Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Освященное время Церкви Праздники / Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг

Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг (Consecrated time of the Church: the Church and novoletie mirotvorny circle)

Есть в православном календаре праздники громкие, значительные: Рождество Христово, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери, Пасха, День святителя Николая-Чудотворца. Но имеются там также и совсем незаметные христианские даты, о которых мало кто даже из верующих слышал и знает. Пример — Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг. Этот праздник Церковь постановила отмечать ежегодно 14 сентября (1 сентября по старому стилю), также торжественно именуется «началом индикта».

История и особенности даты 14 сентября Освященное время Церкви

Именно эта дата считается первым днем нового церковного года. Последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Сейчас все жители Земли встречают Новый год в ночь с 31-го декабря на 1-е января. Это давно уже стало традицией и ни у кого не вызывает вопросов, почему происходит так, а не иначе. Люди готовы праздновать светский Новый год и 1, и 14 января (Старый Новый год), не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, но плохо знаем, когда же начинается наш православный Церковный год.

Православный Церковный год (Orthodox church year)Для людей верующих, исповедующих христианство, в частности — православие, имеет значение такое понятие как «церковный год», иначе — «церковное новолетие». Последнее традиционно наступает 1 марта и называется началом индикта.

Соблюдение данного обычая установили в свое время александрийские ученые, которые на основании произведенных ими же расчетов сделали следующий вывод: Творец закончил сотворение непосредственно в пятницу 1 марта — день, предшествующий субботе. Он известен большинству под другим наименованием: «день отдохновения».

С астрономической точки зрения, любая дата условна. Все точки земной орбиты равноудалены друг от друга, поэтому нет никакой разницы в том, какую из них считать точкой начала отсчета.

1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России[en] в 1363 году, — дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный[en] праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем[en]».

Церковное новолетие празднуется осенью

Церковное новолетие празднуется осенью (Novoletie Church celebrated the fall)

1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря — на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

В Римской империи такая смена дат случилась в 325 году, в эпоху правления равноапостольного царя Константина Великого. В Риме «индикт» обозначал конкретный период в несколько лет (латинское слово «indiction» происходит от понятия «indico», переводится как «оценивать, назначать цену»). Индикт ввели в обиход римские императоры для сбора налогов. В конце каждого такого временного промежутка объявляли начало сбора податей с населения и непосредственно осуществляли его. Продолжительность индикта определялась исключительно волей императора и могла составлять от 5-ти до 15-ти лет.

В 314-м году произошла регламентация периода индикта — теперь он продолжался ровно 15 лет. Сбор налогов (податей) с граждан империи осуществлялся отныне через данный промежуток времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Церковное новолетие (Church novoletie)

Церковное новолетие

Конкретную дату начало индикта получило с легкой руки римского правителя Октавиана Августа. Для сбора податей он назначил день собственного рождения — 23 сентября. Около 462-го года дата эта была перенесена на 1 сентября. С той поры годы в индикте стали именовать следующим образом: «первый год индикта», «второй год индикта» и т.д. Спустя какое-то время этимология выражений изменилась: теперь говорили не иначе, как «первый индикт», «второй индикт» и т.д.

537-й год стал переломным в данном вопросе. Император Юстиниан I издал 47 новеллу, а также ввел единообразие в летоисчислении. Исходя из названного выше документа, созданного императором, новый год должен был отныне указываться во всех официальных бумагах Римской империи и — самое главное — начинаться 1 сентября. До этого события существовал другой подход к делу: в каждом городе использовалась собственная, индивидуальная точка отсчета для летоисчисления.

Позже античные греки приложили руку к тому, что термин «индикт» превратился в синоним слов «лето», «год». Соответственно, «новый индикт» — это то же самое, что и по-славянски «новолетие», а по-русски — «новый год». Со временем восточные христиане на официальном уровне приняли Юстиниановское новолетие в свой церковный календарь, сохранив при этом и дату события — 1 сентября. Так появился православный праздник.

Богослужения в честь торжества

В день, когда христиане отмечали Новолетие, в храмах совершались соответствующие службы. Начиная с VI века в богослужения стали входить различные торжественные песнопения (кондаки, тропари), уставные чтения (апостольские, евангельские). И до сегодняшнего дня эти компоненты — неотъемлемая часть богослужений, осуществляемых 14 сентября, в день празднования Освященного времени Церкви.

Начиная с конца X века, после того, как языческая Русь приняла христианство, данная религиозная дата приобрела православный статус. Годовое гражданское летоисчисление наши предки продолжали вести с 1 марта, следуя римскому календарю, а вот церковный год у них теперь начинался по-новому — с 1 сентября.

В 1492 году от Рождества Христова точки отсчета гражданского и церковного календарей сравнялись: оба стали начинаться с первого дня осени. Данная традиция утратила свою силу по указу Петра Великого[en], который в 1700 году ввел в России новый гражданский календарь. Император предполагал, что новый год начинается 1 января, а отсчет лет производится не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова.

Это событие внесло изменения в богослужения, производимые в день 1 сентября. После утрени и литургии перестали служить торжественный молебен в присутствии царя и патриарха. Но на сам факт существования церковного новолетия это никак не повлияло: утреню, литургию и вечерню продолжали совершать по прежним богослужебным текстам, в которых Церковь обращается к Богу за получением благословения на предстоящий год.

В советскую эпоху и сегодня, в XXI веке, верующие православные христиане молят Бога благословить новое лето (новый год) именно 1 сентября.

Понятие Миротворного круга

В христианском празднике, отмечаемом ежегодно 14 сентября по новому стилю, помимо термина «церковное новолетие» упоминается также выражение «Миротворный круг». Под ним подразумеваются круговые таблицы, по которым без необходимости совершения сложных математических вычислений можно определить дату Пасхи на любой год.

Миротворный круг отражает в этом плане как прошлое, так и будущее. В нем заключено вечное круговое течение времени, а также циклическое повторение астрономических явлений в соответствии с числами юлианского календаря.

Миротворный круг, как и церковное Новолетие, связан с термином «индикт» и «Великий Индиктион». Это не хозяйственная величина, в отличие от индикта простого. Миротворный круг охватывает 532 года, определяя не только пасхальный цикл, но весь церковный календарь в целом. Великий Индиктион был создан отцами Первого Вселенского собора. Это событие явилось, по большому счету, воцерковлением Юлианского календаря, известного со времен язычников.

Миротворный круг (Mirotvorny circle)

Традиции и обычаи

На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины. Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей[en], достигших возраста 3–4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.

Новолетие празднуют в большом семейном кругу, с соседями и друзьями. На столе должно быть много вкусных блюд и праздничных закусок. Лучше всего организовать мероприятие на природе или на пляже, где можно будет развести главный символ Славянского Нового года — костер. В огонь по традиции бросают зерно и продукты, а затем свои просьбы и пожелания. Отдельно разводят еще один костер — вокруг него водят хороводы и прыгают через очистительный огонь.

Как праздновать Новолетие?

В идеале Новолетие празднуется в общинном кругу с перечисленными ниже мероприятиями. Если Новолетие встречается в семейном кругу, то это должен быть обязательно пышный, вкусный, праздничный стол, приготовленный Хозяйкой, желательно накрытый на природе.

Так же можно зажечь свечи на природе в лесу или возле воды, или просто дома.

Для создания уютной атмосферы с приятными ароматами можно зажечь благовонные палочки. В случае если празднование Новолетия проходит на природе — обязательным участником мероприятия должен быть Костёр, которому приносятся дары урожая или просто съестные дары, и вокруг которого зачитываются Славления Богам и поздравления с наступающим Новым Летом.

Так же на праздник кроме проведения игр и обрядов можно зачитывать стихи, притчи, рассказывать сказки и предания, наблюдать за звёздами и окружающей природой.

Одним из необходимых атрибутов этого праздника является Колокол, ударов для очищения которого должно быть 108 раз.

Для кладки жертвенного Огня поленья заготавливают заранее и выкладывают определенным образом внутри построенной из камней Нашего символа «Инглия».

После все собравшиеся встают в большой круг и происходит Славление Богов с поздравлением наступающего Новолетия. Со словами "От живого Огня — живому Огню" старший из собравшихся возжигает Костер. Все остальные мысленно и словами помогали этому действию, энергетика просто передается каждому, все чувствуют себя Сопричастными к таинству...

В Огонь для славления Предков бросают зерно и пищу со специальными словами:

Род Небесный — Прародитель, Света Расы Покровитель,

Помяни моих всех Предков, Кои в Сварге твоей Светлой!
Семаргл Огнебог (Semargl Ognebog)

Семаргл Огнебог

После этого в Огонь можно бросать заранее приготовленные требы, свои пожелания и просьбы к Роду и Предкам, а также сжигать в очищающем Огне то, от чего ты хочешь избавиться в наступающем Новолетии. Очищающий Огонь также очищает все тонкие тела человека, поэтому рекомендуется умываться им.

Отдельно от главного Костра из найденного хвороста выкладывается костер для хороводов. Все собравшиеся, взрослые и дети, взявшись за руки, весело водят хороводы, прыгают через костер, посвещая каждый свой прыжок одному из Богов наших. Считается, что прыгнуть надо не менее 16 раз! Прыжки через костер очищают Душу.

Колокол отбивает, как и положено по традиции для очищения, 108 ударов.

Очень символична Братчина в этот день, так как она представлена всеми возможными овощами и фруктами[en], подаренными Богами и Матушкой-Природой в этом году, съедаемые с благодарностью всеми собравшимися.

За время Братчины костер для прыжков догорает, головешки его разбивают и разравнивают ровным слоем для хождения босиком по углям. Считается, что люди, которые сумели победить страх перед Огнем, никогда не обожгутся им, а только становятся еще более целостными и волевыми. Хождение по углям очищает Дух.

После проведения такого праздника энергии в теле и бодрость Духа остаются надолго!

Мы желаем всем нашим посетителям в Новом Лете Здравия в Теле, целостности и Света Души, крепости Духа и чистоты Совести!

Да будет так, ибо так будет! УРА!

Ровно 100 и 8 раз воспрянув,
Колокол Большой подал свой Глас,
Новолетiю пропел свою он Славу,
Ну а с нас — грехи слегка потряс…

Коль свершил ты НЕ благое что-то,
Объегорил, аль скривил Душой,
И СПРЯМИТЬ кривое есть забота —
В Новом Лете — Первый Месяц — Срок пошёл…

Ну а ныне, то есть в Новолетiе,
В Праздник Светлый, Добрый и большой,
Со Священным сто сорок четвёртым Летом
Мы Друг Друга поздравляем всей Душой!

Славим от Души Богов и Предков,
Коi видят многомiрья Суть,
Ведь Они для нас, Своих Последков,
Открывают Жизни Светлый Путь!
Велимиръ

«Молитва» - Ободзинский
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)