Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Крещение Господне Народные традиции и приметы / Имена / Биографии / Фамилии / Тезки / Отчества / Имя-отчество / Главная

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господне (Богоявление) (греческое Theophaneia или Epiphaneia) — это один из 12 христианских праздниковПраздник:

1) День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

2) День или ряд дней, установленный церковью в память религиозного события или святого

3) День радости и торжества по поводу чего-либо.
. Связывается церковью с евангельским мифом о крещении Христа Иоанном Крестителем. Часто сопровождается перешедшим от язычества обрядом освящения воды и гаданиями.

Посвящен воспоминанию КрещенияКрещение — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Иисуса Христа в водах Иордана. В ПравославнойПравославие — одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с конца 10 века (см. Крещение Руси), с 1448 года Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. Церкви входит в число великих Господских двунадесятых праздников. Празднуется 19 января (6 января по старому стилю).

Содержание праздника

О Крещении Господнем повествуется во всех четырех ЕвангелияхЕвангелие (от греческого euangelion — благая весть) — богослужебная книга, содержащая тексты Евангелий. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное. (Матфей 3:13-17; Марк 1:9-11; Лука 3:21-23; ср. Иоанн 1:33-34). На 30-м году Своей жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза., перед выходом на проповедь, Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, проповедуя покаяние в грехахГрех — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками., крестил народНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность»., и потребовал, чтобы тот крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись небеса, и Дух СвятойСвятой:

1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

2) В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
в виде голубя сошел на Него и послышался гласГлас (греческое echos) — в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная ТроицаТроица — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Термин появился в конце 2 века, учение о Троице развито в 3 веке (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

История праздника

Праздник Крещения (Богоявления) получил начало в 3 веке. Первое упоминание содержится в «Строматах» Климента АлександрийскогоКлимент Александрийский (полное Тит Флавий Климент) (умер до 215) — христианский теолог и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы., который написал, что последователи ВасилидаВасилид — гностик, вероятно, родом из Сирии. Подвизался в Александрии во 2-й четверти 2 в. Основанная им секта существовала вплоть до 4 в. празднуют Крещение Спасителя и называют его Богоявлением, так как, по их мнениюМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо, Христос стал Сыном Божиим именно со времени крещения и сошествия на Него Святого Духа. Из этого свидетельства следует, что у православных в Александрии при Клименте этого праздника еще не было. В 3 веке праздник получил широкое распространение. Согласно «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (3 в.), церковныйЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством).
год ограничивался лишь тремя праздниками: Пасхой, Пятидесятницей и Богоявлением, в празднование которого православные вкладывали другой смыслСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение., нежели последователи Василида.

Праздник Богоявления был долгое время связан с праздником Рождества Христова[en]. Согласно «Апостольским постановлениям» (Сирия, 5 в.) (кн. V, 3; кн. VIII, 33) и древнейшему коптскому календарюКалендарь (от латинского calendarium, буквально — долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ) — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суткам, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунды превышает тропический год.
, этот праздник посвящен Крещению Господню; Ефрем Сирин (4 век) в гимнах на Богоявление также говорит о крещении Христовом. Для почти всего же Востока до конца 4 века — это праздник в честь Рождества Христова (что следует, в частности, из описания Богоявления в Иерусалиме у аквитанской паломницы Сильвии, конца 4 века). Даже после того, как на Востоке, под влиянием Запада, Рождество было отделено от Богоявления, оно часто носило именование Богоявления (например, у Василия ВеликогоВасилий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379) — церковный деятель, теолог, философ-платоник, представитель патристики, епископ города Кесария (в Малой Азии). Брат Григория Нисского. Выступал против арианства. В «Шестодневе», популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии., Григория БогословаГригорий Назианзин (Григорий Богослов) (ок. 330 — ок. 390) — греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, представитель патристики; епископ города Назианза (в Малой Азии). Переносил в теологию методы платоновской диалектики. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души». и другие).

Против этого отождествления возражал Иоанн Златоуст: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно называть явлением, но тот, когда Он крестился, не после рождения Он сделался всем известным, но когда крестился». Одновременно с разделением праздников Рождества и Крещения в 4 веке на Востоке к 6 января было приурочено крещение оглашенных, в связи с чем возник обычай особого чествования воды, освящавшейся в этот праздник для их крещения. Поэтому же праздник получил также название Просвещения, праздника светов, поскольку Спаситель явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Матфей 4:16).

Богослужебное празднование

В праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества. Крещение имеет четыре дня предпразднства со 15 января (2 января по ст.ст.) по 18 января (5 января по старому стилю) и восемь дней попразднства. Отдание совершается 27 января (14 января по ст. ст.). Канун, или навечерие праздника, называется сочельником. Это день строгого постаПост — в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний — Великий, 7 недель перед Пасхой; летний — Петровский; осенний — Успенский; зимний — Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак.; служится Вечерня с Литургией Василия Великого, после которой совершается «великое освящение воды» с пениемПение — вокальное искусство; различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное — концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее — кантилена; декламационное — речитатив; колоратурное). Пение без слов — вокализ. тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Освящение воды может совершаться и в сам день праздника, на источниках, реках и колодцах; выход на реку для освящения воды именуется «хождением на Иордан». Освященная в праздник вода называется богоявленской; она не портится в течение всего года и считается великой святыней. Церковь употребляет ее для окропления храмовХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).

Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
и жилищ, а также назначает пить ее тем, кто не может быть допущен к Причащению.

Праздничное водоосвящение получило начало в Иерусалимской Церкви и еще в 4-5 веках совершалось только в ней. В Иерусалиме был обычай выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя. К 10 веку чин водосвятия на Богоявлении появляется в византийских Евхологиях, что было связано, по-видимому, с обычаем крестить оглашенных в день Богоявления (помимо кануна Пасхи и некоторых других дней).

На Западе уже в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение Господне 6 января одновременно с воспоминанием событияСобытие — то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. поклонения Богомладенцу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам праздник именовался только «Богоявлением» (Epiphania). После 2-го Ватиканского собораВатиканские соборы — вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане.

1-й Ватиканский собор (1869-1870) провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви.

2-й Ватиканский собор (1962-65) стремился найти пути к преодолению кризиса церкви, вызванного социальными сдвигами после 2-й мировой войны.

Были намечены меры модернизации культа, организации и политики церкви.
Католическая Церковь стала праздновать Крещение Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось только значение события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий, О. А. Крашенинникова П. Д. Сахаров)

Поговорки и приметы на Крещение

  • До трёх дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут;
  • Звёздная ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день – к неурожаю;
  • На протяжении двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать;
  • Коли в Крещение собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи;
  • Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю;
  • Полный месяц — к большому весеннему разливу;
  • Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много;
  • Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев;
  • Не кормят кур, чтобы огородов не копали;
  • Ветер подует с юга — будет грозовое лето;
  • От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной;
  • Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение;
  • Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к великодню;
  • «На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду» (полесье);
  • Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». «Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (в белоруссии).

Церковная фреска Крещения Господня (Богоявления)

Фрезка Крещение Господне (Богоявление)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)