Разместите статью, биографию и пр.[en]

Сальвадор Дали Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Имена

Сальвадор Дали — биография

Сальвадор Дали

Тщеславие устанавливает человека на место бога в мире и этим отделяет его от реальности

Сальвадор Дали — (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech) — испанский живописецЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
, график, скульптор, режиссёр, писатель, виднейший представитель сюрреализмаСюрреализм (французское surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.. Знак зодиака — Телец.

Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность.

Годы учения Сальвадора Дали в Испании

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигуэрасе, в Каталонии. Рисовать стал с юности. В 1924-1926 годах он учился в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекся идеями анархизма, интересовался современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистамиКубизм (французское cubisme, от cube — куб) — направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства. и футуристами (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Франсис Пикабия, Хуан Грис, Карло Карра), работал в их манере. Дружит с Гарсией Лоркой, Рафаэлем Альберти, Д. Олонсо, Л. Бунюэлем. Пропагандировал в Каталонии концепции нового искусства, писал первые манифесты и теоретические эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова).. Одновременно изучал живопись старых мастеров; его работы, исполненные в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925, Испанский музей современного искусства, Мадрид), навеяны впечатлениями от картин Сурбарана и Вермера Делфтского.

Парижский период художника

В 1928 году Сальвадор Дали переехал в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., в 1929 году встретил свою будущую жену Галу (Елену Дьяконову), ставшую постоянной моделью его картин. Дали сблизился с сюрреалистической группой Андре Бретона. Участвовал в создании фильмаФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. «Андалузский пес», вызывающего благодаря монтажу ассоциации, полные гротескного абсурда. Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимались такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор» (1929, частное собрание), «Раскрашенные удовольствия» (1929, частное собрание, хранящееся в Музее современного искусства, Нью-Йорк), цикл работ, посвященный Вильгельму Теллю, вариации на тему картин Жана Франсуа Милле и другие.

Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображенияВоображение (фантазия) — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение., С. Дали стремился объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещал объекты совершенно разнородные, сталкивал их друг с другом в противоестественных ситуациях. Знамениты образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использовал он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника расла, выставкиВыставка — собрание каких-либо предметов, животных, расположенных где-либо для обозрения, а так же место такого обозрения. устраивались одна за другой.

Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны) (1935)
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны) (1935)

Страх перед непознаваемой действительностью отразился в картинах «Постоянство памяти» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пылающий жираф» (1935, Публичное художественное собрание «Базель»). В работах «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936, собрание Аренсберг, Музей изящных искусств, Филадельфия) и «Осенний каннибализм» (1936, галерея Тейт, Лондон) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. В 1930-х годах, помимо живописи, Дали изготовлял многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками); сам он насчитывал до двенадцати возможных манипуляций с готовыми предметами.

Вскоре Сальвадор Дали поссорился с Бретоном, разорвал отношения с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя истинным представителем этого движения. В 1940 году он уехал в США[en]. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944, собрание Тиссен-Борнемица, Лугано) — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» (1947) и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

Возвращение в Испанию. Последние годы жизни Сальвадора Дали

В 1948 году художник возвратился в родной Фигуэрас, хотя временами выезжал в Соединенные Штаты. Он все более проникался идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х годов, как «Мадонна порта Льигат» (1949, Общественный институт изящных искусств, Милуоки), «Христос св. Ионна на кресте» (1951, Художественный музей, Глазго), «Тайная вечеря» (1955, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба» (1958-1959, Музей С. Дали, Сент-Питерберг, Флорида).

В последние годы жизни Дали часто обращался к фотографии. Он читал лекции, выпускал книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхвалял свой талантТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
(«Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»). Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника. (В. С. Турчин)

Дали утверждал, что был гениальным уже в чреве матери. Гениален Дали или нет – судить не будем, его всегда оценивали по-разному, а вот одаренность всегда была налицо.

Сохранился отличный пейзаж, который он написал в 6 лет, а в 14 лет состоялась его персональная выставка в муниципальном театре Фигераса. В 17 лет он поступил в Королевскую академию художеств. Преподаватели оценили его рисунки довольно высоко. Но в голове юного дарования всегда жила мысль: как стать знаменитым? Как выделиться из огромного круга талантов? Тщеславие – могучий рычаг для одаренного человека. Кого-то оно ведет к подвигу, кого-то заставляет проявить лучшие стороны характера и души, Дали решил идти совершенно иным путем: он решил шокировать!

В 1922 году он переехал в «Резиденцию» (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей). В те годы многие отмечали его щёгольство. Но за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям его в 1926 году выгонали из Академии, и Дали уехал в Париж.

Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом. Помимо того, что он безостановочно писал свои жуткие фантазии, он вел себя весьма оригинально. Сальвадор Дали был гением саморекламы, поэтому совершенно ясна его следующая тирада: «Наше время — эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

Работы Дали демонстрировались на выставках, он завоевывал популярность. Но в 1936 году поссорился с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключили из группы. В ответ Дали заявил: «Сюрреализм — это я».

Обожавший все нетрадиционное, все «наоборот», Дали был женат на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Настоящее имя ее — Елена Дмитриевна Дьяконова, хотя в историю она вошла под именем Гала Дали. Гала в переводе с французского означает «праздник». На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью.

С началом Второй мировой войны[en] супруги переехали в США, где Дали выпустил беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942). Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, были коммерчески успешными. В Америке Дали также пытался реализовать свой талант и в новом виде искусства — в кино. Он сотрудничал с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком.

В 1981 году у Дали была обнаружена болезнь Паркинсона, а в 1982 году умерла[en] Гала. Всё это привело к глубокой депрессии, что сказалось и на творчестве художника. Его картины стали упрощаться, и на них долгое время преобладал мотив скорби. К тому же мешала рисовать и болезнь[en]...

Сальвадор Дали погиб здесь 23 января 1989 года во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом (по другой версии от сердечного приступа). Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас, а его работы хранятся в лучших музеях мира и частных коллекциях.

На фото: Елена Дьяконова и Сальвадор Дали:

Елена Дьяконова и Сальвадор Дали (Elena Dyakonova and Salvador Dali)

Елена Ивановна Дьяконова и Сальвадор Дали (Elena Ivanovna Dyakonova and Salvador Dali)

Елена Ивановна Дьяконова и Сальвадор Дали (Elena Ivanovna Dyakonova and Salvador Dali)

На фото — Сальвадор Дали прогуливается с муравьедом по улицам Парижа. 1969 год:

Сальвадор Дали прогуливается с муравьедом по улицам Парижа. 1969 год (Salvador Dali walks with an anteater through the streets of Paris, 1969 year)

Подробнее о Сальвадоре Дали читайте[en] в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная