Разместите статью, биографию и пр.[en]

Людвиг Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Знаменитые люди по имени Людвиг

Знаменитые люди по имени Людвиг

Людвиг Хольберг (дат. Ludvig Holberg) (13 декабря 1684, Берген, Норвегия — 28 января 1754, Копенгаген, Дания) — норвежско-датский писатель, драматург, философ, историк, деятель Просвещения, эссеист, автобиограф, романист, сценарист, преподаватель университета, поэт. Считается основоположником новой датской и норвежской литератур. Крупный деятель скандинавского Просвещения. Комедии «Йеппе с горы» (1722), «Эразмус Монтанус» (1723), ироикомическая поэма «Педер Порс» (1719-20), сатира «Подземное странствие Николая Клима» (1741), басни. Во всех своих произведениях — исторических, поэтических и философских — Хольберг является блестящим представителем эпохи Просвещения с её рационализмом и отрицанием метафизики. В своих главных исторических трудах («Введение в историю европейских государств», 1711, написанное в подражание Пуфендорфу, трёхтомная история Дании, 1732—1735 и «Всеобщая история церкви от возникновения христианства до Лютера», 1738) Хольберг — не столько исследователь, сколько эссеист; он обнаруживает духовное сродство с такими писателями, как Монтень и Аддисон; под его пером датский язык впервые становится способным передавать все оттенки мысли. В 1717 году Хольберг опубликовал «Introduction til Natur og Folkeretten» (Введение в естественное и международное право). С резкой критикой этого труда выступил датский историк профессор Андреас Хойер, «самая ожесточенная» полемика двух учёных затянулась на многие годы и стала в научных кругах Дании едва не нарицательной. Хольберг пробудил в Дании интерес к национальной литературе и включил последнюю в круг европейских литератур. Создал датскую драму. Сатирический характер носят многочисленные комедии Хольберга, создавшие ему славу «датского Мольера».

К числу «моральных» произведений Хольберга принадлежит написанный по-латыни сатирический роман «Nicolai Klimii iter subterraneum» («Путешествие Нильса Клима под землёй[en]», 1742), в котором, как у Свифта Гулливер, герой посещает вымышленные страны и даёт автору повод высказаться о различных народах. Хольберг высмеивает здесь предрассудки своего времени, устаревшие порядки и обычаи. Первый и единственный появившийся в Копенгагене печатный экземпляр сатиры произвёл целую бурю. Придворные священники потребовали запрещения сатиры, но король не счёл возможным прибегнуть к такой мере. За границей «Подземное путешествие» также обратило на себя большое внимание и вскоре было переведено на почти все европейские языки (в том числе на русский), даже раньше, чем на датский. Прозаические «Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга» перевел на русский язык (с немецкого перевода) Денис Иванович Фонвизин. В 1884 году выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ создал фортепианную сюиту «Из времён Хольберга» в пяти частях, приуроченную к торжествам в связи с 200-летием Хольберга. Через год Григ создал версию этой сюиты для струнного оркестра, ставшую одним из его самых популярных произведений. В честь Хольберга названы кратер на Меркурии[гор] и премия выдающимся гуманитариям современности — Премия Хольберга, учрежденная в 2003 году.

Людвиг Генрих Кристоф Гёльти (Ludwig Christoph Heinrich Hölty) (21 декабря 1748, деревня Мариензее, Нижняя Саксония — 1 сентября 1776, Ганновер) — немецкий поэт-лирик, писатель и переводчик Энтони Эшли Купера Шефтсбери. Учась в Гёттингене, Гёльти подружился с Иоганном Мартином Миллером, Иоганном Генрихом Фоссом, Генрихом Кристианом Бойе, братьями Штольбергами и другими и стал одним из основателей знаменитого общества молодых поэтов, известного как «Göttinger Hainbund», участников которого можно отнести к младшему поколению литературного периода «Бури и натиска». Гёльти много раз публиковался в издании Гёттингенского кружка поэтов «Альманах Муз» и разделяя программу гёттингенцев в области литературных форм и стиля-подражания Фридриху Готлибу Клопштоку и борьбы с французским влиянием в немецкой литературе. Стихотворения Гёльти, преимущественно элегии и идиллии, отличаются чрезмерной сентиментальностью, характерной и для всех поэтов гёттингенского содружества. В формальном отношении поэзия Гёльти интересна своим приближением к народному певучему стиху. Немногочисленные баллады Гёльти принадлежат к первым в этом направлении опытам в немецкой литературе. Множество стихотворений Гёльти были положены на музыку[en] композиторами, включая Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Фанни Хензель-Мендельсон и Брамса. В честь поэта названы несколько улиц и школ в Германии, а в 2008 году в его честь была учреждена поэтическая премия «Hölty-Preis» (выдаётся раз в два года); её первым лауреатом стал немецкий писатель и поэт Томас Розенлёхер. Его наследие собрано посмертно (сборник «Стихи», 1783). Умер от чахотки, хотя в «ЭСБЕ» смерть поэта описывается так: «Усиленные занятия, бедность и несчастная любовь на 28-м году его жизни[en], свели его в могилу».

Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) (16 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена) — немецкий композитор и пианист, представитель венской классической школы. Биография Бетховена.

«К Элизе» - Бетховен

Людвиг Тик (нем. Johann Ludwig Tieck) (31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий писатель-романтик, переводчик, собиратель народных сказок, издатель и драматург эпохи романтизма. Используя принцип романтической иронии, отвергал филистерскую мораль (сказочные комедии «Кот в сапогах», «Синяя Борода» — обе в 1797); идеализировал средневековье (драмы, повести); сборник «Народные сказки» (1797). Сборник романтических поэм. Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (нем. «William Lovell», 1795—1796). Пьесы-сказки «Кот в сапогах» (1797, рус. пер. 1916), «Принц Цербино» (1799), «Мир наизнанку» (1799), «Синяя Борода»; сказки-новеллы «Абрахам Тонелли» (1798), «Шильдбюргеры» (1796) и др. — романтические сатиры в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1-2, 1799—1800) позднее использовались  Р. Вагнером, Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне.

Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии. Занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства. Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona», посвящённый трагической судьбе Виттории Аккорамбони (1557—1585, Падуя), знаменитой итальянской красавицы конца XVI века, в замужестве герцогини Браччиано.

Людвиг Генрих Боянус (Bojanus) (16 июля 1776, Бухсвайлер (Бувилье), Эльзас — 2 апреля 1827, Дармштадт) — немецкий ученый, анатом и зоолог, один из организаторов ветеринарного образования в России[en], член-корреспондент Петербургской академии наук (1814). Боянус был сторонником эволюционного учения, полагая, что материальная природа по своим законам переходит от простейших форм к более сложным и совершенным и между различными явлениями природы нет непреодолимой границы. Он впервые описал орган выделения (почку) пластинчатожаберных моллюсков (боянусов орган), но ошибочно принял его за легкое. Боянус изучал анатомию и эмбриологию лошади, установил различия между туром (Bos primigenius) и степным бизоном (Bison priscus), занимался исследованиями заразных болезней животных (сибирская язва, чума и др.). Много лет Боянус посвятил изучению анатомии черепах. Ученый создал первую в России гельминтологическую коллекцию, составил учебный план, разработал программу по ветеринарным дисциплинам. Его основные труды (около 70) посвящены эмбриологии, зоологии, медицине, ветеринарии и зоотехнии.

Людвиг Ахим фон Арним (Arnim) (26 января 1781, Берлин — 21 января 1831, Виперсдорф), немецкий писатель-романтик. Принадлежал к старинному прусскому дворянскому роду. В начале 19 веке возглавлял кружок гейдельбергских поэтов и прозаиков, глубоко интересовавшихся историей и культурой своей родины. В 1806-1808 совместно с Клеменсом Брентано опубликовал сборник народных песен «Волшебный рог мальчика», получил одобрение И. В. Гете. В сборник вошли любовные[en], бытовые, солдатские и разбойничьи песни, баллады, стихотворения малоизвестных поэтов 16-17 вв. Книга неоднократно переиздавалась, оказала большое влияние на развитие немецкой поэзии 19 в. Романы («Бедность, богатство, вина и искупление графини Долорес», 1810; «Хранители короны», 1817), новеллы («Изабелла Египетская», 1812), пьесы («Освобождение везеля», «Равные»). Его произведения проникнуты тоской по патриархальному прошлому, поиском в нем позитивных нравственных ценностей, которые писатель противопоставлял современным, а также романтической мечтой о духовном прозрении и возрождении нации.

Людвиг Фридрих Теодор Хайн (5 июля 1781, Старгарде — 27 июня 1836, Мюнхен) — немецкий редактор, библиограф и историк книги. Изучал классическую филологию и восточные языки в университете Галле, а с 1802 года жил и работал в Веймаре. В течение нескольких лет Хайн был редактором «Беседы-лексикон Брокгауза» в Альтенбурге (с 1812 года) и Лейпциге. Позже в своей карьере он работал частным ученым в Мюнхене. Наиболее известен как составитель Repertorium bibliographicum (1822), новаторского каталога кратких заголовков из инкунабул. «Числа Хаина» до сих пор используются в качестве общих библиографических ссылок. С тех пор его работа была заменена Каталогом кратких заголовков Incunabula (ISTC) в Британской библиотеке и Gesamtkatalog der Wiegendrucke (GW) в Staatsbibliothek zu Berlin. Составил «Библиографический репертуар» (1826-1838, описаны 16 299 инкунабул), ставший основой для всех последующих инкунабуловедческих исследований.

Инкунабула (от лат. incunabula — "колыбель") — всякая книга, напечатанная на начальном этапе книгопечатания (1450-1500), после изобретения Иоганном Гутенбергом (ок. 1400-1468) подвижных металлических литер.

Людвиг Шпор (Луи Шпор, нем. Louis (Ludwig) Spohr) (5 апреля 1784, Брауншвейг, Северная Германия — 22 октября 1859, Кассель, Германия) — немецкий музыкант, композитор, скрипач, дирижер, педагог. Автор вокально-симфонических произведений. Один из первых представителей романтического стиля в музыке. Родился в семье врача, стал учеником скрипача Ф. Экка, с которым совершил поездку по России. Позднее он был капельмейстером в Брауншвейге, Готе, а также в Вене (1812-1816), периодически работал капельмейстером в Лондоне и Париже, затем стал придворным капельмейстером в Касселе (с 1822).

Музыкант с успехом концертировал в Европе как скрипач и дирижер, его игра отличалась мощным певучим тоном, совершенной техникой. Л. Шпор признается основоположником немецкой скрипичной школы 19 века, воспитал несколько поколений скрипачей, среди которых Ф. Давид, А. Кёмпель, Л. Сен-Любен. В 1831 году был опубликован его учебник «Скрипичная школа». Шпор способствовал формированию дирижерского искусства как самостоятельного вида исполнительства; одним из первых ввел в практику дирижирование с помощью палочки. Как композитор Шпор был одним из представителей романтического направления в немецкой музыке, написал десять опер: преимущественно на исторические и фантастические сюжеты, наибольшую популярность получили «Фауст» (1816), «Йессонда» (1823), «Алхимик» (1830), «Крестоносцы» (1845); а также 9 симфоний, 15 концертов для скрипки с оркестром, 34 струнных квартета, оратории, концерты для скрипки с оркестром, камерные ансамбли. Его мемуары «Автобиографии» (1860-1861) дают широкую картину музыкальной жизни первой половины 19 века.

Наследие Шпора-композитора включает в себя большое количество произведений в различных жанрах: ему принадлежат оперы, оратории, симфонии, мессы, кантаты, камерные сочинения. Наибольшей популярностью пользуются 15 его концертов для скрипки с оркестром, а также четыре концерта для кларнета, посвящённые Иоганну Симону Хермштедту. Шпор считался также одним из лучших скрипачей своего времени, его исполнение отличалось большой технической виртуозностью и глубокой выразительностью. В честь главной героини оперы Луи Шпора «Йессонда» назван астероид (549) Джессонда, открытый в 1904 году. Существует премия имени Людвига Шпора, которой награждена российский композитор София Асгатовна Губайдулина.

Людвиг Уланд (нем. Ludwig Uhland) (26 апреля 1787, Тюбинген, Германия — 13 ноября 1862, там же) — немецкий писатель и общественный деятель, поэт-романтик, драматург, историк литературы; один из основоположников германистики. Внёс существенный вклад в становление немецкой медиевистики и фольклористики, являлся членом-корреспондентом Венской Академии наук. Уланд изучал литературу и юридические науки в Тюбингенском университете (1801-1810). В литературе дебютировал в 1806 году. Его поэзия развивалась в русле немецкого романтизма, его лучшие стихи и баллады в народном духе («Проклятие певца», 1814) отличаются неприятием деспотизма, мастерской передачей исторического колорита, ясностью формы. В своих «Патриотических стихотворениях» (1815-1819) Уланд выступал против произвола монархов, в 1819-1826 и в 1832-1838 годах он был депутатом вюртембергского ландтага. В 1829-1833 годах Л. Уланд был профессором немецкой литературы Тюбингенского университета. Он также известен как автор исторических драм, стал одним из основоположников медиевистики и фольклористики в Германии: «Старые верхненемецкие и нижненемецкие народные песни» (1844-1845). Стихи Уланда много раз клали на музыку, нередко они становились народными песнями. Также Уланд писал исторические драмы, в которых обличал деспотию, используя средневековый эпос как фон. Лирика Уланда отличалась песенным складом, к ней обращались Ференц Лист, И. Брамс, Роберт Шуман, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт. В России его переводили Федор Тютчев, В.А. Жуковский, Афанасий Фет.

Людвиг Валерианович Тенгоборский (1793, Варшава — 30 марта 1857, Санкт-Петербург) — российский ученый-экономист, статистик, государственный деятель, дипломат. В 1812-1815 годах был сотрудником казначейства Великого герцогства Варшавского. После присоединения Польши к России он занимал должность референдария в Государственном совете Царства Польского (1818-1828), затем был генеральным консулом в Данциге. В 1832 году был назначен полномочным комиссаром в Вену, где в качестве представителя России участвовал в совещаниях о переустройстве Краковской республики. Наряду с государственной деятельностью занимался экономическими исследованиями. Европейскую известность получила работа Тенгоборского «О финансах и государственном кредите Австрии» (1843). За свои труды был награждён Золотой Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества.

Людвиг Девриент (нем. David Louis De Vrient) (15 декабря 1784, Берлин — 30 декабря 1832, там же) — немецкий актёр, крупнейший представитель романтизма в театре Германии. Основатель театральной династии Девриентов. В немецком драматическом театре завершил эпоху романтизма и проложил путь сценическому реализму 19 в. Первой его удачной ролью было исполнение в драме Шиллера «Разбойники» Франца Моора, а также музыканта Вурма («Коварство и любовь» Шиллера) и Гарпагона («Скупой» Мольера) в 1805 году. Наибольший успех выпадает на долю актёра в годы его работы в театре Бреславля (1809—1815). Здесь ему удались его значительнейшие как трагические (король Лир, Шейлок, Яго), так и комедийные (Фальстаф) роли. После этого Девриент переехал в Берлин и продолжил играть уже в столичном театре до своей смерти. Девриента относят к крупнейшим актёрам-романтикам в одном ряду с Эдмундом Кином, Павлом Мочаловым, Фредериком Леметром. Как замечал известный драматург Генрих Лаубе, Девриент «поражал, захватывал, увлекал, приводил в энтузиазм» не просто красотой стиля, но «непосредственностью выражения страстей, потрясающим порывом в отдельных ситуациях, подавляющей внезапно прорывающейся мощью сильного характера[en]».

Племянник актёра, режиссёр Эдуард Девриент, писал об игре своего дяди: «Он не обладал ни грацией, ни благородством, ни плавностью речи… Его дух устремлялся с каким-то демоническим наслаждением к границам человеческого, к его крайним проявлениям. Из ряда вон выходящее, страшное, возбуждающее ужас, причудливое и смешное, начиная от мельчайших, едва заметных черт до предельной грани выразительности — такова была область, которой он владел». Трагическим образам, созданным актёром, были присущи мрачные, демонические черты. Для Девриента как актёра огромную роль играло интуитивное постижение образа — «шестым чувством», как называл это Эрнст Теодор Амадей Гофман; для него было характерно, по словам писателя «полное растворение в подлежащем изображению характере». Л. Девриента связывали с Гофманом большая дружба и духовная близость, как у Эдмунда Кина с Байроном, а у Леметра — с Бальзаком. Своим творчеством великий романтик Девриент (особенно при исполнении комических ролей) подготовил немецкий театр к переходу от романтизма к реализму, осуществлённому во второй трети XIX столетия.

Людвиг Мартынович Кемц (Людвиг Фридрих) (11 января 1801, Тшебятув, Трептове-на-Реге — 8 декабря 1867, Санкт-Петербург) — немецкий и русский метеоролог, геофизик, академик Петербургской АН (1865). Родился в Померании, с 1841 в России. Занимался изучением суточного хода давлений, температуры и влажности воздуха, земного магнетизма. Впервые установил существование муссонов на северных берегах Европейской России и в Сибири. Автор трехтомного «Учебника метеорологии» (1831-1836). Работы по истории географии. В период с 1825 по 1831 годы он написал целый ряд замечательных монографических исследований об изменениях в стоянии барометра, о влиянии луны[гор] на барометр, об определении средней температуры суток, о причинах наименьшей температуры пред восходом солнца, о годичных изменениях температуры, о северном сиянии и пр. В 1831, 1832 и 1836 гг. вышло в трёх томах капитальное сочинение Кемца «Lehrbuch der Meteorologie», которое является классическим в области избранной науки; он представляет не только свод всего сделанного по метеорологии прежде, но ряд специальных самостоятельных исследований по всем частям науки, произведенных по одному общему плану. В 1841 году Кемц занял кафедру в Дерптском университете; с 1847 года и почти до конца жизни он ежегодно совершал путешествия с научной целью — преимущественно в Альпы, для изучения вопроса о происхождении ледников.

Людвиг Рихтер (нем. Adrian Ludwig Richter) (28 сентября 1803, Дрезден, Саксония, Священная Римская — 19 июня 1884, Дрезден, Королевство Саксония, Германская империя) — немецкий живописец и график. Представитель позднего романтизма и бидермейер. Идеализированные картины на темы сельского и провинциального патриархального быта, поэтические иллюстрации к сказкам, песням. Изучал живопись в дрезденской Академии искусств. Большое значение для дальнейшего развития его таланта сыграли его путешествия, особенно в Италию, во время которых Рихтер познакомился с творчеством назарейцев и Йозефа Антона Коха. После возвращения в Германию художник работал рисовальщиком на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, затем преподавал пейзажную живопись в дрезденской Академии. С конца 1830-х годов Рихтер выступал всё больше как иллюстратор (в том числе для изданий сказок братьев Гримм). Сделав приблизительно 3000 ксилографий для 150 художественных произведений, Рихтер стал одним из самых популярных художников Германии. В то же время «крупноформатная живопись» для него как бы отступила на второй план. Развившееся заболевание глаз[en], сделавшее художника почти слепым, вынудило его с 1873 года оставить живопись.

Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach) (28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Королевство Бавария, Германская империя) — немецкий философ-материалист. По мировоззрению также был атеистом. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше. Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Научный анализ философии Фейербаха сделан Фридрихом Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888). Основные сочинения Фейербаха: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).

Людвиг Фердинанд Вильгельми (Wilhelmy) (25 декабря 1812, Старгард, Померания — 18 февраля 1864, Берлин) — немецкий химик, основоположник химической кинетики. В молодости был аптекарем. Частным образом изучал физику и химию в Берлине, Гисене и Гейдельберге; в 1846 году получил докторскую степень. В 1849-1854 годах — приват-доцент Гейдельбергского университета; позднее работал в собственной лаборатории в Берлине. Изучал скорость реакции химического процесса. В 1850 году опубликовал «Закон действия кислот на тростниковый сахар», где впервые определил скорость химической реакции как изменение количества вещества в единицу времени. Опираясь на проведенные исследования, показал, что скорость гидролиза сахарозы прямо пропорциональна произведению количеств сахара и кислоты. Сделал первые шаги на пути к изучению химического равновесия, химической кинетики. Научные работы посвящены изучению когезии и скорости химических реакций. В 1850 году выполнил работу по поляриметрическому изучению инверсии тростникового сахара, катализируемой кислотами, в которой ввёл понятие скорости химической реакции и впервые получил математическое выражение для зависимости скорости процесса от концентрации сахара.

Людвик Владислав Франтишек Кондратович (польск. Ludwik Władysław Franciszek Kondratowicz, более известный как Владислав Сыроко́мля, польск. Władysław Syrokomla) (29 сентября (17 сентября по старому стилю) 1823, фольварк Смольгов, Бобруйский уезд, Минская губерния — 15 сентября (3 сентября по ст.ст.) 1862, Вильна, Российская империя) — белорусско-польский поэт, краевед, историк литературы, переводчик. В 1844—1853 годах арендовал фольварк в Залучье, с 1853 года — в Борейковщине под Вильной, занимаясь сельским хозяйством и литературным трудом. Подолгу жил в Вильне с 1852 года. Его квартира на Немецкой улице стала популярным литературным салоном, где бывали поэт Антоний Эдвард Одынец, историк Миколай Малиновский, краевед и коллекционер Евстахий Тышкевич, музыкант и композитор Станислав Монюшко. Состоял членом-сотрудником созданной по инициативе графа Тышкевича Виленской археологической комиссии. В 1860—1862 годах был постоянным сотрудником газеты Адама Киркора «Виленский вестник».

Людвиг Бюхнер (29 марта 1824, Дармштадт, Великое герцогство Гессен, Германский союз — 1 мая 1899, Дармштадт, Германия) — немецкий врач[en], естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности. Сторонник социального дарвинизма. Автор трудов «Человек согласно науке», «Любовь и любовные отношения животного мира» (1881) и многих других. Особенно широко была известна его работа «Сила и материя» (1855). Критиковал позицию Карла Фохта о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень — желчь. В 1881 году основал «Немецкий союз свободомыслящих» (Deutscher Freidenkerbund). Сочинения Бюхнера: Искусство долго жить (1892), Природа и наука (1881), Сила и материя (1855), Психическая жизнь животных (1902), Дарвинизм и социализм (1907). Брат писателей Георга, Александра и Луизы Бюхнер.

Людвиг Федорович Минкус (нем. Ludwig Minkus, полное имя Алоизий Людвиг Минкус, в некоторых источниках также Леон Фёдорович Минкус) (23 марта 1826, Вена, Австрийская империя — 7 декабря 1917, там же) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Начал заниматься скрипкой с четырёх лет, а с 12 лет начинает заниматься музыкой в Обществе друзей музыки в Вене. Первое публичное выступление Минкуса состоялось в 8 лет, и очень скоро музыкальные критики признали в нём вундеркинда. С 1850-х гг. работал в России (Большой, Мариинский театры). В 1852 году получил место первого скрипача в Венской королевской Опере. Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1857 г., написав балет L’Union de Thetis et Pelee ("Союз Пелея и Фетиды") для частного представления в Юсуповском театре. Написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 24 ноября (12 ноября по ст.ст.) 1863 г. специально для прославленной балерины Марфы Муравьевой в московском Большом театре, затем 25 февраля (13 февраля по ст.ст.) 1864 г. в петербургском Большом театре (под названием «Фиаметта, или Торжество любви») и наконец 11 июля 1864 г. в Париже под названием «Немея» (фр. Neméa). После 1890 жил в Вене. Основные сочинения (указаны только самостоятельно написанные партитуры): «Дон-Кихот», «Золотая рыбка», «Фиаметта», «Баядерка», «Волшебные пилюли», «Камарго», «Калькабрино», «Фетида и Пелей». Минкус хорошо чувствовал специфику балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполненные жизнерадостной, мелодичной, ритмичной музыкой, до сих пор входят в репертуар ведущих театров России и мира.

Людвиг Гумплович (Gumplowicz) (9 марта 1838, Краков, Австро-Венгрия — 19 августа 1909, Грац, Австро-Венгрия) — польский и австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма. Будучи из еврейской семьи, Гумплович заинтересовался проблемой подавления этнических групп, и всю жизнь был защитником меньшинств в империи Габсбургов, в частности, носителей славянского языка. В 1867 году Людвиг опубликовал исторический труд «Польское законодательство в отношении евреев». Занимался нотариальной практикой и работал в качестве журналиста (он был редактором и владельцем краковской газеты «Страна»). Профессор университета в Граце, где во время преподавания появились его основные работы: «Rasse und Staat» (1875), «Philosophisches Staatsrecht» (1877), «Rechtsstaat und Sozialismus» (1881), «Der Rassenkampf» (1882), «Grundriss der Soziologie» (1885), «Soziologie und Politik» (1892), «Gesicht der Staatstheorien» (1905), «Allgemeines Staatsrecht» (1907), «Sozialphilosophie im Umriss» (1909). Считал, что государство[en] возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввел понятие «этноцентризм » («Расовая борьба», 1883). Испытал влияние Чарльза Дарвина, Огюста Конта, Артура Шопенгауэра, Герберта Спенсера, Анри Сен-Симона, Адольфа Бастиана, Пьера Прудона и Евгения Дюринга. Он посвятил всю свою энергию социологии, новой области науки, и стал одним из её основателей. Первым из польских социологов пришёл к исследованию проблем этнических меньшинств (из-за разработанной им теории борьбы рас его часто ошибочно обвиняют в расизме). В то же время он уделял много времени чтению[en] лекций о правовом государстве и управляющем персонале. В 1909 году, в возрасте 71 года, покончил жизнь самоубийством вместе со своей женой Франциской, после диагностирования у него рак[en] (оба приняли яд).

Людвиг Анценгрубер (Anzengruber) (29 ноября 1839, Вена — 10 декабря 1889, там же) — австрийский писатель. Сын либерального мелкого чиновника. После смерти[en] отца, в 1844 был вынужден оставить школу и служить в книжной лавке. В период 1858-1867 состоял артистом странствующего театра. В 1869 поступил писарем в Венское полицейское управление. В период 1882-1885 редактировал семейный журнал «Heimat», а затем «Figaro». Всю жизнь жил в материальной нужде. Литературную деятельность начал пьесой «Священник из Кирхфельда» (1870), изобличающей деспотию Ватикана. Критический реалист по своему художественному методу, Анценгрубер в драме «Крестьянин-лжесвидетель» (1871), в романе «Пятно позора» (1876), в драме «Четвертая заповедь» (1878) изображает предрассудки, калечащие жизнь так называемых внебрачных детей. В драматургии всецело заимствовал внешнюю структуру венской народной пьесы, ее построение с характерными ролями и вводными песнями. Однако, внеся новое содержание, превратил этот жанр шутливой народной сатиры в нравственно-морализирующую драму. Первым в австрийской литературе показал жизнь деревни.

Людвиг Барнай (Barnay) (11 февраля 1842, Пешт — 31 января 1924, Ганновер) — немецкий актер и театральный деятель. Участвовал в создании Немецкого театра в Берлине. Прославился в трагедиях У. Шекспира, Ф. Шиллера. В 1860 году дебютировал под псевдонимом Лакруа в передвижном театре в Траутенау (ныне Трутнов, Чехия). Год спустя поступил в Немецкий театp Будапешта. В 1863-1873 играл в театрах Граца, Майнца, Лейпцига, Франкфурта-на-Майне, а также в венском «Бургтеатре», театрах Праги и Риги. В 1874 году был приглашён в труппу Мейнингенского театра, гастролировавшую в Берлине и исполнил роль Антония («Юлий Цезарь» У. Шекспира), принесшую ему большой успех. В 1875-1877 гг. играл в Гамбурге, выступая в других театрах Германии как гастролер. К этому времени он создал основные роли своего репертуара: Гамлет, Отелло, Эгмонт, Валленштейн, Уриэль Акоста. Его игра отличалась пластичностью, подчеркнутой патетикой. В 1883 году принял участие в создании Немецкого театра в Берлине, а в 1888 году организовал Берлинский театр, которым руководил до 1894 года. В 1871 году Барнай создал «Товарищество немецких сотрудников театра», президентом которого оставался до конца жизни. Героическая устремленность творчества Барная, высокая артистическая культура и мастерство определили его славу как выдающегося трагического актера Германии.

Людвиг Больцман (полное имя Людвиг Эдуард) (нем. Ludwig Eduard Boltzmann) (20 февраля 1844, Вена, Австрия — 5 сентября 1906, Дуино, близ Триеста, Австро-Венгрия, ныне Италия) — австрийский физик, один из величайших физиков-теоретиков конца 19 — начала 20 века, и один из основателей статистической физики и физической кинетики, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1899). Биография Людвига Больцмана.

Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский (нем. Ludwig II. Otto Friedrich Wilhelm von Bayern) (25 августа 1845, Нимфенбург, Мюнхен, Королевство Бавария, Германский союз — 13 июня 1886, Штарнбергер-Зе, Королевство Бавария, Германская империя) — король Баварии (с 1864) из династии Виттельсбахов. Старший сын Максимилиана II. Во время первого посещения 2 февраля 1861 года оперной премьеры Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» у Людвига пробудилась страсть к оперной музыке, что и повлияло на его судьбу. Будучи в Мюнхене летом 1863 года, молодой принц познакомился с Бисмарком. Оказывал покровительство Рихарду Вагнеру, художникам и архитекторам. Его романтические фантазии воплощены в замке Нойшванштайн. С 1866 находился под опекой. 8 июня 1886 года консилиум врачей на основании показаний свидетелей и без личного осмотра пациента объявил Людвига II «неизлечимо душевнобольным». 9 июня правительство лишило короля дееспособности. Вошёл в историю как «сказочный король» благодаря эксцентричному поведению и построенным при нём замкам, самый знаменитый из которых Нойшванштайн.

Людвиг Квидде (Quidde) (23 марта 1858, Бремен, Германский союз — 4 марта 1941, Женева, Швейцария) — немецкий историк, доктор философских наук, автор многих исторических трудов, лауреат Нобелевской премии мира 1927 года, которую получил «За подготовку общественного мнения Франции и Германии к мирному сотрудничеству» вместе с Фердинандом Эдуардом Бюиссоном. Один из организаторов пацифистского движения, издавал «Журнал исторических наук» (1888-1896). Дважды, во время Первой и в начале Второй мировой войны[en] вынужден был становиться политическим эмигрантом и жил за границей. Побывал в тюрьме после того, как издал в 1894 году свой 17-страничный памфлет «Калигула: Исследование имперского безумия», в котором ставил Вильгельма II в один ряд с печально известным римским императором. Этот памфлет, высмеивающий немецкого кайзера, стоил ему трёх месяцев свободы. Занимался политикой, являясь последовательно членом Немецкой народной партии, созданной на её базе Прогрессивной народной партии и её преемника Немецкой демократической партии.

Людвиг Ашофф (полн. Карл Альберт Людвиг Ашофф, Aschoff) (10 января 1866, Берлин — 24 июня 1942, Фрайбург) — немецкий ученый-патолог, автор трудов по морфологии и патогенезу различных заболеваний[en], профессор Марбургского (с 1903) и Фрайбургского (1906-1936) университетов. Ашофф исследовал атриовентрикулярную соединительную систему сердца[en], обнаружил у основания перегородки предсердий своеобразно дифференцированный мышечный узел Ашоффа-Тавара; патологическую анатомию ревматического миокардита, открыв характерные для этого заболевания скопления клеток (ашоффские узелки); патогенез туберкулеза, желчнокаменной болезни, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки. Он разработал учение о собственной проводящей системе сердца, описал специфическую ревматическую гранулему.

Людвиг Клагес (нем. Friedrich Konrad Eduard Wilhelm Ludwig Klages) (10 декабря 1872, Ганновер, Пруссия, Германский союз — 29 июня 1956, Кильхберг) — немецкий психолог и философ. Представитель философии жизни. Работы по характерологии и графологии. Рассматривал дух как «акосмическую» силу, разрушающую целостность душевной жизни. Сторонник идей Шопенгауэра и Ницше. В школьные и студенческие годы дружил с Теодором Лессингом, писал драмы, стихи и лирическую прозу. Изучал физику, философию и химию в Лейпцигском и Мюнхенском университетах. В Лейпциге он слушал лекции основателя физической химии Вильгельма Фридриха Оствальда, а в Мюнхен был направлен, пройдя отбор по результатам экспериментальной работы по химии. По физике его экзаменовал Вильгельм Конрад Рентген. Получив докторскую степень по химии, решил посвятить себя психологии и философии. Вместе с двумя друзьями в 1896 году Клагес основывает «Немецкое графологическое общество» (нем. «Deutsche Graphologische Gesellschaft»), с 1900 до 1908 год был редактором "Ежемесячных графологических тетрадей (нем. «Graphologischen Monatshefte»). С 1905 года в Мюнхене вёл семинар по проблемам выражения. В Мюнхене Клагес познакомился с Стефаном Георге, графологом и лириком Хансом Х. Буссе, знатоком искусства Карлом Вольфскелем, эмансипированной графиней Фанни цу Ревентлов, приватным учёным Альфредом Шулером. К началу века они создадут Мюнхенский Космический Круг. В 1914 году переехал в Кильхберг (Швейцария), где с 1919 года продолжил выступать с лекциями.

Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве. Клагес считал, что первооснования человеческого мира открываются путём «непосредственного физиогномического наблюдения» самой жизни в целостном языке символов. Крайне критически относился к психоанализу Фрейда, называя его «психологией для дилетантов» (нем. Pfuscherpsychologie), в основном из-за того, что последний преувеличивал роль сексуальных мотивов в человеческой деятельности.

Философия Клагеса была чрезвычайно популярна в Третьем рейхе, по ней было защищено большое количество диссертаций, а его самого не раз объявляли ведущим философом Германии. При этом, однако, на первый план выводилась его критика христианства, и в то же время затушёвывались его ярко выраженные антимилитаристские взгляды. В двадцатых годах вернулся в Германию. В 1932 году был награждён медалью Гёте за достижения в области Искусства и Науки. В 1952 году чествовался новым правительством в связи с восьмидесятилетием. В 1952 году философ чествовался новым правительством Германии в связи с восьмидесятилетием. Похоронен на кладбище Кильхберга, рядом с могилами Конрада Фердинанда Мейера и Томаса Манна.

Людвиг Карлович Мартенс (1 января 1875 (20 декабря 1874 по ст.ст.), Бахмут — 19 октября 1948, Москва) — российский революционный и хозяйственный деятель, ученый-двигателист, доктор технических наук (1935). Во время учебы в Петербургском технологическом институте Мартенс принимал участие в деятельности марксистских кружков, в 1895 году вступил в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 он был арестован, после трехлетнего заключения выслан в Германию, где стал членом Германской социал-демократической партии. В 1906 году Мартенс эмигрировал в Великобританию, а в 1916 году в США. В 1919 году он был назначен официальным представителем Советского правительства в США, организовал «Общество технической помощи Советской России». Ввиду отказа американского правительства признать РСФСР Л.К. Мартенс был отозван в Москву. С 1921 года он входил в состав президиума ВСНХ, был председателем Главметалла. В 1924-1926 годах занимал пост председателя Комитета по делам изобретений при ВСНХ. В 1926-1936 годах он возглавлял Научно-исследовательский дизельный институт, в 1927-1941 годах также был главным редактором «Технической энциклопедии». Его научные труды посвящены дизелестроению и теории поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1941 году Л.К. Мартенс стал персональным пенсионером, но и в дальнейшем занимался научно-редакционной деятельностью.

Людвиг Прандтль (нем. Ludwig Prandtl) (4 февраля 1875, Фрайзинг, Верхняя Бавария, Германская империя — 15 августа 1953, Гёттинген, Германия) — немецкий ученый, механик и физик, один из основателей аэродинамики, создатель научной школы по прикладной гидроаэромеханике. Его мать часто болела, поэтому мальчик много времени проводил с отцом, профессором инженерии. Под его влиянием он научился наблюдать природу и размышлять о наблюдениях. Ввел представление о пограничном слое и отрывном течении. Фундаментальные исследования турбулентности (в т. ч. свободной атмосферы), сверхзвукового истечения, теплопередачи в потоке. Защитил докторскую диссертацию в Мюнхенском техническом университете в 1900 году. Был профессором в Ганновере и с 1 сентября 1904 года — в Гёттингене. Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1936), иностранный член Лондонского королевского общества (1928). В 1908 году Прандтль и его студент Теодор Майер впервые предложили теорию сверхзвуковой ударной волны. На основе течения Прандтля — Майера в Гёттингене в 1909 году построена первая в мире сверхзвуковая аэродинамическая труба. В 1929 году вместе с Адольфом Буземанном предложил метод проектирования сверхзвукового сопла. В настоящее время все сверхзвуковые сопла и аэродинамические трубы сконструированы на основе этой теории. Среди его работ: сжимание жидкости при сверхскоростном режиме течения — эффект Прандтля — Глоерта, труды по метеорологии и теории упругости. В честь Прандтля назван один из критериев подобия (число Прандтля), а также гидроаэрометрическое устройство, ставшее классическим приёмником воздушного давления для самолётов и вертолётов (трубка Прандтля). Его называют отцом современной аэродинамики.

Людвиг Риттер фон Эймансбергер (Ludwig Ritter von Eimannsberger) (19 ноября 1878, Вена — 31 июля 1945, там же) — австрийский военный теоретик, генерал артиллерии (1930). Окончил военную школу и техническую военную академию, с 1899 служил в артиллерии. Участник 1-й мировой войны[en]. После распада Австро-Венгрии (1918) был инспектором артиллерии, а с 1929 — инспектором сухопутных войск Австрии. С 1940 года в отставке. С 1930 г. Эймансбергер занимался изучением проблем танковой войны на основе опыта применения танков в 1-й мировой войне, особенно в сражениях при Камбре (1917), у Суассона и под Амьеном (1918). Свои выводы изложил в книге «Танковая война». Эймансбергер сильно преувеличивал роль танков, считал их решающей силой в войне. Взгляды Эймансбергера отражали классовые интересы империалистов, страх перед революционизацией массовых армий, комплектуемых из трудящихся. Они нашли отражение в доктрине «молниеносной войны» фашистской Германии и встретили поддержку сторонников «танковой войны» в рейхсвере, а затем и в вермахте. Сочинение: "Танковая война". Перевод с немецкого. Изд. 3-е, М., 1937.

«Три танкиста» - Лев Лещенко

Людвиг Бинсвангер (Binswanger) (13 апреля 1881, Кройцлинген, Швейцария — 5 февраля 1966, там же) — швейцарский психиатр и психоаналитик. Изучал медицину в Лозанне и Гейдельберге, стажировался в Цюрихе в клинике Бургхельцли (1907) под руководством Ойгена Блейлера; в этой клинике он также знакомится с Карлом Абрахамом и К. Г. Юнгом, под руководством которого защищает докторскую диссертацию (1907). В том же году происходит его встреча с Фрейдом, дружеские отношения с которым он сохранил до смерти последнего. Многие мысли Бинсвангера близки к идеям гуманистической психологии (Абрахамом Маслоу), логотерапии (В. Франкл); в философии — к Максу Шелеру, Жану Полю Сартру. Бинсвангер оказал влияние на Р. Лэйнга.

Людвиг Биндер (Binder) (26 мая 1881, Ингольштадт — 12 сентября 1958, Дрезден) — немецкий электротехник, член Саксонской АН (1948), член Немецкой АН (Берлин, 1949). Труды по изучению теплообмена в электрических машинах, преобразованию электрического тока, защите от перенапряжений, диэлектрической прочности изоляционных материалов. С 1919 профессор Высшей технической школы в Дармштадте и Высшей технической школы в Дрездене и одновременно директор института сильных токов и токов высокого напряжения в Дрездене. Член СЕПГ с 1946. Основные труды Биндера посвящены теплообмену в электрических машинах, преобразованию электрического тока, защите от перенапряжений, диэлектрической прочности изоляционных материалов. Национальная премия ГДР (1951). Сочинения: Über Wärmeübergang auf ruhige oder bewegte Luft, Halle, 1911; Die Wander-wellenvorgänge auf experimenteller Grundlage, B., 1928; в русском переводе ‒ Блуждающие волны в электрических сетях, М.‒ Л., 1935.

Людвиг фон Мизес (нем. Ludwig Heinrich Edler von Mises) (29 сентября 1881, Львов, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия — 10 октября 1973, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) — американский экономист, философ, историк и социолог, праксеолог, сторонник классического либерализма, внёсший значительный вклад в развитие австрийской школы экономической теории. Уже в возрасте двенадцати лет разговаривал на идише, немецком, польском и французском языках, читал на древнегреческом, древнееврейском и по латыни, понимал украинский[en] язык. У него было два младших брата: известный математик Рихард фон Мизес и Карл фон Мизес, который умер в младенчестве от скарлатины. Наряду с Ф. А. фон Хайеком является одним из основателей философии либертарианства. Рассматривал государственное вмешательство в хозяйственную жизнь как нарушение естественного процесса экономического развития. Считал капиталистический строй системой, соответствующей естественной природе человека. В 1920-х гг. выдвинул обоснование «логической и практической неосуществимости социализма». Среди учеников Мизеса — экономисты Ф. фон Хайек, Г. фон Хаберлер, Ф. Махлуп, Мюррей Ротбард, математик К. Менгер-младший, социолог А. Шюц. В 1926 году основал Австрийский институт исследования бизнес-циклов. В 1949 году вышла его главная книга — «Человеческие действия: трактат об экономике». Новаторство Мизеса в методологии — метод априоризма — построение на базе каузального генетического метода своеобразных логических конструкций, которые не могут быть опровергнуты опытным путём. Автор работ в сфере циклов и денежного обращения, концепции человеческого поведения, философии и теории познания (эпистемологии). Публикации Мизеса в целом представляют собой исследование классических микроэкономических проблем (заработной платы, ценности, капитала, процента и т. д.) в сочетании с убеждённым отстаиванием принципов свободной рыночной экономики.

Людвиг Рубинер (нем. Ludwig Rubiner) (12 июля 1881, Берлин, Германская империя — 27 февраля 1920, Берлин, Веймарская республика) — немецкий поэт, литературный критик и эссеист; представитель экспрессионизма. В 1902 году Рубинер окончил протестантскую гимназию и поступил на медицинский факультет Берлинского университета. Вскоре он перевелся на философский факультет, где до 1906 года изучал музыку, историю искусств, философию и литературу. В университетские годы он был членом «Берлинского вольного студенчества», где делал доклады о Толстом, Стриндберге и Ведекинде, а также участвовал в театральных постановках. Благодаря университетским связям он стал вхож в среду берлинских авангардистов, где примкнул к радикалам. В то время, как большинство превозносило Ницше, Рубинер выступил против его «цветистой сентиментальности», объявив книгу Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (1845) «важнейшим манифестом века». Рубинер познакомился с многими писателями — среди которых были такие виднейшие представители экспрессионизма, как Эрих Мюзам, Пауль Шеербарт, Рене Шиккеле, Фердинанд Хардекопф, Вильгельм Херцог и Герварт Вальден. Дружба с Вальденом помогла ему начать свою журналистскую деятельность.

Первое стихотворение Рубинера Zu den Höhen вышло в 1904 году в анархистском журнале Der Kampf. В 1906 году он начал печататься как критик и до 1911 года публиковал в журналах Die Gegenwart, Morgen, Der Demokrat, Das Theater, Der Sturm и Pan краткие заметки на литературные темы, эссе о писателях, композиторах и художниках, рецензии на литературные и музыкальные произведения, а также обзоры художественных выставок. Рубинер рецензировал сочинения таких немецких писателей, как Эльза Ласкер-Шюлер, Макс Брод, Эрнст Бласс, Артур Холичер, Петер Хилле и Генрих Манн. Также он интересовался иноязычной литературой, особенно французской и русской, поскольку владел обоими этими языками. В статьях, посвященных музыке, он писал о Дебюсси, Пфицнере, Шёнберге, Рихарде Штраусе, Ферруччо Бузони и Джакомо Пуччини. В области живописи внимание Рубинера привлекли берлинский «Новый сецессион», Матисс и Анри Руссо.

Увлекался социально-утопическими теориями в духе Л. Н. Толстого (драма «Без насилия», 1919). К его важнейшим произведениям относятся манифест «Поэт врывается в политику» (1912) и драма «Die Gewaltlosen» (1919). Книга Рубинера «Kriminal-Sonette» (1913) позволяет отнести поэта к предшественникам дадаизма. На русском языке были опубликованы в переводе Марии Карп четыре стихотворения Рубинера: «Рождение», «Город», «Танцовщик Нижинский» и «Пришествие».

Людвиг Карл Хильберзеймер (Ludwig Hilberseimer) (14 сентября 1885, Карлсруэ, Германия — 6 мая 1967) — американский архитектор, теоретик и градостроитель. Приехал в США из Германии в 1938. Под влиянием Ф. Л. Райта и Миса ван дер Роэ обратился к интернациональному стилю. В его проектах подчеркнута структурная выразительность технологических элементов здания. С 1929 — директор Отделения городского планирования Баухауза. Принимал участие в выставках групп «Der Sturm» и «Der Ring». Наиболее известным своими связями с Баухаус (известная немецкая художественная школа, сочетающая в себе ремесла и изящные искусства) и с немецко-американским архитектором-модернистом Людвигом Мис ван дер Роэ, а также за его работу в области городского планирования в Арморском технологическом институте (ныне Иллинойский технологический институт) в Чикаго, Иллинойс. Иерархия улиц была впервые разработана Хильберсаймером в его книге «План города, 1927 год». Хильберсаймер подчеркивал, что детям школьного возраста безопасно ходить в школу, одновременно увеличивая скорость движения транспортных средств.

Начиная с 1929 года в Баухаузе, Хильберсаймер развивал исследования, касающиеся городского строительства для децентрализации больших городов. На фоне экономического и политического падения Веймарской республики он разработал универсальную и глобальную адаптируемую систему планирования (Новый центр города, 1944), которая планировала постепенный роспуск крупных городов и полное проникновение пейзаж и поселок. Он предположил, что для создания устойчивых отношений между людьми, промышленностью и природой человеческое жилище должно быть построено таким образом, чтобы обезопасить всех людей от всех бедствий и кризисов. Его самый известный строительный проект — Парк Лафайет, Детройт, проект реконструкции города, разработанный в сотрудничестве с архитектором Мис ван дер Роэ и ландшафтным архитектором Альфредом Колдуэллом. Коллекция бумаг Людвига Карла Хильберсаймера, включая рисунки, фотографии и другие печатные материалы, находится в Библиотеках Райерсона и Бернхэма в Институте искусств Чикаго.

Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис) (27 марта 1886, Ахен, Пруссия, Германская империя — 17 августа 1969, Чикаго, США) — немецкий и американский архитектор. С 1900 по 1902 год учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 году перешёл в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 года. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl. В 1911—1912 годах руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса. В 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-1933 директор Баухауза. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания — параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958).

В 1946-1951 годах в местечке Плейно (Иллинойс) Мис построил «Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. После Сигрэма в конторе Миса создали ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада). Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенное в 1968 году.

Людвиг Ренн (нем. Ludwig Renn) (наст. имя и фам. Арнольд Фит фон Гольсенау, Vieth von Golbenau) (22 апреля 1889, Дрезден, Германия — 21 июля 1979, Берлин) — немецкий писатель. Отец Ренна был профессором математики и воспитателем при саксонском королевском дворе. В 1910 г. карьера офицера в 1-м королевском саксонском лейб-гренадерском полку № 100. В Первой мировой войне (1914—1918) Ренн воевал на Западном фронте. В 1928 г. вступил в Коммунистическую партию Германии, отказался от дворянского титула и сменил имя на Людвиг Ренн. В 1929—1930 г. путешествие в СССР. В 1932—1935 г. в тюрьмах и концлагерях: следственный изолятор, «защитное заключение», потом тюрьма. В 1936-1947 в эмиграции; участник антифашистской борьбы. В 1936 г. командир батальона «Эрнст Тельманн» и начальник штаба XI Интернациональной бригады в Гражданской войне в Испании. 1940-1946 г. эмиграция в Мексику, в 1947 г. возвращение в Германию, поселился в восточной зоне (впоследствии ГДР), вступил в СЕПГ. С 1952 г. выступал как писатель, публиковал военно-исторические и политические статьи, путешествия и биографии, а также детские книги. Обличение милитаризма в социально-критических и автобиографических романах «Война» (1928) и «После войны» (1930). Книги мемуаров (в т. ч. «Повороты моей жизни», издана в 1980). 1944: «Дворянство в падении»; 1955: «Испанская война».

Людвиг Витгенштейн (Wittgenstein) (26 апреля 1889, Вена, Австро-Венгрия — 29 апреля 1951, Кембридж, Кембриджшир, England) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. С 1929 в Великобритании[en]. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира[en]. В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Л. Витгенштейн родился в семье сталелитейного магната еврейского происхождения. Существует версия, изложенная в книге австралийца Кимберли Корниша «Еврей из Линца», согласно которой Витгенштейн учился в одной школе и даже в одном классе с Адольфом Гитлером. У Витгенштейна не было систематических знаний по истории философии. Он мог читать только то, что воспринимал личностно. В юности он отдавал предпочтение Шопенгауэру. В работах Спинозы, Канта и Юма он смог понять, по его собственным словам, только отдельные места. Доподлинно известно, что он читал Платона и наслаждался им.

Витгенштейн испытал гораздо большее влияние со стороны авторов, занимающих промежуточное положение между философией, религией и поэзией, чем со стороны философов в строгом смысле слова. Это Блаженный Августин, Кьеркегор, Достоевский и Толстой. Философские разделы "Исповеди" Блаженного Августина обнаруживают удивительное сходство с философским методом Витгенштейна. Существуют явные параллели между Витгенштейном и Паскалем.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Витгенштейн записался добровольцем в австрийскую армию. На фронте он продолжал обдумывать логические и философские проблемы. В 1918 была закончена работа над книгой, опубликованной под названием Логико-философский трактат (Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921; Tractatus Logico-Philosophicus, 1922).

Трактат во всем мире считается оригинальным и значительным трудом. Согласно одной из главных идей этой работы, мировая субстанция состоит из «простых объектов», которые, вступая в различные сочетания друг с другом, образуют факты. «Элементарные суждения» состоят из «имен», каждое из которых обозначает некий простой объект. Комбинация имен обозначает или «изображает» некую возможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря — некий возможный факт. Изображение, картина возможного факта есть «мысль». Все мыслимое возможно; отрицание мыслимого также мыслимо и возможно. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу.

Жизнь[en] и личность Витгенштейна распространяли почти такое же очарование, как и его мышление. Многочисленные ученики, друзья и коллеги Витгенштейна отмечали его обаяние, вспыльчивость, магнетизм и блеск. Анекдоты о его музыкальном мастерстве, интеллектуальной яркости и памяти, его оригинальности, резкости, щедрости и эксцентричности содержатся во множестве в воспоминаниях тех, кто встречался с Витгенштейном. Он любил американские фильмы и ходил на них, чтобы отдохнуть от философии.

Чувство юмора Витгенштейн считал для философа обязательным. Он умел шутить и дурачиться. «Однажды, когда мы гуляли с ним поздно вечером, — вспоминает Малкольм, — он, показывая на созвездие Кассиопеи, заметил, что оно имеет форму буквы W, под которой разумеется его фамилия. Я же сказал, что, по моему мнению, это перевернутая буква M, что означает «Малкольм». С самой серьезной миной он убеждал меня в том, что я ошибаюсь. Но такие моменты были сравнительно редки. Чаще всего он бывал мрачен. По своей натуре Витгенштейн являлся глубоким пессимистом в отношении перспектив как своих собственных, так и всего человечества в целом». «Я без симпатии взираю на поток европейской цивилизации, не понимая ее цели, если таковая имеется», — писал он.

Как-то раз, гуляя по Кембриджу, Витгенштейн увидел в витрине магазина портреты трех великих людей XIX столетия, а именно Бетховена, Шуберта и Шопена, а потом три портрета своих великих современников — Рассела, Фрейда и Эйнштейна. В лицах трех последних он отметил следы явного вырождения. Витгенштейн скончался от рака простаты.

Людвик Свобода (чеш. Ludvík Svoboda) (25 ноября 1895, Грознатин, Моравия, Австро-Венгрия — 20 сентября 1979, Прага, Чехословакия) — президент ЧССР в 1968-1975, генерал армии (1945). Трижды Герой ЧССР, Герой Советского Союза (1965), Народный Герой Югославии. В 1942-1943 в СССР организатор чехословацких соединений, возглавлял 1-й Чехословацкий отдельный батальон, прославившийся в сражении у деревни Соколово; с 1944 командир 1-го Чехословацкого армейского корпуса. В 1945-1950 министр национальной обороны. С 1968 в руководстве Коммунистической партии Чехословакии. Международная Ленинская премия (1970). Сыграл важную роль в перевороте 1948 года, который осуществил К. Готвальд. Свобода заявил президенту Э. Бенешу, что армия ни при каких условиях «не пойдёт против народа». После переворота в 1948 году вступил в Коммунистическую партию Чехословакии, избран депутатом Национального собрания Чехословакии. В сентябре 1951 года снят со всех государственных постов и уволен из армии. Вернулся в родной город Грознатин, работал в местном сельскохозяйственном кооперативе. В ноябре 1952 года был арестован, но через несколько дней освобождён. После смерти Готвальда преследования Свободы и его родственников прекратились. Во время визита в Чехословакию в 1954 году с ним встретился Н. С. Хрущёв, после чего генерала Свободу снова вернули в армию. В 1954—1959 годах — начальник Военной академии имени К. Готвальда в Границах, затем вновь был уволен из армии, но на этот раз с почётом. В 1960 году опубликовал свои мемуары «От Бузулука до Праги». 30 марта 1968 года избран Президентом ЧССР и Верховным Главнокомандующим вооружёнными силами ЧССР. С 1974 года фактически не исполнял обязанности Президента, однако отказывался уходить в отставку. В апреле 1975 года был принят конституционный закон, согласно которому Федеральное собрание вправе избрать нового Президента, если прежний не в состоянии исполнять свои обязанности. На этом основании новым Президентом вместо Л. Свободы был избран Г. Гусак. Константин Симонов. «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине». — М.:АПН, 1989: "Свобода принадлежал к числу людей, которым я верил и продолжал верить безоговорочно во все времена."

Людвиг Вильгельм Эрхард (нем. Ludwig Wilhelm Erhard) (4 февраля 1897, Фюрт, Германская империя — 5 мая 1977, Бонн, ФРГ) — немецкий государственный и политический деятель, основное действующее лицо послевоенных экономических реформ в ФРГ, федеральный канцлер ФРГ в 1963-1966 годах, председатель Христианско-демократического союза с марта 1966 по май 1967 года. Один из создателей концепции социального рыночного хозяйства, которая стала теоретической основой социально-экономической политики ХДС/ХСС, породившей «западногерманское чудо» — преодоление послевоенной разрухи и длительное экономическое процветание ФРГ.

Эрхард — первый в мире либеральный реформатор нового типа. Ему пришлось работать в условиях, когда государственное вмешательство в экономику стало реальностью. Он понимал, что в условиях значительного влияния социалистических идей не обойтись без использования широких мер по социальной защите населения и без применения этатистской риторики. Но важным для Эрхарда было сохранение хозяйственной свободы и финансовой стабильности. Централизм и инфляция являлись его главными врагами. Он стремился минимизировать проявления этатизма, но не бороться с той силой, которую разумнее было поставить на свою сторону. В этом состояла суть стратегии, получившей название «социальное рыночное хозяйство». Упор в нём делался на «рыночное», а отнюдь не на социальное обеспечение. Эрхард всегда стремился разъяснять народу специфику проводимого им курса вместо того, чтобы заниматься столь популярной в XX веке демагогией. «Я готов, — отмечал он, — уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится, что не поддерживает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты». «Стоило Людвигу Эрхарду, — вспоминал лидер ХСС Франц Йозеф Штраус, — заговорить о своём любимом детище — рыночном хозяйстве, теме, занимавшей все его помыслы, как в нём просыпался блестящий оратор, увлекающий и заражающий энтузиазмом слушателей… Он владел искусством убеждать, вызывал доверие к себе, завоёвывал сторонников…». Сочинения: "Полвека размышлений. Речи и статьи." — Ордынка, Наука, 1993. — 608 с. "Благосостояние для всех" — М: Дело, 2001. — 352 с. (с): Инфляция не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством.

Людвиг фон Берталанфи (Bertalanffy) (19 сентября 1901, Вена, Австро-Венгрия — 12 июня 1972, Нью-Йорк, США[en]) — австрийский биолог-теоретик. С 1949 в США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке[en] обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой — разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания («Общая теория систем», 1968). Постановщик системных задач — прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания.

Людвиг Бирман (полн. Людвиг Франц Бенедикт Бирман, Ludwig Franz Benedikt Biermann) (13 марта 1907, Хамм, Северный Рейн—Вестфалия — 12 января 1986, Мюнхен) — немецкий ученый-астроном, член Баварской академии наук, академии «Леопольдина», Национальной академии наук США; автор трудов в области теории внутреннего строения звезд и физики космической плазмы. В 1964 году астроном предсказал существование протяженной оболочки из нейтрального водорода вокруг головы комет. В 1969 году это предположение подтвердилось для кометы Беннета, а затем и для других комет. Ряд работ ученого посвящен солнечной хромосфере и короне. Он произвел расчет температуры в короне по степени ионизации различных элементов; предложил, независимо от Мартина Шварцшильда, механизм нагрева хромосферы и короны акустическими волнами, возникающими в конвективной зоне под фотосферой.

Людвиг Дмитриевич Фаддеев (23 марта 1934, Ленинград — 26 февраля 2017, Санкт-Петербург) — советский и российский ученый-математик и физик-теоретик, действительный член Академии наук СССР (1976, с 1991 РАН), лауреат Государственной премии СССР[en], Государственной премии Российской Федерации (1995, 2004), специалист в области математической физики и функционального анализа, автор трудов по математической и теоретической физике. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2010). Президент Международного математического союза (1987—1990). Сын математиков члена-корреспондента АН СССР Дмитрия Константиновича Фаддеева и Веры Николаевны Фаддеевой. Являлся главным редактором журнала «Функциональный анализ и его приложения», журнала «Природа», входил в первый состав редколлегии журнала «Теоретическая и математическая физика». Являлся членом редколлегий «Journal of Mathematical Physics», «Letters in Mathematical Physics», «Journal of Functional Analysis», «Reviews in Mathematical Physics», «Annals of Physics» и др. Внёс фундаментальный вклад в решение задачи трёх тел в квантовой механике (уравнения Фаддеева), обратной задачи теории рассеяния для уравнения Шрёдингера в трёхмерном случае, в квантование неабелевых калибровочных полей методом континуального интеграла (ду́хи Фаддеева — Попова, совместно с В. Н. Поповым), в создание квантовой теории солитонов и квантового метода обратной задачи, в развитие теории квантовых групп. Автор более 200 научных трудов и пяти монографий.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная