Разместите статью, биографию и пр.[en]

Ярилин День Церковные праздники и события / Гражданские праздники / События / Фамилии / Гороскопы / Тесты / Тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Главная

Ярилин День, Макушка лета!

Ярилин День, Макушка лета (Yarilin Day)

1 июля (18 июня по старому стилю) славяне празднуют Ярилин день — день палящего солнца[гор]. Этот день на Руси[en] издавна посвящали богу Яриле. Даже с распространением христианства эта традиция не прекратилась.

В середине лета все святые с Ярилой Богом меряются, побороть не могут. К этому дню приурочивали ярмарки с песнями, плясками, кулачными боями.

Появление Ярилина дня на Руси

Не возможно ответить определенно, когда появился Ярилин день. На основании дореволюционных источников известно только, что праздник сопровождался бурным весельем в Костромской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях. Составляли его увеселение кулачные забавы, игры и ярмарочные сборища.

Ярило — веселый, разгульный Бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного — тот без пива пьян, без хмелю хмелен; встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, — мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась... А вокруг него, по всему его пути, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь — все духовитей, все ярче, цветистее.

☀СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК ЯРИЛО - ПОБЕДИТЕЛЯ☀

Ярилин праздник называли особенным; говорили, что его «целый год ждут», что это «всем дням день». На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».

Ярило — бог солнца древних славян. Ярило — это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви[en] и страсти. Это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство. К этому дню приурочивали ярмарки-торжки, игрища. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками. Вечером у костров народ веселился, песни пели, молодежь хороводы водила.

В народе начало июля называли Ярилиными днями, или Макушкой лета. Наши предки считали Ярило главным богом, от которого зависит все живое, что происходит в природе. Говорили, что в середине лета все святые меряются силой с языческим богом, а победить не могут. До конца XV столетия верили, что с данного времени начинаются обновления. Все живое переходит в новый этап жизни. Причем это касалось не только природы, но также и плодовитости женщин.

Ярило — добрый бог, которого пытались всячески задобрить. Слух его ублажали, посвящая ему всенародные гуляния и песнопения. В старину верили, что Ярило оберегал людей от бед и несчастий.

Отмечали праздник весело: песнями, плясками, шумными гуляниями. 1 июля также отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой.

Этот день считался особенным. Ждали сверхъестественных явлений. Для того чтобы увидеть их, нужно было в полдень заплести в косу крепкие березовые ветки и взглянуть сквозь них с крутого берега реки.

Вечером наши предки собирались у костра, заваривали душистый травяной чай и водили хороводы.

Приметы и поверья на Ярилин день

Солнце (sun)На Ярилу ждали сверхъестественных явлений: солнце замедляло ход, а на земле[en] образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. Для этого нужно было в полдень заплести в косу крепкие березовые ветки и взглянуть сквозь них с крутого берега реки; верили, что таким образом можно увидеть близких, о которых давно не было вестей.

В этот день принято было собирать душистые травы и варить из них лечебные чаи. Наши предки считали, что такой напиток поможет справиться с самыми разными недугами.

В этот день обычно отцветала ранняя малина, зацветал поздний сорт. Крестьяне старались именно сейчас высадить в грунт рассаду цветной капусты. Также появляются плоды чёрной смородины, черники.

Что нельзя делать в Ярилин день

На Руси побаивались бога Ярилу, поговаривали, что у него суровый нрав. Разозлить божество означало подписать себе приговор.

Ругаться и сквернословить в этот день — плохая примета. Нарушителей будет ожидать кара в виде тяжелых недугов.

Запрещено на Ярилу хвастаться успехами. Все победы и достижения вскоре обесценятся.

Не стоит сегодня откладывать все важные дела на потом.

Что можно делать в Ярилин день

Ярилин день был праздничным, поэтому полагалось бездельничать.

Водили хороводы, пели песни, а девушки прихорашивались, чтобы вскружить голову своему избраннику.

Делать крупные покупки в этот день — хорошая примета, которая принесет еще больший достаток в семью.

Наши предки верили, что Ярилин день благосклонен к примирению. Нужно пойти на встречу и попросить прощения друг у друга.

1 июля полагалось задабривать домового конфетами, выпечкой и молоком.

Хозяйки в этот день пекли блины и караваи, которые символизировали Солнце. Славяне верили, что кто откусит кусок каравая, тот будет счастлив в этом году.

Приметы на Ярилин день

Вокруг Луны[гор] виднеется зеленый окрас — придет сильная засуха.

Утренний туман предзнаменует жаркий и солнечный день.

Вечерняя радуга на небе предвещает хорошую погоду.

На берегах рек разбухла земля и стала влажной — погода ухудшится.

Розовый закат предсказывает засушливый июль.

Чешутся ноги[en] — значит, вскоре ожидается командировка или путешествие.

Паук плетет паутину — вскоре станет жарко.

Именины

Именины 1 июля отмечают: Александр, Василий, Виктор, Ипатий, Леонтий, Никанор, Сергей и Феодул.

Игрища, песни и пляски

В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, посвященное Яриле. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, а с рассветом толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Игрища на Ярилин день (Merrymaking on Yarilin day)Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.

Песни, пляски и музыка[en] сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.

Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям...

Древние обычаи на Ярилу

Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом все сопровождается полной благопристойностью.

Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!».

После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.

Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:

А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище!

Заговоры, прибаутки

На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце[en] ретиво по чаду Божием (имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!».

Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.

«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!» (М. Забылин 1880 г.)

Именины в этот день: Александр, Василий, Виктор, Никанор, Сергей.

В Русской православной церкви отмечают память мучеников Ипатия, Леонтия и Федула.

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет — вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый — горячий, огненный, яровой — посеянный весной, ярун — токующий тетерев, ярий — весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества — от образа яркого Ярилы — Солнца.

Ты взойди, Ярило-батюшка!

Ярило (Яровит, Яромир) — один из самых популярных ведических богов, он является аллегорией не имеющих границ страсти и силы, воплощающихся в расцвет всех жизненных[en] сил природы и человека. В ведическом пантеоне присутствуют три божества символизирующие солнце трёх сезонов славянского календаря — зимы, весны и лета. Олицетворяя весеннее солнце, вышедшее из неласковых объятий зимних богов, Ярило, отличается искренностью, неистовостью и чистотой.

Для Ярилы характерны функции античного Амура, тем более, что в его экипировке также присутствует лук со стрелами, которые оборачиваясь в полёте солнечными лучами, также рассматриваются как стрелы любви.

Отец Ярилы — покровитель ведовства и один из богов мира[en] Нави Велес, от которого он получил колоссальный резерв мужской силы, а также способности к оборотничеству, что стало причиной его покровительства волчьему роду и обретения титула Волчьего пастыря. От матери, Дивы-Додолы, он унаследовал природную красоту и живость характера[en], что в сочетании с качествами, полученными от отца, и определило его основную «специализацию» Бога страсти. Будучи сыном Велеса, он вместе с Даждьбогом и Хорсом принадлежит к младшему поколению ясуней.

Хотя Ярила так же, как и большинство славянских богов является воином, неукротимый нрав которого придаёт ему ярость берсеркера, за ним не числится особых ратных подвигов. Его дело — хороший урожай, чтобы тяжёлые колосья вырастали в пояс и счастье людей, но лишь тех, кто по своим личным качествам этого достоин, ибо в понимании светлейшего бога свет не должен пятнаться тьмой.

Он особо привечает весёлых, лёгких характером оптимистов, которые самой своей жизнью радуют душу своего божественного «брата по разуму». В их домах всегда будет слышен смех здоровых детей, унаследовавших весёлый нрав своих родителей. Поэтому обращаться к Яриле за помощью в амурных делах имеет смысл, только когда дело касается высокой любви, а не приземлённой похоти.

Сам Ярило умудряется именно так любить всех женщин как в мире богов, так и в мире людей, не делая различий между прекрасной богиней зари Лелей и холодной жёсткой богиней смерти[en] Марой — слишком велико его чувство для одной. Но сколько верёвочке не виться, а конца не миновать, однажды Велес, дабы закончить уже похождения любвеобильного чада смог вернуть ему одну из выпущенных им стрел, это попадание и стало причиной того, что Ярило влюбился в дочь богатыря Святогора и древнерусской коммерсантки Пленки, Тайю, которой с тех пор и остаётся верен.

Согласно легендам одной из его заслуг является то, что он научил[en] славян возделывать различные сельскохозяйственные культуры, молоть муку, выпекать из неё хлеб. Стоит отметить, что это дело было не только новым, но и достаточно щекотливым — славяне, обожествляя тело Матери Сырой Земли, никогда не согласились бы распахать его плугом, тем самым причиняя ей боль. Но после того, как она сама согласилась на это, её сын Микула Селянинович вспахал первую пашню, а Ярила бросил в неё первые зёрна, обеспечив себе «специализацию» бога плодородия и урожая.

В качестве сакральных символов Ярилы выступают пятиконечная звезда и руна «Уд».

Также к его основным символам относятся символизирующие: духовную чистоту и мощь «Солнечный крест», победу света над тьмой «Инглия», восхождение солнца «Коловрат», плодородие «Колард»:

Дни чествования:

Ярило подобно своему отцу, обычно имел отдельные капища, которые устраивались на вершинах лесистых холмов, где после очищения их от растительности и возводились его кумиры. В качестве алтаря обычно использовался крупный плоский, непременно белый камень, на который по праздничным дням возлагались требы, после чего начинались обрядовые хороводы и игры.

Этимология имени этого бога восходит к значению корня «яр» в составе многих слов имеющего значение: весенний и плодородный, отважный и страстный, а также молодой и новый. Это во многом и определило веру в то, что Ярило приходит вместе с другими летними богами, дабы принести людям хороший урожай и радость любви.

Обряды на день Ярилы

В этот день принято было собирать душистые травы и варить из них чай. Наши предки считали, что такой напиток поможет справиться с самыми разными недугами.

На Ярилу ждали сверхъестественных явлений: солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, и в потусторонний мир. Для этого нужно было в полдень заплести крепкие березовые ветки в тугую крепкую косу и взглянуть сквозь них с крутого берега реки; верили, что таким образом можно увидеть близких, о которых давно не было вестей.

На Ярилиной неделе особенно большую силу имеют заговоры на достаток.

Наши предки, видя паука в этот день, загадывали желание. Потом за пауком наблюдали: если он полз вниз, то желание непременно осуществится, если вверх, то замыслам не суждено было исполниться.

В Ярилин день легонько бьют детей и домашних животных вербовыми прутиками. При этом желают им здоровья и хорошего роста.

Утренняя роса в Ярилин день наделена особым волшебством. Она в этот день дарит людям красоту, силу или здоровье, в чем они больше остального нуждаются. Для этого нужно искупаться в утренней росе.

В Ярилин день девушки просыпались пораньше и умывались утренней росой, чтобы весь год от парней отбою не было.

Считалось, что дети, родившиеся в этот день могут стать хранителями традиций, знатоками всех годовых праздников и примет. Талисманом детей, которые родились в Ярилин день — был камень Агат.

Гадания на Ярилин день

Раньше в деревнях в этот праздник выбирали самого красивого парня, помощника Ярило. Усаживали его на коня, на котором он объезжал всю деревню и близлежащие поля!

По вечерам крестьяне собирались у костров, водили хороводы и пели обрядовые песни, прославляющие Ярилу!

А незамужние девушки проводили различные ритуалы на привлечение мужчины!

Народные приметы на 1 июля — Ярилин день

Отголоски из прошлого

Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Народ гуцулов, карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыл.

Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды.

Ярый означает вспыльчивый, разъяренный.

Ярица — поле пшеницы.

Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного бога Ярилы. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.

Как праздновали славяне Ярилин день

В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах.

Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.

На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:

Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил[en],
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.

Молодежь собиралась за селением, на солнечной полянке — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху.

С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни».

***

Погладить Лето по макушке, оно споёт свои частушки,
Ярило — Солнышко поможет. Живые радости изложит.

***

День считается мистический. Светило неба — медлит с ходом,
В подтвержденье — символический. Согреет Землю, аж с восходом.
Считалось — существуют окна — увидеть мир, потусторонний,
Или, того, чья жизнь поблёкла. Тобой — считается — прощённый.
Себя, при том — поберегите. В косу вплести — берёзы прутья,
Сквозь косу и на мир глядите. На берег речки встать — побудьте.

На день Ярила — сушат травы. Сухой травой — набьют матрацы,
А из целебных — чай заварят — пьют с радостью, все домочадцы.
Ещё купаются в росе. Тот день волшебной силой обладает,
Дарить красоту, всем — всем. Как и здоровье[en] людям поправляет.

Скот выгоняют на луга. Им — побродить в росе, да с пользой,
Бьют прутиком детей, слегка. В том росту быть. Прут Вербы доброй.
Животным, тоже достаётся. Да, с приговором быть здоровым[en],
И молоко с душою пьётся — обряды, те — с задором и к Коровам.

В день Ярило — состязанья, водят хороводы, проведут гулянья,
Активность больше — молодёжи. Покажут силу — "вон из кожи[en]"
Но с наступленьем темноты — Ярило — в вечность провожают,
Соломенное Чучело мечты — зажгут костры — и по реке — пускают.

Апрельский Ярилин день

Славяне ещё празднуют Ярилин день и 23 апреля — один из важнейших старославянских праздников в апреле. Считалось, что Бог Ярило объезжает поля, луга и леса, встречается обязательно с волками и дает им свои наставления. В связи с этим старославянами проводился обряд — кормление волков. Помимо этого считалось, что Ярило в этот день "отмыкает Землю", благодаря чему земля становится плодородной, появляется целебная роса, а травы и другие растения приобретают быстрый рост. Народ в этот день обязательно умывался росой и вспахивал свое поле.

***

Был нынче праздник лишь Ярилы:
Так было раньше, будет впредь
Святые, меряясь с ним силой,
Его не смогут одолеть.

Ярилин день — уж год как ждали,
Когда на белом скакуне
Прискачет бог из дальней дали,
Пылая в солнечном огне:

"Ярило — статный, добрый малый:
В кудрях запутался венок,
Десница палицу сжимала,
В другой руке был ржи пучок.

Взмахнёт едва Ярило рожью —
Тучнеют хлебные поля;
Взметнётся палица и дрожью
Громов наполнится земля.

Где ступит конь, растут там травы,
Стелясь в лазоревых цветах
И нет на буйство их управы,
И на весёлый гомон птах!"

Бог солнца, света, сил природы
И страстной, пламенной любви,
Был почитаем средь народа,
В котором жизни жар в крови[en].

Повсюду ярмарки, веселье,
Гульба, кулачные бои,
Девичий визг на карусели,
Вдоль рек горят костров огни.

Растёт всё буйно и плодится:
"Живое всё приходит в яр" —
И человек, и зверь, и птица
Несут в себе любви пожар!

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная

^