Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Иудаизм Главная / Оглавление / Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Иудаизм

Некоторые атрибуты иудаизма
Атрибуты иудаизма

ИудаизмрелигияРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)., возникшая в 1-м тысячелетии до нашей эры в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в ИзраилеИзраиль (Israel) — Государство Израиль (Medinat Yisra'el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией — Палестина, сектор Газа — на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс км2 (включая оккупированные территории). Население 6,4 млн человек на 2007 год. Местопребывание правительства и парламента Иерусалим. Крупные города: Тель-Авив — Яффа, Хайфа. и США.

В 13 веке до н. э. часть западносемитских кочевых племёнПлемя — тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.

Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху.
, бежавшая, по библейскому преданиюПредание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Сродне с легендой., в пустыню от египетского фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза ЯхвеЯхве (Ягве, Иегова, Саваоф) — Бог в иудаизме. [окончательно племенной союз, принявший название «Израиль» («бог сражается»), сложился к 11 веку до нашей эры]. Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано и заменялось словомСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения. «господь») не исключало и культы других божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображенийИзображение — предмет, рисунок, изображающий кого или что-либо; зрительное воспроизведение чего-либо., ни храмовХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).

Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
; ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире.

Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царьЦарь (от латинского caesar — цезарь, титул римских императоров) — в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул царя впервые принял Иван IV Грозный (1547). С 1721 года русские цари приняли титул императоров, но неофициально существовал и титул царя. В Болгарии монархи носили титул царя до провозглашения республики (1946). Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологииИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания. этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное — Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и другие места культа как Яхве, так и других богов.

В постепенном складывании Иудизма как догматической религии важнейшую роль сыграло так называемое пророческое движение, развивавшееся с 9 — 8 веков до н. э. С 8 века до нашей эры проповеди пророковПророки (провидцы, прозорливцы) — в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего (засух, голода и т. п.), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы.

На Древнем Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни народов. Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки — авторы письменных произведений (Исайя и др.)
записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали других богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве — передать им власть над Палестиной). Внешним признаком «договора» было объявлено обрезаниеОбрезание — обряд удаления крайней плоти мужского члена. Возник в первобытном обществе, совершался при инициации. Сохранился у некоторых народов Австралии, Океании, Африки, в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет)., являвшееся в действительности обрядомОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными., известным и многим другим народамНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». Древнего Востока как пережиток ритуалаРитуал (от латинского ritualis — обрядовый) — вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений.

Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
инициации — принятия мальчика в общинуОбщина — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
воинов. Некоторые из пророков выступали против различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве тогда всеобщей рабовладельческой идеологии.

Гибель в 722 году до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.

В 9 — 7 веках до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этические нормы в духе концепции «завета» и «ревнивого бога»; обряды и многие черты мифологического мировоззренияМировоззрение — (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации.

Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
были восприняты из более ранних культовых традицийТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
. К 8 — 6 вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8 — 7 вв. до н. э. пророки уже начали отрицать само бытие других богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до 5 в. до н. э.

В 622 году до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём Иосией, была «открыта» рукописьРукопись:

1) В широком смысле — текст, написанный от руки или перепечатанный на пишущей машине.

2) Произведение письменности; изучением древних рукописей занимается палеография.

3) В издательском деле — авторский текст, представленный в издательство.
так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с начала 4 в. до н. э. ПятикнижиеПятикнижие — первые 5 книг Библии (в иудаизме называются Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основная часть пятикнижия создана в 9-7 вв. до н. э. Окончательная редакция в 5 в. до н. э., или ТоруТора — древнееврейское название Пятикнижия. Пятикнижие — первые 5 книг Библии (в иудаизме называются Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основная часть пятикнижия создана в 9-7 вв. до н. э. Окончательная редакция в 5 в. до н. э. (Закон), наиболее почитаемую в И. часть священного писанияСвященное Писание — религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианстве — Ветхий и Новый Заветы. В исламе роль, аналогичную Священному писанию, играет Коран. (Библии). В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю этническихЭтническая общность (в этнографии) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматический характер иудизма и большое значение, которое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

В 587 году до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого государства должен был быть потомок царя Давида — Мессия. На развитие иудаизма в период вавилонского плена оказала влияние иранская религия.

При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (6 — 5 века до н. э.). Был построен новый, «2-й храм» Яхве. Но руководители новой религиозной общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими других богов. Непринятые создали особую общину самаритян, сохраняющуюся в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев — под предлогом их богоизбранности — стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с богом, независимо от происхожденияПроисхождение — возникновение, появление. Принадлежность по рождению к какой-либо нации, классу, сословию., достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В 3 — 2 веках до н. э. значительная часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в ЕгипетЕгипет (арабское Misr) — Арабская Республика Египет (Jumhuriyat Misr Al-'arabiyah), государство на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. Омывается с севера Средиземным морем, с востока — Красным. Граничит с Ливией, Суданом и Израилем. Площадь Египта 1001,4 тыс км2. Население 80,3 млн человек (на 2007 год). Столица — Каир. Порты: Александрия, Асуан, Асьют, Порт-Саид, Суэц, Думьятт, Мерса-Матрух, Бур-Сафага, Эль-Гурдака., Сирию, Армению и другие страны. В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать различные течения внутри иудаизма, например Ессеи, осуждавшие официальное направление в иудаизме (фарисеев) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного социального равенства. Одной из иудейских сектСекта (от латинского secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах. было первоначально и Христианство, которое лишь позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т. е. «древний договор», — в отличие от Нового заветаНовый Завет — в христианстве — договор, завет между Богом и человеком, сменяющий собой Ветхий Завет, а также собрание книг, являющихся выражением этого договора. Если в Ветхом Завете взаимоотношения между Богом и человеком основаны как бы на форме юридического договора, на соблюдении всех заповедей (Закона), то в Новом Завете этого простого соблюдения уже недостаточно.

Ветхий Завет ограничивается одним избранным народом. Новый Завет заключен для всякого человека, который пожелает принять его. Новозаветное законодательство выражено Христом в Нагорной проповеди. В книгах Нового Завета излагается вся история основания новозаветной Церкви, а также начала ее вероучения.
ЕвангелийЕвангелие (от греческого euangelion — благая весть) — богослужебная книга, содержащая тексты Евангелий. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное. и т.п.).

Около 100 года нашей эры был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги «пророческого» направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и другие). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66 — 73) и восстание Бар-Кохбы 132 — 135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Важнейшим культовым нововведением диаспорыДиаспора (греч. diaspora — рассеяние) — часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины. явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в СинагогахСинагога (греческое synagoge — собрание, соединение. Союз) — молельный дом в еврейской религиозной традиции. На иврите синагогу обычно называют «дом собрания», но есть также названия «дом молитвы» и «дом учебы», свидетельствующие о ее многофункциональности: в синагогу приходили не только для того, чтобы принять участие в богослужении, она была также местом собраний и учебным центром. под руководством учителей религиозного закона (РаввиновРаввин (от древне-еврейского рабби — мой учитель) — в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа. Разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге проповеди религиозно-нравственного содержания.

В средние века и новое время раввины управляли не только религиозной, но также политической и экономической жизнью иудейской общины. В современном Израиле раввинат активно поддерживает реакционную внутреннюю и экспансионистскую внешнюю политику правительства.
) вместо жрецовЖречество — общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т. д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Южной Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины. Разработка религиозного учения иудаизма продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары — собрания правовых (Галаха) и фольклорныхФольклор (англ. Folklore) — народное творчество: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
(Аггада) толкований библейских текстов, — часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективныхСубъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами объекта; отсутствие объективности. и противоречивых; Гемара с Мишной составляют ТалмудТалмуд (др.-евр., букв. — изучение) — собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду). (до 5 в.).

Шофар
Шофар

На создание религиозно-философского обоснования норм иудаизма (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистическая философияФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. и раннесредневековый, в том числе арабский, неоплатонизмНеоплатонизм — направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.

Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 — нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники — Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций.

Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
и аристотелизмАристотелизм — философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа.

В средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (Иоанн Дамаскин) и византийской философии, в арабской (Кинди, Фараби и особенно Ибн Рушд) и еврейской (М. Маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в Зап. Европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы.

Схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи Возрождения.
. Учение раннесредневекового иудазима было обобщено Маймонидом в 12 веке (вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).

Обитая на территории господства других догматических религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религиозную общину 1 века вину за казнь Иисуса. Вместе с тем догма иудаизма, требовавшая изоляции иудеев от людей других религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских геттоГетто (итальянское ghetto, getto) — часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам.. Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев иудаизма, некоторые средневековые царства, стремясь избежать политического влияния больших христианских держав, переходили в эту религию (например, хымьяритское в Южной Аравии в 517, хазарское в Поволжье в 8 веке).

В 8 веке в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В иудаизме получили также распространение мистические учения, например КаббалаКаббала — средневековое мистическое учение в иудаизме, проповедовавшее поиск основы всех вещей в цифрах и буквах еврейского алфавита, исцеляющих средств — в амулетах и формулах. (важнейшее сочинение «Зохар» Моисея де Леона, 13 век). Под её влиянием находилась и позднейшая религиозно-философская иудаистическая литература («Шулхан Арух», этико-правовой свод Иосифа Каро, 16 век, регулирующий жизнь верующих до мелочей).

В 17 веке возникло движение мистикаМистика (от греческого mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм). и авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших в учении Цеви средств избавления от социального гнёта. Крах этого движения и ухудшение положения евреев как в гетто ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
, так и в АзииАзия — самая большая часть света (около 43,4 млн. кв. км), образует вместе с Европой материк Евразию. Граница между Азией и Европой обычно проводится по Уралу (гребню или его восточному подножию, рек Эмба, Кума, Маныч, по осевому водоразделу Большо и Африке, привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов, с другой — к отрицавшему авторитетАвторитет (от латинского auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти. раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, середина 18 века), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через посредство «праведников» (цаддиков). И то и другое объективно способствовало закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократических движений.

Во 2-й половине 19 века среди иудаистов ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
, США и других стран началось движение за реформуРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование. иудаизма путём сближения с христианским протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить иудаизм к утвердившимся буржуазным порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократического государства в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества, якобы заложенных в иудаизме. Однако ортодоксальный иудаизм оставался господствующим течением среди евреев, особенно в США и Восточной Европе.

Иудаизм не признаёт храмов и не имеет духовной иерархии; синагоги содержатся на средства верующих. В США существует Совет синагог Америки, в ведении которого находится ряд учебных заведений.

В государстве Израиль иудазима является официальной религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и некоторым другим делам евреев.

Танах
Танах

Важнейшие праздникиПраздник:

1) День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

2) День или ряд дней, установленный церковью в память религиозного события или святого

3) День радости и торжества по поводу чего-либо.
иудаизма: суббота, когда запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й день после лунного нового года («день очищения», йом-киппур) — время постаПост — в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний — Великий, 7 недель перед Пасхой; летний — Петровский; осенний — Успенский; зимний — Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак. и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й или 8-й день после него — праздник «веселья Торы»). В 13 лет исповедующий иудаизм мальчик проходит обряд «бар-мицваБар-мицва — в иудаизме обряд инициации для мальчиков в возрасте 13 лет. Обряд для девочек в возрасте 12 лет называется бат-мицва.», вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языкеЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
ивритИврит — язык части евреев. Один из двух официальных языков Израиля (второй — арабский). Относится к афразийской семье языков (семитская ветвь). Письменность на основе древнееврейского алфавита.. Жизнь исповедующих эту религию обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.

Иудаизм взят на вооружение СионизмомСионизм (от названия холма Сион в Иерусалиме) — идеология, направленная на возрождение еврейского самосознания через поощрение иммиграции евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Возникла в конце 19 в. После 1948 г. ориентирована на всемерную поддержку Израиля.

Сионизм включает ряд течений — от социалистических и либеральных до шовинистических. Сионистские организации действуют более чем в 60 странах, ведущая — Всемирная сионистская организация (создана в 1897).
, являющимся официальной идеологией государства Израиль. Сионизм стал использовать в своих политических целях такие идеи иудаизма, как мессианизм, предполагающий создание нового, «идеального» Израиля (с центром в Иерусалиме), который включал бы всю Палестину. Со 2-й четверти 20 века сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов, особенно в США. В своей шовинистической аннексионистской политике сионизм использует догматДогмат в религии — утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др. иудаизма о «богоизбранности» евреев, с помощью этой религии стремится обосновать концепцию «всемирной еврейской нацииНация (от латинского natio — народ) — в теории права историческая общность людей. Часто термин «нация» употребляется как синоним понятия «народ». В конституционном праве англо- и романоязычных стран термин «нация» обычно имеет значение государства, общества, всех граждан.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, образованием общей системы хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
» и ряд других положений.

Литература про иудаизм

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)