Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

МХАТ Главная / Оглавление / Биографии / Ваши знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы

Московский Художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

МХАТ им. М. Горького
МХАТ им. М. Горького

Московский Художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) — российский[en] драматический театр в Москве, основанный в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 года назывался Художественно-общедоступным театромТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, затем Московским художественным театром (МХТ), в 1919 году театру было присвоено звание академического и он стал называться Московским Художественным академическим театром (МХАТ). В 1932 году театру было присвоено имя Максима Горького.

МХАТ внёс большой вклад в развитие национального русского и мирового театра. Его основатели ставили цель: «... создать первый разумныйРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания., нравственный, общедоступный театр...» (Станиславский К. С., Собрание соч., т. 5, 1958, с. 175), который «... должен служить душевным запросам современного зрителя» (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119).

Спектакль «Сталевары»
Спектакль «Сталевары»

МХТ осуществил реформу театра, охватывающую все стороны театральной жизни — репертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар»., режиссуру, актёрское искусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., организацию театрального быта; здесь впервые в истории была создана методология творческого процесса. Театр открылся 26 октября (14 октября по старому стилю) 1898 года  спектаклемСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. «Царь Фёдор Иванович» Алексея Николаевича Толстого, поставленным с большой исторической точностью и тонким ощущением бытовой атмосферы. Ядро труппыТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (Ольга Леонардовна Книппер, Иван Михайлович МосквинИван Михайлович Москвин (1874-1946) — российский актер, народный артист СССР (1936). На сцене с 1896 года. С 1898 в Московском Художественном театре. Среди ролей: Федор («Царь Федор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого), Протасов («Живой труп» Льва Николаевича Толстого), Лука («На дне» Максима Горького) и др. Москвину свойственна психологическая глубина в изображении различных русских национальных типов. Снимался в фильме «Поликушка» и др. Государственная премия СССР (1943, 1946)., Всеволод Эмильевич Мейерхольд), где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники любительских спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и литературы (Мария Петровна Лилина, Мария Федоровна Андреева, Василий Васильевич Лужский, Александр Родионович Артём). Позднее в труппу вошли Василий Иванович Качалов, Леонид Миронович Леонидов.

«Три сестры» А. П. Чехова
Три сестры

Подлинное рождение нового театра связано с драматургией Антона Павловича Чехова и Максима Горького, отражавшей настроения передовой демократической интеллигенцииИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
. Тонкая атмосфера чеховского лиризма, мягкого юмора, тоски и надежды была найдена в спектаклях «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» и «Иванов» (оба в 1904). Накануне Революции 1905 — 1907 годов МХТ вместе с Горьким боролся с социальной несправедливостью в «Мещанах» и «На дне» (оба в 1902), «Детях солнца» (1905). ПьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
Горького, наряду с «Доктором Штокманом» знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена (1900), определили общественно-политическое лицо театра.

В работе над произведениями Чехова и Горького сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологииПсихология — наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе»). В 17-18 веках на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике.

В середине 19 века на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-1880-х годах сложилась как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии.
героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбляАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое):

1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу.

2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

3) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
, создания настроения, общей атмосферы действия, декоративного решения (художникХудожник:

1) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

2) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Виктор Андреевич Симов), были выработаны сценические средства передачи скрытого в обыденных словахСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения. так называемого подтекста (внутреннего содержания). Впервые в мировом сценическом искусстве МХТ поднял значение режиссёра — творческого и идейного интерпретатора пьесы.

В годы поражения Революции 1905 — 1907 и наступившей затем реакции МХТ увлёкся поисками в области символистского театра («Жизнь человека» Андреева и «Драма жизни» Кнута Гамсуна, 1907), общефилософскими проблемами («ГамлетГамлет (Hamlet) — герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Один из вечных образов: имя Гамлет стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений.

В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием — от безволия до целеустремленной решимости.
» Уильяма Шекспира, 1911). ПоэзиейПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
сказки была проникнута постановка «Синей птицы» бельгийского писателя, драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1908). Не находя опоры в современной драматургииДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
, МХТ обратился к классике. Лучшими спектаклями этого периода были:

В то же время в МХТ возник творческийТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. кризис, так как «если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару,... он рискует... стать академически-мёртвым» (Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, 1954, с. 119). Выйти из кризиса МХТ помогла Великая Октябрьская социалистическая революция. Высоко ценя искусство этого театра, Владимир Ильич Ленин (в беседе с Анатолием Васильевичем Луначарским) говорил: «... Если есть театр, который мы должны из прошлого во что бы то ни стало спасти и сохранить, — это, конечно, Художественный театр».

В 1920 году МХТ был включён в число академических театров. В творческой полемике с пролеткультовцами и лефовцами МХАТ отстаивал реалистический метод, как наиболее плодотворный для развития сценического искусства и понимания современности. Через возникавшие вокруг МХАТ студии Станиславский и Немирович-Данченко воспитывали актёров в духе выработанных ими принципов. В 1924 из этих студий в театр влилась группа молодёжи: Алла Константиновна Тарасова, Ольга Николаевна Андровская, Клавдия Николаевна Еланская, В. С. Соколова, А. О. Степанова, Анастасия Платоновна Зуева, Николай Петрович Баталов, Николай Павлович Хмелёв, Михаил Николаевич Кедров, Борис Николаевич Ливанов, Виктор Яковлевич Станицын, Марк Исаакович Прудкин, Алексей Николаевич Грибов, Михаил Михайлович Яншин, Василий Александрович Орлов, Илья Яковлевич Судаков, Николай Михайлович Горчаков, И. М. Кудрявцев и др. Эти актёры, наряду с вступившими в МХАТ Борисом Георгиевичем Добронравовым, Фаиной Васильевной Шевченко (1910-е гг.), Михаилом Михайловичем Тархановым, Василий Осипович Топорковым (1920-е гг.), стали выдающимися мастерами советской сцены.

Сплотив вокруг себя молодых писателейПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., МХАТ приступил к работе по созданию советского репертуара. Были поставлены спектакли:

Важным этапом в жизни МХАТ и всего советского театра стал политически страстный, воссоздающий революционную эпоху спектакль «Бронепоезд 14-69» Всеволода Вячеславовича Иванова (1927). Отражая процессы становления и развития советского общества, формирования нового человека, новых взаимоотношений между людьми, театр поставил спектакли:

  • «Страх» Александра Николаевича Афиногенова (1931);
  • «Платон Кречет» Александра Евдокимовича Корнейчука (1935);
  • «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренёва (1936);
  • «Половчанские сады» Леонова (1939) и др.
Сцена из спектакля «Анна Каренина»
«Анна Каренина»

Новое, социально углублённое толкование получила классическая драматургия: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Гоголю (1932). Следуя ленинскому анализу творчества Льва Николаевича Толстого, МХАТ в новаторской постановке «Воскресения» (1930) подчеркнул обличительную направленность романаРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).; в спектакле «Анна Каренина» (1937) вскрыл трагический конфликт героини с чопорным и холодным аристократическим обществом.

Большое значение на пути становления социалистического реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. имел спектакль «Враги» Горького (1935). Мужественной простотой, поэтической правдой отличалась новая постановка «Трёх сестёр» Чехова (1940).

Сцена из спектакля «Враги»
«Враги»

В 1930-е годы получило завершение система Станиславского и углубились педагогические методы и режиссёрское учение Немировича-Данченко, особенно чётко определились и усовершенствовались характерные черты искусства МХАТ — соединение правдивого, жизненно достоверного развития действия с философскиФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. насыщенной, публицистически заострённой идейностью, смелая типизация, предельная внутренняя эмоциональность, сочетающаяся со скупостью и силой сценического выражения и точностью сценической формы.

В 1939 году Михаилом Кедровым была завершена начатая Станиславским экспериментальная работа над «Тартюфом» Мольера. Последние искания Станиславского в области сценического творчества легли также в основу работы над постановкой «Глубокой разведки» Александра Александровича Крона (1943).

Спекталь Кремлевские куранты
Кремлевские куранты

В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 были поставлены патриотическиеПатриотизм (от греческого patriotes — соотечественник, patris — родина) — любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. спектакли:

В 1942 в спектакле «Кремлёвские куранты» на сцене МХАТ был впервые воссоздан (Алексеем Грибовым) образОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. В. И. Ленина.

Во 2-й половине 40 — начале 50-х годов с МХАТ-е были созданы значительные спектакли:

  • «Дядя Ваня» Чехова (1947);
  • «Домби и сын» по Чарльзу Диккенсу (1949);
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951).

В 1956 театр возобновил постановку «Кремлёвских курантов» (в ролиРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
Ленина — Борис Александрович Смирнов). Тема мощи и силы народа, большевистской партии была развита в спектакле «Третья патетическаяПатетический — страстный, взволнованный, исполненный пафоса.» Николая Федоровича Погодина (1958). Проблеме выбора нравственного пути человеком был посвящен спектакль «Золотая карета» Леонова (1957).

Соло для часов с боем
Соло для часов с боем

Среди лучших спектаклей МХАТ 60 — начала 70-х годов явились:

  • «Братья Карамазовы» по Достоевскому (1960);
  • «Милый лжец» Джерома Килти (1962);
  • «Шестое июля» Михаила Филипповича Шатрова (1965);
  • «Егор Булычов и другие» (1964);
  • «Последние» (1971) Горького;
  • «Сталевары» Геннадия Кузьмича Бокарёва (1972);
  • «Соло для часов с боем» Освальда Заградника (1973) и др.

В 1932 МХАТу было присвоено имя М. Горького. Награждён орденом Ленина (1937), орденом Трудового Красного Знамени (1938). При театре имеется музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие.

Возникли в 15-16 веках. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
(с 1923) с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.

С 1943 существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко. С 1906 театр неоднократно гастролировал в странах ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
, АзииАзия — самая большая часть света (около 43,4 млн. кв. км), образует вместе с Европой материк Евразию. Граница между Азией и Европой обычно проводится по Уралу (гребню или его восточному подножию, рек Эмба, Кума, Маныч, по осевому водоразделу Большо, Америки.

В труппе театра (на 1974): народные артистыНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР:

  • Ольга Николаевна Андровская;
  • Михаил Пантелеевич Болдуман;
  • Анастасия Павловна Георгиевская;
  • Алексей Николаевич Грибов;
  • Анастасия Платоновна Зуева;
  • Анатолий Петрович Кторов;
  • Павел Владимирович Массальский;
  • Борис Яковлевич Петкер;
  • Марк Исаакович Прудкин;
  • Борис Александрович Смирнов;
  • Виктор Яковлевич Станицын;
  • Ангелина Осиповна Степанова;
  • Михаил Михайлович Яншин.

Народные артисты РСФСР:

  • Кира Николаевна Головко;
  • Ирина Прокофьевна Гошева;
  • Леонид Иванович Губанов;
  • Нина Ивановна Гуляева;
  • Владлен Семёнович Давыдов;
  • Николай Николаевич Засухин;
  • Галина Ивановна Калиновская;
  • Александр Михайлович Комиссаров;
  • Татьяна Ивановна Ленникова;
  • Юрий Леонидович Леонидов;
  • София Станиславовна Пилявская;
  • Любовь Васильевна Пушкарёва;
  • Олег Александрович Стриженов;
  • Петр Григорьевич Чернов;
  • Маргарита Валентиновна Юрьева.

Народный артист Литовской ССР:

  • Лев Васильевич Иванов.
МХАТ имени А.П. Чехова
МХАТ им. Чехова

Главным режиссёром МХАТа с 1970 года был народный артист РСФСР Олег Николаевич Ефремов. В 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова, сцена в Камергерском переулке) и Татьяны Васильевны Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького; сцена на Тверском бульваре). В 2000 году труппу МХАТ имени Чехова возглавил Олег Павлович Табаков. (Павел Александрович Марков, А. В. Кесслер)

Литература:

Сцены из спектаклей, поставленных в МХАТ

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)