Икона Народные традиции и приметы / Фамилии / Гороскопы / Тесты/ Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Оглавление / Имена - главная

Икона

Иконография, Техника иконописания, Образы Христа и Богоматери

Икона

Икона (от греческого eikon — изображение, образ) — сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святыхСвятой:

1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

2) В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
или ангеловАнгелы (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми., а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание. Священное Писание — это религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианствеХристианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица три — Ветхий и Новый Заветы. В исламеИслам (арабское, буквально — покорность) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 веке. Основатель — Мухаммед.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 веке создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 ввеках возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
роль, аналогичную Священному писанию, играет КоранКоран (арабское кур'ан, буквально — чтение) — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 веков..

Нерукотворный Образ

Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 века, первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 века рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказойЛепра (проказа) — хроническое инфекционное заболевание. Вызывается микобактериями, характеризуется продолжительным инкубационным периодом, образованием плотных, постепенно изъязвляющихся узлов на коже, в других органах и тканях, поражением нервных стволов. Больных лепрой изолируют и лечат в лепрозориях. (прим. автора: лепра (проказа) - это инфекционное заболевание), послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 веке открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. В 944 году Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году. Один из списков Нерукотворного Образа (13 векВек — промежуток времени, равный ста календарным годам. Например, 20 век — период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 года.), почитаемый как чудотворный, находится в ризнице собора в городе Лан во Франции.

Иконография

В первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, в образе Орфея, играющего на лире, и т. п. Пято-шестой (Трулльский) собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти».

Художественная форма иконы, ее виды, техники и традиция народного почитания восходят к культуре поздней античностиАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).. В период до иконоборчества (8-1-я половина 9 века) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноныКанон в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом. иконографииИконография (от греческого eikon — изображение, образ и «графия») — в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой).

Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.); в качестве образцов использовали иконы и книжные миниатюры, а также специальные «книги образцов» (на Руси — иконописные подлинники). Для почитания в храмахХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).

Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов — образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса.

Техника иконописания

Наибольшее распространение в христианском мире получили иконы, исполненные натуральной темперойТемпера (итальянское tempera, от temperare — смешивать краски) — живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.). (связующее вещество — яичный желток) на досках. В Византии иконные образы создавали также из разнообразных прочных и дорогих материалов: рельефные и резные иконы из мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, керамики, слоновой кости, в технике мозаики (из цветных камней и стекол — смальты) и перегородчатой эмали; в поствизантийский период иногда использовали загрунтованный холст, на котором писали двусторонние небольшие иконы-таблетки. Древнейшая техника иконописания — энкаустикаЭнкаустика (от греческого enkaio — выжигаю) — восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками., восходящая к позднеантичной живописи.

Процесс изготовления темперной иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбыНимб (от латинского nimbus, буквально — облако) — стилизованное изображение сияния вокруг головы (символ святости или божественности), характерное для христианского, буддистского искусства. (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.

Образы Христа и Богоматери

Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила (еврейское «с нами Бог»), Христа Пантократора (Вседержителя) и Христа Судии, восседающего на престоле; они изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными и разнообразными по типам в Византии и особенно в Древней Руси стали иконы Богоматери, главной Небесной Заступницы человека. По преданию, первый портрет Богоматери был написан евангелистом Лукой при Ее жизни.

Первообразцами основных иконографических типов Богоматери стали выдающиеся константинопольские иконы, почитавшиеся чудотворными; названия их восходят к названиям храмов или местностей: Влахернитисса, Никопея, Одигитрия, Халкопратийская (Агиосоритисса) и др. В знаменитом Влахернском храме, где хранился мафорий (покрывало) Богоматери, было несколько чтимых икон (самая известная — Оранта). Другая святыня Константинополя — Никопея — представляет Богоматерь, держащую щит с образом Младенца Христа. Одигитрия (одна из главных икон Византии) — Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у Нее на руках. Своеобразным вариантом образа Богоматери является Елеуса (Умиление). В Халкопратийском храме, где, как и во Влахернах, хранилась часть одежд Богоматери и Ее пояс, была чтимая икона, называемая Агиосоритисса (от названия часовни реликвий Agia Soros — Святая Рака). Она изображает Богоматерь молящуюся, представленную в повороте, с поднятыми в жесте моления руками; вариант, в котором Богоматерь изображена с развернутым свитком «моления» в руках, называют Богоматерь Заступница.

Копии-списки и свободные варианты прославленных константинопольских икон, создававшиеся в течение всех веков существования Византийской империиИмперия (от латинского imperium — власть) — монархическое государство во главе с императором. Обычно империя — это крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах., распространялись в различных странах православного мира, где они получали местные наименования и имели свою, богатую чудотворениями историю почитания. (Л. А. Щенникова)

Еще об Иконе из другого источника

Иконы — название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем Иисуса Христа или без оного.

Происхождение иконы восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием, сам Иисус Христос дал свой образ, отпечатлевшийся на плате, которым Он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери (за таковые признаются Казанская и Смоленская иконы Богоматери). О существовании икон в церкви в первые три века свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в катакомбах (см. Aringhius, «Roma Subterranea novissima»: Rossi, «Roma subterranea» и др.), хотя в эти века гонений на христианство христианская иконопись имела по преимуществу символический характер (например, Иисус Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах и т. п.).

Со времени Константина Великого иконы вошли во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени VII вселенского собора иконы становятся обязательною принадлежностью христианского культа, и получает обширное развитие иконопись. В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века) мало по малу устанавливаются общие типы иконописных изображений) а в еще более позднее время являются на Востоке так называемые «иконописные подлинники», в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары. Этою регламентацией иконописи установился около XII века византийский иконописный стиль.

В древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов. Озабочиваясь соответствием иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, русская церковь делала особые постановления по этому предмету на соборах: стоглавомСтоглав — сборник решений Стоглавого собора (1551 год), состоит из ста глав; кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Стоглавый собор был созван ввиду того, что священные обычаи «поисшаталися»; на рассмотрение собору были предложены сначала 37 вопросов, потом еще 32, касающихся церковного богослужения, епархиального управления, злоупотреблений в монастырском управлении, различных сторон мирского быта (брадобритие, знахарство, скоморошество).

Стоглав является источником для изучения культуры и быта русского общества 16 века. Списки Стоглава, созданные в 16-17 веках имеются в трех редакциях: пространной, средней и краткой.
(1667 — 1674), а также при самом начале синодального управления (1722), которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже — наблюдать за нравственностьюНравственность, мораль (от латинского moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) иконописцев, в самые иконы писать с древних образцов, «от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать».

Со времени Екатерины II в нашей иконописи получило широкое применение итальянский стиль живописи. Позднейшее законодательство ограничивается общими требованиями, чтобы иконы были писаны искусно и без нарушения священного достоинства иконописных сюжетов, чтобы на них не допускались «изображения, производящие воспламенение нечистых удовольствий» и вообще могущие подать повод к суеверию и соблазну. Запрещаются иконы резные и отливные из металлов кроме распятий и лепных изображений, поставляемых на высоких местах, а также — нагрудных крестов). Иконописное ремесло безусловно запрещается лицам нехристианских исповеданий, также торговля иконами и крестами, а равно продажа икон с аукционаАукцион (от латинского auctio — продажа с публичного торга) — способ продажи товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра. В форме аукциона продается также недвижимость, осуществляется принудительная продажа имущества неплатежеспособных должников и др. Обычно при аукционе устанавливается стартовая цена. и передача их кредиторам — иностранцам: раскольникам позволяется приписываться к иконописному цеху, но не иначе, как с особого разрешения министра внутренних дел.

Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных святым синодомСинод (от греческого synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в некоторых православных и протестантских церквах; в Католической церкви после 2-го Ватиканского собора (1962-65) образован епископский синод. «иконописных подлинников», составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам. Запрещается делать вещи, употребляемые в житейском быту (например, печати) с священными изображениями; вывозимые из за границы подобные вещи конфискуются, а владельцы их подвергаются штрафу; запрещается выставлять на показ восковые фигуры Иисуса Христа, Богоматери, а также фигуры оскорбительные для священного сана.

Нехристиане хотя и допускаются до наследования икон, но не иначе; как с обязательством по истечении шести месяцев передавать их со всеми украшениями людям православным или в храмы. Изображение креста, сделанное кем-либо на земле или песке, на дороге, должно «разметать». Иконы, особенно чествуемые, позволяется из храма переносить в дома обывателей, но не иначе, как на руках или в карете и без пения. Иконы, оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы (помещение в церкви для хранения риз, церковной утвари) кафедральных соборов, впредь до удостоверения в указанном порядке их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы иконы в домах сохранялись в чистоте.

Литература христианской иконографии весьма обширна. Кроме старых сочинений Чиампи «Vetera monumenta» (Рим, 1690), Мамахия «Orig. et antiquitates christ. «(Рим, 1751), известны издания:

Икона Вифлеемской Божьей Матери

Икона Вифлеемской Божей Матери

Найдено в сети: эта икона Вифлеемской Божьей Матери — единственная икона, где Богородица улыбается! Эта икона помогает всем! Поставьте "поделиться" (ниже) — и да поможет Вам её волшебство!

«Молитва», исп. Валерий Владимирович Ободзинский
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.
+

Подпишитесь на новости сайта
или в Твиттере:

Бесплатная подписка на новости сайта

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)