Разместите статью, биографию и пр.[en]

Пабло Пикассо Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Приметы / Оглавление / Главная

Пабло Пикассо — биография

Пабло Пикассо

Всё, что ты можешь вообразить — реально

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (испанское Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso) — французский живописецЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
, художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. По происхождению испанец. Знак зодиака — Скорпион.

Начал рисовать задолго до того, как стал говорить, однако в 10 лет не знал цифр и простейших арифметических действий. Основы чтения, правописания и сложения давались ему с огромным трудом. Зато экзамен в старший класс Школы изящных искусств в Барселоне, на который у других уходил месяц, 14-летний Пабло сдал за один день.

Первая выставка работ Пикассо состоялась в 1897 году, когда ему было 16 лет. А всего через 4 года выставленные в Париже работы "голубого" периода сделали его всемирно известным художником. В 1900-х годах («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). С 1907 основоположник кубизмаКубизм (французское cubisme, от cube — куб) — направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства., с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизмаНеоклассицизм (французское neo-classicisme) — общее название художественных течений 2-й половины 19 и 20 веков, основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма., в ряде работ близок сюрреализмуСюрреализм (французское surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание (рисунок «Голубь мира», 1947). Много работал как графикГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).

«Портрет работы Пабло Пикассо» — Евгений Осин

Годы учения

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге. Будущий великий художник учился у своего отца — Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии «Сан Фернандо», увлекаясь французским искусствомИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., знакомым по репродукциямРепродукция — воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок). В психологии — воспроизведение удержанного в памяти. В биологии — воспроизведение организмами себе подобных; то же, что размножение.. Испытал воздействие анархизма.

В 1900 году Пикассо впервые приехал в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., с 1904 жил там постоянно.

24 июня1901 года в Париже открылась первая выставка Пабло. Уже за неделю до этого художник стал объектом внимания — правда, не критиков, а тайной полиции. Дело в том, что он, как доносили агенты, «волосы отрастил длинные», «предпочитает носить черные пиджак и шляпу» и «к нему ходят неизвестные личности». И — самое ужасное — консьержка донесла, что «он уходит и приходит в разное время, иногда даже в час ночи. А бывает, что и вовсе не ночует дома…». Подозрительному художнику было 19 лет.

Выставлялся на выставках с 1901 у «тетушки Вейль» и у А. Воллара. В это время он стал уходить от влияния стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.

Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
, которое еще долго сохралось в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористической монохромии. Своими «учителями» Пикассо избрал Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна, Анри де Тулуз-Лотрека. Он начал писать яркими пастозными мазкамиМазок — наложение краски отрывистым, коротким движением кисти, а так же слй краски, наложенной таким движением. в манере протофовизма.

«Голубой» и «розовый» периоды Пикассо

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
«Девочка на шаре». 1905 год. Музей изобразительных искусств имени Пушкина

На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период» художника: в палитреПалитра (от франц. palette — пластинка) — четырехугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок; также подбор цветов, которыми пользуется художник. мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. нищеты, меланхолии и печали (П. Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Свидание», 1902, обе в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году.

Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.
; «Старый нищий старик с мальчиком», 1903, Музей изобразительных искусств, Москва).

В следующий период, получивший название «розового», появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Кубизм

Пабло Пикассо - «Авиньонские девушки», 1907
«Авиньонские девушки». 1907 г.

В 1907 года Пабло Пикассо создал композицию «Авиньонские девицы» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — большое панноПанно (франц. Panneau) —

1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом.

2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.
, персонажи которого — посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) — предстают бесполыми существами, некими устрашающими идоламиИдол (от греческого eidolon, буквально — образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения.. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам.

Пабло Пикассо,  «Портрет Амброаза Воллара», 1915
«Портрет Амброаза Воллара». 1915 г.

Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1908-1909 годах Пикассо совместно с французским живописцем Жоржем Браком, влияя друг на друга, разработали новый стиль — кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию. Использовались нейтральные, преимущественно охристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописи Сезанна, но заметно «утяжеленные», помутнелые; они комбинировались в геометрические формулы, обнажая некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909; «ПортретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Амброаза Воллара», 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва; «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортовНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.)., 1909-1910, Эрмитаж). (Амброаз Воллар — французский коллекционер и меценат, один из тех, кто не только открыл, но и популяризировал творчество Сезанна, Ван Гога и других художников. В 1901 году в галерее Воллара в Париже состоялась первая выставка произведений Пикассо).

Первая стадия кубизма получила впоследствии название «аналитической». С 1909 года она постепенно перерождалась, и в 1913 году появилась «синтетическая» стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление к плоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемыБогема (франц. boheme, букв. — цыганщина) — не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей. начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнописьТайнопись — система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц.»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использовал коллаж — вклеивание в холстХолст в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины. реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивался (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Неоклассицизм

Уже в картине «Художник и его модель» (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пабло Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции стали явными для всех. Многих это смущало: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне».

В 1917 году Пикассо сделал декорации для балета «Парад» Эрика Сати (текст Жан Кокто) в «помпейском стиле».

Женитьба на балерине Ольге Хохловой (17 июня 1891, город Нежин — 11 февраля 1955, Канны), рождение[en] сына Поля сопровождались возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессииЭкспрессиционизм (от латинского expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
форм. Поездка в Италию также усилило интерес к классике. Некоторые рисунки мастер сделал по фотографиям. Он отошел от гротескной манеры 1900-х годов, по-иному «активизировал» форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет — Энгром (этот период нередко называют «энгровским»).

Сюрреализм Пикассо

При этом в творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. мастера сохранилась тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 1920-х годов он испытывал влияние сюрреализма и написал несколько полотен с изображениемИзображение — предмет, рисунок, изображающий кого или что-либо; зрительное воспроизведение чего-либо. женщин на пляже, в трактовке форм которых соединил геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжал активно заниматься скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма.

Метаморфозы. Пабло Пикассо.
Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы»

В 1930 году художник сделал серию из 30 офортовОфорт (от франц. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. к «Метаморфозам» Овидия. В 1930-1937 создал «Сюиту Воллара»; в числе ста офортов, продолжающих традиции Рембрандта и Гойи, — сцены с человекобыком, где легендарный обитатель лабиринта МинотаврМинотавр — в греческой мифологии чудовище, полубык-получеловек, рожденный женой критского царя Миноса от связи со священным быком бога Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления Минотавра по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра. превращается в «миф Пикассо», ибо художник весьма произвольно трактует древнее сказание. 

Иллюстрация к поэме Овидия «Метаморфозы», 1930 — эти иллюстрации, напоминающие изображения на античных вазах, не только иллюстрируют отдельные эпизоды поэмы, но и передают ее ясный образный строй.
 

Война в Испании. «Герника»

Пабло Пикассо, «Плачущая женщина»
«Плачущая женщина». Рисунок выполнен 6 июля 1937 года, уже после создания Герники — одного из основных произведений Пикассо, но на основе более ранних эскизов к ней.

В 1937 году симпатии Пикассо были на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 немецкая и итальянская авиация разбомбила и разрушила небольшой городок басков Герника — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создал свою «Гернику» — громадное полотно, которое было выставленоВыставка — собрание каких-либо предметов, животных, расположенных где-либо для обозрения, а так же место такого обозрения. в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником — символомСимвол (греческое — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. надежды.

Послевоенный период художника

Пабло Пикассо, «Голубь мира», 1950
«Голубь мира». 1950. С изображения голубей Пикассо начинал свои первые шаги в искусстве — он дорисовывал им лапки на картинах своего отца, художника Хосе Руиса.

В 1944 году Пикассо стал членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отвели целый зал. В 1950 он нарисовал знаменитого «Голубя мира», в 1951 написал картину «Война в Корее» (собрание семьи художника).

В 1947 году Пикассо приехал в городок Валлорис — традиционный центр керамики на юге ФранцииФранция (France) — Французская Республика (Republique Francaise), государство в Западной Европе. Омывается с запада и севера Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, с юга — Средиземным морем. Граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. По проливам Ла-Манш (под которым в настоящее время прорыт тоннель) и Па-де-Кале проходит граница с Великобританией.

На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км2. Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца.
. Он изготавливал здесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождению традиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговой площади установили статую его работы «Человек с ягненком» (1942-44); в крипте храма поместили живописные панно «Война» и «Мир» (1952). В 1956-1957 Пикассо исполнил панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создал ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получил название «музей Пикассо».

В 1960-е годы Пикассо написал своеобразные вариации на темы прославленных картин знаменитых мастеров прошлого («Менины» Веласкеса, «Расстрел повстанцев» Гойи, «Завтрак на траве» Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дал волю своей неуемной фантазииФантазия — одна из форм воображения. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение., убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты «позднего Пикассо» представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологииМифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение)., натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращался к женскому портрету.

Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века. Про себя он говорил: «Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время. Я люблю его, как единственную цель своей жизни. Все, что я делаю в связи с искусством, доставляет мне величайшую радость».

13 марта 1961 года 79-летний Пикассо женился на 37-летней модели Жаклин Рок.

Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года в Мужене, Приморские Альпы. (В. С. Турчин)

11 мая 2015 года на аукционе Christie's была продана самая дорогая картина. За 179 миллионов и 365 тысяч долларов с молотка в Нью-Йорке ушло полотно Пабло Пикассо 1955 года "Алжирские женщины".

(c) Пикассо:

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная