Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Главная / Оглавление / Ваши знаменитые тезки / Сбит самолет-шпион / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы

Как над Свердловском сбили американский самолет-шпион

 

1 мая 1960 года был сбит над Свердловском советскими ракетчиками американский самолет-шпион с летчиком (Пауэрсом) на борту.

«Вылетев с базы в Пешаваре, Пауэрс должен был пролететь 6 тыс. км до базы в Буде (Норвегия). Над территорией СССР его маршрут пролегал над Душанбе, Аральском морем, Челябинском, Свердловском, Кировом, Архангельском, далее над Кольским полуостровом, Кандалакшей и Мурманском, а затем на север к Баренцеву морю. Расчетная продолжительность полета равнялась девяти часам. Полет назначили на 1 мая. В целях сохранения секретности самолет У-2 доставили в Пешавар только в ночь накануне операции.

В 6 часов 20 минут Пауэрсу разрешили взлет. Пройдя полосу облачности и углубившись в воздушное пространство СССР более чем на 2 тыс. км, он приступил к выполнению задания, но был сбит под Свердловском советскими ракетчиками.

Результаты экспертизы остатков фотооборудования самолета У-2 и отснятых фотопленок подтвердили разведывательный характер этого оборудования и шпионские цели самого полета. На самолете имелся специальный широкозахватный длиннофокусный аэрофотоаппарат модели «73-В», рассчитанный на фотографирование с воздуха больших площадей. В полете 1 мая этот фотоаппарат с вращающимся объективом вел фотографирование последовательно через 7 остекленных фотолюков, размещенных в обшивке самолета. Захват местности поперек маршрута составлял при этом 160-200км.

Фотоаппарат заряжался двумя пленками, каждая из которых имела ширину 24 см и длину около 2000 м; они параллельно располагались в плоскости кадра, так что за каждое срабатывание затвора экспонировалась пара снимков с общим размером 45 на 45 см. Запас пленки позволял произвести около 4000 парных снимков. Фотоаппарат был снабжен объективом с номинальным фокусным расстоянием 915 мм, позволявшим с больших высот получать относительно крупномасштабные снимки. Масштаб аэроснимков среднего маршрута, сделанных над территорией СССР 1 мая, составлял 220-230 м на 1 см. По снимкам такого рода, произведенным за 3 часа 17 минут полета над советской землей, можно было определить назначение многих важных промышленных и военных объектов.

Фотопленка имела повышенную светочувствительность и была улучшена по сравнению с пленкой, использовавшейся на американских шарах-разведчиках образца 1956 г. В Советском Союзе аэропленка с самолета У-2 была обработана. Полученные негативы подвергли дешифрованию и привязке к карте и таким путем обнаружили, что фотографирование было выполнено над территорией СССР по маршруту, проходившему от района западнее Ташкента до Свердловска. Этот маршрут соответствовал маршруту полета на полетной карте, обнаруженной у Пауэрса. Общий запас фотопленки в аэрофотоаппарате позволял выполнить фотографирование маршрута протяженностью порядка 3500 км, т.е. сфотографировать значительную часть советской территории. По снимкам была определена высота воздушного фотографирования: она составляла 20-21 тыс. м. Дешифрование аэроснимков показало, что они содержали разнообразную разведывательную информацию об объектах, расположенных по маршруту. На аэронегативах имелись изображения промышленных и военных объектов СССР - заводов, складов, нефтехранилищ, путей сообщения, железнодорожных мостов и станций, линий электропередач, аэродромов, мест расквартирования войск и военной техники. Эти снимки давали возможность определить характер железнодорожных мостов, число и типы самолетов на аэродромах, особенности и назначение военной техники.

Экспертиза радиотехнической аппаратуры и записей на магнитофонной ленте, найденных на месте падения самолета. Установила, что все блоки радиоаппаратуры снабжены условными индексами, указывавшими на то, что эта аппаратура была собственностью министерства обороны США и считалась особо секретной. Приборы предназначались для сбора сведений о системе радиотехнического обеспечения противовоздушной обороны Советского Союза, отдельных городов, крупных промышленных и административных центров.

Для регистрации радиосигналов использовались магнитофоны. Судя по числу кассет (шесть), их было не менее трех. На кассетах нанесены шкалы, проградуированные в часах. Кассеты были рассчитаны на 8 часов непрерывной записи.

Показания Пауэрса о том, что на его самолете имелось взрывное устройство, были подтверждены в ходе судебного процесса вещественными доказательствами и заключениями экспертов. Блок подрыва был изготовлен фирмой «Бэкман-Уитлей» (модель 175-10А). Разрушительная сила взрывчатого вещества должна была обеспечить полное разрушение самолета и уничтожение приборов и оборудования - вещественных доказательств преступных действий США.

Анализ полетной карты показал, что самолет от аэродрома Пешавар до района Свердловска следовал по заданному маршруту. На карте имелись отметки на включение и выключение определенных агрегатов и аппаратуры на самолете, причем отмечены те участки маршрута, где внимание летчика должно было быть повышено.

Таким образом, документальные данные неопровержимо доказывали, что сбитый американский самолет являлся специально подготовленным воздушным разведчиком. Его задача - пересечь всю территорию СССР от района Памира до Кольского полуострова в целях разведки военных и промышленных объектов, важных районов».Сергеев Ф.М. Тайное орудие агрессии: (Подрывная деятельность США против СССР). - Москва.: Мысль, 1984, с. 101-104.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)