Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Музыка Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Музыка

Музыка

Музыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Происхождение нот

Названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д'Арецо. Полные имена нот:

  • Do - Dominus - Господь;
  • Re - rerum - материя;
  • Mi - miraculum - чудо;
  • Fa - familias planetarium - семья планет, т.е. солнечная система;
  • Sol - solis - Солнце;
  • La - lactea via - Млечный путь;
  • Si - siderae - небеса.

Лад — это важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (функции ладовые, устой и неустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; см. древнегреческие лады, натуральные лады, средневековые лады, макам, рага); европейская гармоническая тональность 17-19 веков. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке 20 века (в том числе в додекафонии) используются наряду с классическими и обновленными древними типами лада (есть так же: также пентатоника, диатоника, хроматизм).
«Я хочу быть твоею музыкой» — Дмитрий Хворостовский

Пентатоника — (от греч. pente — пять и tonos — тон) — это звуковая система, содержащая 5 звуков. Звукоряд основного типа пентатоники — бесполутоновый, или ангемитонный (с интервалами между соседними звуками в 1 и 11/2 тона). Функции главного тона в пентатонике может выполнять любой из 5 звуков. Встречается в старинных песнях многих народов, в том числе у татар, башкир, бурят и других народов мира.
«Танец золотых змей»

Диатоника (от греч. diatonikos, букв. — растянутый), гептатоника (от греч. hepta — семь и tonos — тон), в музыке — 7-ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и другие натуральные лады. Как неполные диатонические системы могут трактоваться пентатоника, средневековые гексахорды и др. Диатоника — основа ладового мышления в европейской музыке.

Хроматизм (от греч. chromatismos — окраска), в музыке — полутоновая интервальная система двух видов: древнегреческая «хрома» — звукоряд с увеличенной секундой и последованием 2 полутонов подряд; новый европейский хроматизм, возникший как «расцвечивание» диатоники и имеющий ряд разновидностей (от минимального проявления хроматизма в виде смешения близких диатонических структур до полного 12-звучного хроматизма), проявляется в модуляциях, отклонениях, при альтерации диатонических ступеней.

Мажор (франц. majeur, от лат. major — больший, а также dur, от лат. durus — твердый) — это лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. В противоположность минору мажор обладает светлой окраской.

Основной звукоряд

Основной звукоряд До мажор (C-dur)

До мажор (C-dur)

 

Минор — это определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

Основной звукоряд

Основной звукоряд Ля минор (A-moll)

Ля минор (A-moll)

 

Ритм (греч. rhythmos, от rheo — теку) — это чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. В музыке — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 века в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. См. также ритмический рисунок.

Ритмический рисунок — в музыке: последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). В соответствии с данным метром длительности часто объединяются в ритмические группы (восьмых, шестнадцатых и др.; см. также пунктирный ритм). В вокальной мелодике ритмический рисунок нередко отражает ритмику художественной речи и метрику стиха. В прикладной музыке изолированный ритмический рисунок (на ударных инструментах) используется для сигналов, сопровождения шествий и танцев.

Пунктирный ритм (от лат. punctum — точка), в музыке — ритмический рисунок, образуемый при увеличении доли такта на половину длительности за счет двукратного уменьшения следующей, более слабой доли. Обозначается точкой, поставленной справа от ноты.

Мелодия (от греч. melodia — пение, напев, песня) — это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия.

Принято разделение музыки на светскую и духовную.

Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино.

Нотное письмо (нотация) (от лат. notatio — записывание, обозначение) — это система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. Современной системе нотного письма предшествовали невменная, мензуральная системы. В современном нотном письме используется 5-линейный нотный стан; на линейках и между линейками, а также на дополнительных линейках и между ними записываются ноты — знаки, обозначающие звуки.

Ноты - французская старинная песенка - П.И. Чайковский

Хореография (от греч. choreo — танцую): первоначально — запись танца, затем — искусство сочинения танца, балета, с конца 19 — начала 20 века танцевальное искусство в целом.

Музыкальные инструменты — это инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов — магическая, сигнальная и другие, которые существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и по другим признакам. Бывают: духовые музыкальные инструменты, клавишные музыкальные инструменты, металлофоны, струнные музыкальные инструменты, ударные музыкальные инструменты, электромузыкальные инструменты.

Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония).

Музыкальная форма:

1) Комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.

2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба — период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы — мотив; два и более мотива образуют фразу, из фраз складывается предложение; два предложения часто образуют период (обычно 8 или 16 тактов). В форме периода обычно излагаются темы музыкального произведения. Основные принципы формообразования — изложение тематического материала (экспозиция), его точное или варьированное повторение, разработка, сопоставление с новыми темами; повторение ранее изложенного материала после раздела, развивающего его или основанного на новом материале (реприза ). Эти принципы часто взаимодействуют.

Жанры музыки

Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. музыкальная форма)

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — это музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 — начале 19 веков (Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Франц Шуберт, Феликс Мендельсон), программная симфония (Гектор Берлиоз, Ференц Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 веков (Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сезар Франк, Антонин Дворжак, Ян Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (Александр Порфирьевич Бородин, Петр Ильич Чайковский, Александр Константинович Глазунов, Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, Николай Яковлевич Мясковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян  и др.) музыке.
«Свадебный марш» — Мендельсон
«К Элизе» — Бетховен
«Венский вальс» — Прокофьев

Марш — музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для военного (духового) оркестра. Используется в опере и балете, а также как самостоятельная пьеса. Особая разновидность — похоронный марш.
«Марш», из балета "Щелкунчик" — Чайковский
«Траурный марш» — Шопен

Хорал (ср.-век. лат. cantus choralis — хоровое песнопение) — религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (например, протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия (гуситские песни в Чехии).

Сюита (французское suite, букв. — ряд, последовательность) — инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 веков состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 веков были созданы оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Николая Андреевича Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.
«Шахерезада — море и корабль Синбада» — Римский-Корсаков

Соната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — это музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Роберт Александер Шуман, Фридерик Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, Николай Карлович Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
«Прелюдия, соч. 11 № 2» — Скрябин

Влияние музыки на живые организмы

У человека прослушивание музыки может сопровождаться чувством эйфории, вызванным высвобождением дофамина в области полосатого тела головного мозга.

Учеными было установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания. У собак из группы пород пинчер эти изменения сильнее, чем у других собак (давление изменяется на 70 мм ртутного столба).

В Японии были проведен эксперимент, который показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 50-20 %.

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться.

Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.

Фактором восприятия музыки является национально-культурная принадлежность. Например, европеец не всегда будет чувствовать себя комфортно, слушая восточные мотивы, а длительное воздействие подобной музыки может вызвать у него сильное психическое расстройство. В то время как жителям Азии вряд ли придётся по душе западная музыка.

Игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу. Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способствуют нормализации энергетических потоков в позвоночнике.

Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.

Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение.

Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Любая музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность. Способствует более чёткому и конкретному восприятию информации.

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Клод Дебюсси. Считается, что музыка Моцарта активизирует мозговую деятельность и способствуют быстрому усваиванию информации. Снять головную боль помогут «Фиделио» Бетховена, Полонез Огинского и «Венгерская рапсодия» Листа. Лучшим лекарством от бессонницы можно считать пьесы Чайковского, Грига и Сибелиуса. Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» Вивальди улучшает память.
«Грустный вальс» — Я. Сибелиус

Люди, страдающие амузией, не способны распознавать и исполнять музыку.

Амузия (от древнегреческого. ἀμουσία — непричастность музам) — это утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия). Часто амузия сочетается со слуховой агнозией, при которой перестают различаться обычные звуки или шумы.
«На теплоходе музыка играет» — Апина Алёна

Видео уникальных музыкальных исполнений

Профессионал-пианист поиграл на случайно попавшемся пианино


Маленький мальчик на барабанах отжигает
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)