Д. Мурашкинцева)

Еще:

Жан был крещенКрещение — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). 22 декабря 1639 года. Он был сыном чиновника. Отойдя от янсенистов, в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия «Фиваида, или Братья-враги» (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после Пьера Корнеля, Расин создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

Тонкий и точный психологизм раскрывает драмуДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично он рисовал душевный мир женщин — ведущих персонажей его произведений.

Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характерыХарактер (от греческого charakter — отличительная черта, признак):

1) Своеобразная особенность человека.

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
и слово приобретают у драматурга особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Его идеальные героини, напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

Государство обычно предстаёт у Жана Расина как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта «Британник» (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархииМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Во всех монархических странах особа монарха является неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан Малайзии, Брунея, Омана; эмир Кувейта; великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна.
обнаруживается здесь особенно ясно.

Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно был воплощён в трагедии «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии драматурга снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами («Баязет», пост. и изд. 1672; «Митридат», пост. и изд. 1673; «Ифигения в Авлиде», пост. 1674, изд. 1675). В «Федре» (пост. и изд. 1677) Расин с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

Жизненная правда и сила изображенных Жаном страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их «Федра». Драматурга обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Расин вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию «Эсфирь» (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет «Гофолия» (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 века, он и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Жана Ресина. Завершаили его литературную деятельность «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля» (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, драматург оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революцииВеликая французская революция — буржуазно-демократическая революция 1789 — 1794 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма..

В конце 18 — начале 19 веков на русский языкРусский язык — язык русских, официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР.

Число говорящих на русском языке св. 250 млн. человек (1990). Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
было переведено большинство трагедий Ресина. Роль Федры стала одной из коронных ролей Екатерины Семеновны Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина русские[en]: поэт Александр Сергеевич Пушкин и писатель, философ Александр Иванович Герцен. В 1921 в новом переводе Валерия Яковлевича Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с Алисой Георгиевной Коонен в главной роли.

Сочинения:

  • CEuvres, t. 1 — 5, Р., 1931;
  • CEuvres complètes. Préface de P. Clarac, P., [1969];
  • Théâtre complet [Texte établi, avec préf., notices et notes, par M. Rat]. P., 1963;
  • в рус. пер. — Соч., т. 1 — 2, М. — П., 1937;
  • Федра, перевод Валерия Яковлевича Брюсова, предисловие Григория Нерсесовича Бояджиева, М. — Л., 1940;
  • Сутяги, Л. — М., 1959.

ЛитератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Жан Расин скончался 21 апреля 1699 года в Париже.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)