Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Зинаида Гиппиус Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Факты / Домой

Зинаида Николаевна Гиппиус — биография

Зинаида Николаевна Гиппиус

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) — русская поэтесса, литературный критикЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский).
, писательница, мемуаристкаМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.. Одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Скорпион.

Составила с Дмитрием Сергеевичем Мережковским один из самых оригинальных и творческиТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. продуктивных супружеских союзов в истории литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
. Идеолог русского символизмаСимволизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личностиЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
(1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. РоманРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книгаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
«Литературный дневник», 1908; псевдонимПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Антон Крайний). В сборнике «Последние стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих.» (1918), в произведениях, написанных в эмиграцииЭмиграция (от латинского emigro — выселяюсь) — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим причинам.

Нелегальная эмиграция является преступлением международного характера. Обычно под этим понятием подразумевают незаконный въезд в страну с целью обосноваться в ней, чаще всего по экономическим мотивам. Бланкетные нормы, отсылающие к национальному уголовному законодательству государств по борьбе с нелегальной эмиграцией, содержатся в конвенциях Международной организации труда. Эти конвенции предусматривают уголовное наказание, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции и предпринимателей, незаконно использующих труд нелегальных мигрантов
(с 1920), — резкое неприятие революцииРеволюция (от позднелатинского revolutio — поворот, переворот) — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.)..

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября (8 ноября по старому стилю) 1869 года в городе Белев, Тульской губернииГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области. (сейчас Тульская область), в обрусевшей немецкой дворянской семье. Её отец — Николай Романович Гиппиус был известным юристом, и некоторое время служил обер-прокурором в Сенате. Мама — Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. В связи с служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего Зина не получила полноценного образованияОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.. Различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернанткам. Стихи девочка начала писать с семи лет.

Встреча с Д.С. Мережковским

Зинаида Николаевна стала женой Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941), с которым она познакомилась в 1888 году и прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день». Гиппиус была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнениюМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей; Мережковский ввел ее в петербургскую литературную среду. В «Северном вестнике» (1895), органе «старших символистов» (Гиппиус поддерживала отношения с ведущим критиком журналаЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). Акимом Львовичем Волынским (настоящее имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. Хаим Лейбович Флексер), окончившиеся разрывом), появились ее первые шокирующие стихи «Посвящение» («Но люблю[en] я себя, как Бога») и «ПесняПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
» («Мне нужно то, чего нет на свете»); их, как и другие стихи, поэтесса включала в свои прозаические книги. Широко печатавшиеся в периодике, стихи были собраны в сборники, изданные в Москве: «Собрание стихов. 1889-1903» (1904) и «Собрание стихов. 1903-1909» (1910).

Душа и Бог

«ПоэзияПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
пределов», высшие взлеты и падения — полярный и постоянный диапазон ее поэзии. Но это не одинокая исповедь одинокой душиДуша — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ — метемпсихоза).

Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы.

В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
, а ее метафизический пейзажПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.

В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
: все ее состояния и прозрения — знаковы и были осознанны Гиппиус как ступени обретения личности в свете высшей истины, личности, превосходящей самое себя, стремящейся выйти за пределы человеческих измерений. Зинаида Николаевна безжалостно анатомировала свою душу — вялую и бессильную, мертвенную и «косную», «оцепенелую» и равнодушную; с такой душой надо бороться и одолевать — собственной волейВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. («Мысли без воли — нецарственный путь»), «хотеньем» и верой. Обращаясь к Богу (под именами Он, Невидимый, Третий) и называя стихи «молитвамиМолитва:

1) Обращение верующего к божеству.

2) Канонизированный текст обращения.
», Зинаида Гиппиус установила с ним свои, прямые и равные, «кощунственные» отношения. Бог для неё — прежде всего, путь к самораскрытию и очищению собственного я. При этом она постулировала не только любовьЛюбовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения.

У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного исторического развития человеческой личности.
к Богу, но и к себе, нелюбовь к себе называла грехомГрех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками., т. к. «безмерность» ее я, стремление к небу, жажда несбыточного и невозможного (особенно в любви, которую она также понимала метафизически, как отказ от «земного» влечения ради духовного единения в союзе двух), ожидание «чуда» — от Бога («Молитва»). Через ее волю, по мысли Гиппиус, обнаруживается воля божественная, и Бог призван или должен — императивность вообще свойственна поэтессе — освятить смелость и дерзость такой души, самое ее непокорство — «Но слабости смирения Я душу не отдам» («Глухота»), укрепить ее волю и веру («Баллада», «О другом»).

Волевые усилия по сотворению и сохранению души — «трудный» путь, от него неотделимы «дьявольские» искусы и соблазны, отчаянье и бессилие веры, и Гиппиус рассказывала о них с бесстрашной правдивостью. Правдивость, искренность, «единственность» поэзии Зинаиды признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости», холодной сдержанности ее стихов (написанных от мужского лица). Зинаиду Николаевну Гиппиус ценили как выдающегося мастера стиха (Валерий Яковлевич Брюсов, Иннокентий Федорович Анненский). Виртуозность формы, ритмическое богатство, «певучая отвлеченность» отличали её лирикуЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
конца 1890-х — 1900-х годов, впоследствии более традиционную.

Первая декадентская проза

Первые сборники рассказов Зинаиды Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» прозаическими книгами русского символизма, открывающими строй мысли «новых людей» — изломанных, болезненных, бестелесных. Всех их объединял сознательный отказ от жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза., тоска по «новой красоте», «другому небу», по всему и только «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному» («Новые люди»). Совершенно другим по манере и настроениюНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность. был прозаический дебютДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. Гиппиус — рассказ «Злосчастная» (1892), с сочувствующим вниманием рисующий «простую жизнь» (первоначальное авторское название); картины обыденного существования удавались Зинаиде Николевне и в других книгах. Двойственность человека и самого бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»., «ангельского» и демонического начала, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа (одноименная повесть «Зеркала») обнаружили влияние Федора Михайловича Достоевского. Первые книги, как и большинство последующих, вызвали ожесточенное неприятие либеральнойЛиберал (от латинского liberalis — касающийся свободы, свободный):

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле — член либеральной партии.
и народнической критики — за противоестественность, невиданность, претенциозность героев писательницы. В «Третьей книге рассказов» (1902) парадоксальность чувствЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
и устремлений таких же «болезненно-странных» героев более художественно мотивированы, переданы через борение сознанияСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности., их ценности (автобиографически близкие самой Гиппиус) — через мучительный поиск, часто с трагическим исходом, другой, вразрез с общепринятой моральюМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
и правдой. Зинаида Николаевна сформулировала свою метафизику любви (соотносимую со «СмысломСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. любви» философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева) и страдания: любить не для себя, не для счастьяСчастье — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. и «присвоения», а для обретения в я бесконечности или во имя третьего (что, с точки зрения Гиппиус, в сущности, одно и то же), для того, чтобы выразить и «отдать всю душу» (стремление идти до конца в любом опыте, в т. ч. в экспериментировании с собой и людьми) — один из ее императивов и жизненных установок — стихотворениеСтихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сродни с поэмой); в 19-20 веках преимущественная форма лирики. «До дна». Такая любовь предполагает безбоязненную решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него — если это способствует росту души, самовыявлению личности («Сумерки духа», «Комета», драмаДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
-мистерия «Святая кровь»). В рассказе «Святая плоть» — о самопожертвовании простой героини ради слабоумной сестры — был сделан акцент на вольности смирения, а не пассивной покорности судьбеСудьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе ), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум).

Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 века понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
.

Антон Крайний

Портрет Зинаиды Николаевны Гиппиус

Портрет З. Гиппус. Художник Лев Бакст

В 1899 году Зинаида Николаевна Гиппиус сблизилась с мирискусниками, печаталась в их журнале литературно-критические статьи («Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов ) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
», 1899-1901), выступала как публицист-критик и фактический соредактор (вместе с Мережковским, Петром Петровичем Перцовым; с 1904 с Дмитрием Владимировичем Философовым) религиозно-философского журнала «Новый путь» (1903-1904), где публиковала также свои стихи и прозуПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
(здесь же появились отчеты Религиозно-философских собраний), один из ведущих критиков символистского журнала «Весы» (1906-1908), позднее (1910-1914) — постоянный сотрудник либеральной «Русской мысли»; участие в них отражали этапы духовных поисков Гиппиус.

Религиозно-философские собрания

В 1901 году Гиппиус и Мережковский при активном участии Василия Васильевича Розанова и Философова организовали Религиозно-философские собрания (которые были запрещены в 1903), призванные соединить интеллигенциюИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
, гибнущую «в отчаянии без Бога», и церковь, обновить религиозное сознание, так как традиционное, историческое Христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку.

Гиппиус, Философов, Мережковский

З. Гиппиус в домашней обстановке с Д. Философовым и Д. Мережковским. 1914 год

Идея создания «Новой церкви» зародилась у Мережковских осенью 1899, в 1901 в их домеДом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. происходили интимные домашние богослужения, к 1905 было создано «троебратство», «союз трех»: Гиппиус, Мережковский и Философов (с ним в течение 15 лет ее связывали сложные личные отношения, ему она посвятила несколько стихов, в том числе «Предел» и одно из последних «Когда-то было, меня любила», 1943), символизирующее религиозное обновление «общественности». Новое религиозное сознание Зинаида Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить ее, упразднить христианскийХристианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица три аскетизмАскетизм (от греческого asketes — упражняющийся в чем-либо) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.).

Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религиюРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). и искусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), вобравшего далеко не все статьи 1899-1907 годов, изданного под псевдонимом Антон Крайний, основной псевдоним Гиппиус-критика.

В поисках «общего Бога»

Разъединенность, обособленность, «ненужность» для другого — главный, по мнению Зинаиды Николаевны Гиппиус, грех ее современника, умирающего в одиночестве и не желающего отойти от него («Критика любви»), преодолевается поисками «общего Бога» («Нужны ли стихи») и осознанием и принятием (к чему она и призывала интеллигенцию) «равноценности, множественности» других я, в их «неслиянности и нераздельности». Так, в русском символизме и в резко выраженном индивидуализме Гиппиус индивидуализм перерастал самого себя. Утопичность нового религиозного сознания, опасность (в практике его утверждения) смешения свободы и своеволия видела и сама поэтесса, но неисполнимость в ее ценностной системе для Гиппиус никогда не была решающим аргументомАргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории).. В художественной форме те же связанные с «неохристианством» проблемы писательница подняла в сборнике рассказов «Алый меч» (1906), где богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности утверждается как данность и где говорится о грехе само- и богоотступничества.

Законодатель литературной моды

В статьях «Литературного дневника» (логика и аналитический умУм — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект). облекались в них в непринужденно-легкую, не без изысканности, форму) Гиппиус высказалась по всему спектру современной словесности и публицистикиПублицистика (от латинского publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
, как правило, полемически, «вопреки», а порой и с хлесткой фельетонностью: она выступала против декадентов, различного рода индивидуалистов и «самодостаточных» эстетов, позитивистов и прогрессистов, «честных либералов» и консерваторов.

От символизма, его становления и развития неотделимо не только творчество З.Н. Гиппиус, но и сам её образОбраз:

1) В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

2) Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
, литературный и личностный. В 1900-1910-х годах она — признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте, на других квартирах собирались писателиПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. различных ориентаций, художникиХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, философы, священникиСвященник (иерей, поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем., профессораПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора.

В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
; многие из них — Николай Максимович Минский (настоящая фамилия Виленкин, Зинаида Афанасьевна Венгерова, Андрей Белый (наст. фамилия Борис Николаевич Бугаев), Александр Александрович Блок (который, в конце концов, обрел внутреннее освобождение от «петербургских мистиковМистика (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.», как называли Гиппиус и Мережковского), Николай Александрович Бердяев и другие испытали влияние идей и личности Гиппиус, из молодых — Мариэтта Сергеевна Шагинян, написавшая о ней брошюру «О блаженстве имущего» (1912). «Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом», высокая, тонкая, «с острым и нежным лицом», одевавшаяся «не как все», Зинаида Николаевна «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других» (так отзывалась о ней Любовь Яковлевна Гуревич в книге «Русская литература XX века», 1890-1910). Она вела себя вызывающе-бесцеремонно, ее острых сужденийСуждение — умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности., нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались.

За границей

После революции 1905 года, способствовавшей усилению ее общественных настроений, Мережковские уехали за границу, в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек. (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в том числе Борисом Викторовичем Савинковым (Гиппиус помогала ему и в литературных опытах); вернувшись в 1908 году, приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вячеславом Ивановичем Ивановым, Бердяевым, Блоком.

Другая проза

В конце 1900-х и в 1910-е годы Зинаида Гиппиус издала два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы—дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913). Рассказы этого времени более приближены к жизни, обращены к «больным» современным вопросам, круг героев расширился (студенты, люди из народаНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность»., среднее сословие), религиозные проблемы не ушли, но потеряли императивность тона, поиски «настоящего Я» сопровождаются тоскливым недоумением, ужасом перед непосредственной жизнью и часто «разрешаются» смертью. Романы же были явно идеологическими, тенденциозными и «небрежными» по исполнению; выведенная в них галерея общественных типов (революционеров, провокаторов, носителей идей «троебратства» и вульгарных ницшеанцев), картина идейного и социального разложения, попытка религиозного осознания революции (в «Романе-царевиче») не получили художественного обобщения и единства.

Эмиграция

Февральскую революцию З.Н. Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни, о чем рассказала в «Петербургских дневниках. 1914-1919» (Нью-Йорк, 1982, 1990; оба издания с предисловием Нины Николаевны Берберовой). Октябрьская революцияОктябрьская революция 1917 года в России — вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и перехода к социализму. была для поэтессы гибелью России[en], ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в том числе народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»); в 1918-1922 годах Зинаидой Николаевной был написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»).

В конце 1919 года Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтомПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. Владимиром Ананьевичем Злобиным нелегально эмигрировали из России в Польшу, а с ноября 1920, расставшись с Философовым, жили в Париже. Зинаида Гиппиус печатала статьи, рецензии, стихи (которых писала меньше) в журнале «Современные записки», газетах «Последние новости», «Возрождение» и многих других изданиях. Выходили небольшие поэтические сборники (перепечатка старых и новые стихи): «Стихи. Дневник. 1911-1921» (БерлинБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949)., 1922) и «Сияния» (Париж, 1939) и мемуары «Живые лица» (Прага, 1925). В главе «Благоухание седин» Гиппиус рисовала привлекательные образы ушедших со сцены «знаменитых стариков», ее литературных антагонистов — Алексея Николаевича Плещеева, Якова Петровича Полонского, Петра Исаевича Вейнберга, Дмитрия Васильевича Григоровича, подчеркивала их «моральную чистоту», «способность на подвиг и жертву», дух «рыцарства», свойственные русской литературе и «русской интеллигенции». Создала яркие и доброжелательно-проницательные (при том, что она не сглаживала противоречий и конфликтовКонфликт (от латинского conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил.) портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Федора Кузьмича СологубаФедор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия Тетерников) (1863-1927) — русский писатель. Сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы. и других, чему, видимо, способствовало отсутствие злободневной литературной борьбы и полемической задачи.

Непримиримость к большевистской России осложнила её отношения со многими русскимиРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).

Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные.
эмигрантами. Но и здесь она организовывала литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Георгий Владимирович Иванов, Борис Константинович Зайцев, Владислав Фелицианович Ходасевич, Марк Александрович Алданов, Алексей Михайлович Ремизов, Иван Алексеевич Бунин, литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы»; З. Н. Гиппиус выбирала первое.

Последняя неоконченная книга Гиппиус — «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951) — писалась в 1941 оду после смерти Мережковского, которую она тяжело пережила. Значительная часть книги посвящена его идейной эволюции, истории Религиозно-философских собраний. (Л. М. Щемелева)

Сочинения Зинаиды Николаевны Гиппиус

Поэзия

  • «Собрание стихотворений». Книга первая. 1889—1903. Книгоиздательство «Скорпион», М., 1904;
  • «Собрание стихотворений». Книга вторая. 1903—1909. Книгоиздательство «Мусагет», М., 1910;
  • «Последние стихи» (1914—1918), издание «Наука и школа», Петербург, 66 сс., 1918;
  • «Стихи. Дневник 1911—1921». Берлин. 1922;
  • «Сияния», серия «Русские поэты», выпуск второй, 200 экземпляров. Париж, 1938.

Проза

  • «Новые люди». Первая книга рассказов. СПб, 1-е издание 1896; второе издание 1907;
  • «Зеркала». Вторая книга рассказов. СПб, 1898;
  • «Третья книга рассказов», СПб, 1901;
  • «Алый меч». Четвёртая книга рассказов. СПб, 1907;
  • «Чёрное по белому». Пятая книга рассказов. СПб, 1908;
  • «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Издательство «Альциона». М., 1912;
  • «Чёртова кукла». Роман. Издательство «Московское книгоиздательство». М. 1911;
  • «Роман-царевич». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1913. — 280 с.

Драматургия

«Зелёное кольцо». Пьеса. Изд. «Огни», Петроград, 1916.

Критика и публицистика

  • «Литературный дневник». Критические статьи. СПб, 1908;
  • «Царство Антихриста». Мережковский Д. Напечатаны дневники З. Гиппиус(1919—1920). 1921;
  • «Синяя Книга. Петербургские дневники 1914—1938». Белград, 1929;
  • «Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914—1919». Нью-Йорк — Москва, 1990;
  • Зинаида Гиппиус. Дневники.

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась 9 сентября 1945 года в Париже. Похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, в Париже.

Могила супругов Гиппиус и Мережковского на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, в Париже.

Могила супругов Гиппиус и Мережковского

На этом кладбище захоронено более 10 тысяч русских (эмигрантов, дворян, белогвардейцев, казаков). Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт-бард Александр Галич (1919-1977), киноактеры братья Александр Мозжухин (1877-1952) и Иван Мозжухин (1869-1939), писатель, главный редактор журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая) (1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950), Князь Феликс Юсупов (1887-1967) и многие другие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)