Разместите статью, биографию и пр.[en]

Характер Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Характер

Характер (Character)

Объявлялся характер и рекомендовал себя сам.
Ф. М. Достоевский. "Братья Карамазовы"

Характер (эта статья на английском Character) (термин происходит от (от древнегреческого — χαρακτήρ (сharacter) — «примета, отличительная черта, знак, печать, чеканка»)) — это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

Установка — это состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление было открыто немецким психологом Людвигом Ланге (Ludwig Lange, 1888). Общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований была разработана грузинским психологом и философом Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Когда говорят о характере, то как правило подразумевают под этим совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни[en].

Изучением характеров занимается наука[en] характерология. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В психологии понятие характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что это человек смелый, правдивый, откровенный, то есть названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: "Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер".

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойства его характера. Порой даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей его жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и прочие).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный: благодаря развитию личности развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие "характер" относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и тому подобное (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.

Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, русский писатель Лев Николаевич Толстой увлекался игрой в шахматы, ученый и физиолог Иван Петрович Павлов[en] — игрой в городки; химик, метролог, экономист, физикохимик, физик, технолог, геолог, метеоролог, педагог, преподаватель, нефтяник, воздухоплаватель, приборостроитель Дмитрий Иванович Менделеевчтением[en] приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы, они определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не толькотем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).

Акцентуация характера — более выраженное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни[en] — психопатии.

Психопатияболезненное[en] уродство характера (при сохранении интеллекта человека), дисгармоничный склад личности, в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Существуют варианты в характере человеческих реакций на окружающее: встречаются люди с более или менее выраженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолюбивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стремлений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности — люди отличаются друг от друга, но еще не являются акцентуированными личностями.

Акцентуированные черты характера далеко не так многочисленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность перейти в патологию. Считается, что такие черты существуют и у среднего человека, однако при незначительной степени остаются незаметными для окружающих. Если они достигают определенной силы, то накладывают свой отпечаток на личность; при еще большей выраженности отражаются как помеха на всем складе личности. Таким образом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера обнаруживают избирательную уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному (как социально положительному, так и социально отрицательному) развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятными для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки.

Твердых правил, на основании которых можно было бы диагностировать акцентуированные черты личности не существует. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Три основных определяющих критерия — тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация.

Учение об акцентуациях характера появилось еще в XIX веке (у русского[en] невролога, психиатра, физиолога, психолога, основателя научной школы — Владимира Михайловича Бехтерева). Наибольшую известность получил термин "акцентуированная личность" (у немецкого психиатра Карла Леонгарда, в 1968 году), однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (у психиатра Андрея Евгеньевича Личко, 1977). Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах[en] с немецким языком термин "акцентуированная личность" стали использовать как клинический диагноз вместо термина "психопатия", что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия акцентуации и психопатии в том, что при психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Рассмотрим некоторые типы психопатий и акцентуаций характера:

Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе — восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в его адрес, но только не равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от неё ничего не остается, если внушение не льет воду на мельницу эгоцентризма. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Психастенический тип. Главными чертами в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассудительности, тревожная мнительность и любовь[en] к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий (термин происходит от латинского слова "obsessio" — осада, охватывание) — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Астенический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии.

Сенситивный тип. С детства[en] проявляет пугливость и боязливость. Трудности адаптации чаще всего возникают в 16–19 лет. Именно в этом возрасте выступают два главных качества сенситивного типа: чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности.

Лабильный тип. Главная черта — крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина.

Неустойчивый тип. При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе — к поведению. Безволие представителей этого типа отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений они также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

Циклоидный тип. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. У лабильных циклоидов фазы гораздо короче — несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих".

Гипертимный тип. Отличается повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостностью. Гипертимнонеустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность — в конечном итоге это может привести к асоциальному образу жизни.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновениях с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий) и произвести впечатление своей незаурядностью, прихвастнуть, "пустить пыль в глаза[en]".

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

Шизоидный тип. Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

Эпилептоидный тип. Основные черты этого типа — склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние аффективной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, накладывающие отпечаток на всю психику — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны — эпилептоид долго не может остыть.

Конформный тип. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера: переходящие, транзиторные изменения (по сути дела они по форме те же, что и при психопатиях); относительно стойкие изменения. Последние могут быть нескольких типов.

Учение о характере — характерология — имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения[en]. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (термин происходит от греческого "рhysis" — природа, и "gnomon" — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (термин происходит от греческого "сheir" — рука и "manteia" — гадание[en], пророчество) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики.

Более ценным в диагностическом отношении по сравнению с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в разных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Формирование характера и пути его воспитания

Формирование характера (Formation of character)

Как было сказано ранее, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развиваются сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, моральные беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.

Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д.

Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Для понимания общественных процессов ключевым является понятие социального характера в динамическом смысле аналитической психологии — это специфическая форма человеческой энергии, его потребностей к определенному способу существования данного общества. Характер определяет мышление, эмоции и действия индивида. Мы обычно убеждены, что мышление является исключительно интеллектуальным актом и не зависит от психической структуры личности. Однако осмысление этических, философских, политических, психологических или социальных проблем в высшей степени подвержено влиянию психической структуры мыслящей личности.

Если взглянуть на социальный характер с точки зрения его функции в социальном процессе, то мы должны будем начать с положения, высказанного в отношении функций индивидуального характера, т. е. с утверждения, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, т. е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества. Свойства характера развиваются путем социализации в процессе той или иной деятельности через систему образования, воспитания и самоактуализации.

Социализация — это личностное освоение, присвоение человеком той среды, в которой он развивается.

Воспитание — целенаправленное создание условий для созидания, саморазвития человека.

Самоактуализация — стремление человека в своем развитии наиболее полно выявлять и развивать свои личностные возможности, таланты, способности.

Человек рождается, растет и меняется его организм. Растет и опыт его сосуществования, обогащаются жизненные впечатления. Раскрываются потенции, реализуется нравственная, интеллектуальная, социальная его активность. Вопрос социализации можно связать с практической деятельностью той или иной личности исходя из влияния различных занятий на человека, его поведение, характер. (Психология: Учебник для бакалавров / Вадим Петрович Ступницкий, Ольга Ивановна Щербакова, Виктор Евдокимович Степанов. — Москва: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с. ISBN 978-5-394-02063-6)

Как работают психологи

Мыслители древности считали: для того чтобы сделать открытие, достаточно умозаключений на основе размышлений. Известно, что Аристотель был твердо убежден, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин. Но он ни разу не удосужился это проверить. Однако постепенно ученые пришли к выводу, что без исследований невозможно делать выводы о том, что же такое психика и каковы ее механизмы. Постепенно сложилась целая система методов научных исследований.

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Сейчас психология использует методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Психологи используют также методы опроса, тестирования, проводят специальные эксперименты.

И несмотря на то что в психологических исследованиях активно используются технические приборы и методы математической обработки результатов, не утратили своего значения традиционные методы сбора информации о психологических явлениях. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам и не может быть описано с помощью точных математических формул. С помощью самонаблюдения исследователь получает сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях. Сопоставив результаты самонаблюдения, наблюдения за другими людьми и показания приборов, психолог может делать точные выводы.

В конце XX века люди, у которых возникают какие-нибудь психологические проблемы, обращаются к психологу, и тот помогает найти выход из сложного положения. Но и в давние времена у людей часто возникали подобные психологические проблемы. Помогали разрешать эти проблемы ведуньи, лекари, знахарки. И помогали ничуть не хуже современных психологов.

Вот что рассказывает о такой психологической помощи русская народная сказка «Наговорная водица».

Сказка «Наговорная водица»

Сказка «Наговорная водица» ((Tale «Negovorya water»)

«Жили-были муж с женой. Смолоду они жили всем на загляденье, а под старость — словно их кто подменил. Только спустит утром старик ноги с печки, как уж пошла промеж ним и старухой перебранка. Он старухе слово, а она ему два, он ей два, а она ему пять, он пять, а она десять. И такой вихорь завьется промеж них, хоть из избы вон беги. А разбираться начнут — виноватого нет.

— Да с чего б это у нас, старуха, а? — скажет старик.

— Да всё ты, старый, ты всё!..

— Да полно! Я ли? Не ты ли? С долгим-то языком!

— Не я, да ты!

— Ты, да не я!

И снова: опять ссора промеж них затеялась. Вот раз слушала их соседка и говорит:

Маремьянушка, что это у тебя со старым-то всё нелады да нелады? Сходила б ты на край села к бобылке. Бобылка на водицу шепчет... Людям помогает, авось и тебе поможет.

"А и впрямь,— подумала старуха,— схожу к бобылке...".

Пришла к бобылке, постучала в окошко. Та вышла.

— Что, — спрашивает,— старушечка, тебе надобно?

— Да вот, — отвечает бабка, — пошли у нас нелады со стариком.

— А подожди, — говорит бобылка, — немного.

И сама — в дом.

Вынесла старухе воды в деревянном ковше да при ней же на ту воду пошептала. Потом перелила ее в стеклянную посудину, подает и говорит:

— Как домой придешь да как зашумит у тебя старик-то, так ты водицы-то и хлебни; да не плюнь, не глотни, а держи во рту-то, пока не угомонится... Всё ладно и будет!

Поклонилась старуха бобылке, взяла посудину с водой — и домой. И только ногу за порог занесла, как старик на нее и напустился:

— Ох уж мне эти бабы-стрекотухи! Как пойдут, так словно провалятся! Давным-давно самовар пора ставить, а ты думать забыла! И где это ты запропала?

Отхлебнула старуха из стеклянной посудины, да не плюнула, не проглотила, а, как велела бобылка, держит во рту.

А старик видит, что она не отвечает, и сам замолчал. Обрадовалась старуха: "А и впрямь, видать, водица эта наговорная целебная!"

Поставила посудину с водой, а сама — за самовар да и загреми трубой.

Услышал это старик:

— Эка нескладна-неладна! Не тем концом руки, видать, воткнуты!

А старуха хотела было ему ответить, да вспомнила наказ бобылки — и опять за водицу! Хлебнула и держит во рту.

Видит старик, что старуха ни словечка ему супротивного не говорит, дался диву и... замолчал.

И пошло промеж них с той поры все как пописанному: снова, как в молодые годы, людям на загляденье. Потому, как только начнет старик шуметь, старуха сейчас — за наговорную водицу!

Вот она, сила-то в ней какая!» (Елена Владимировна Селезнева. Детская энциклопедия "Я познаю мир". — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 395 [5] с.: ил. ISBN 5-17-032329-8)

Знаменитые цитаты про характер и психологию

Знаменитые психологи

Зигмунд Фрейд (также Фройд; нем. Sigmund Freud; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud) (6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя (ныне — Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон, Великобритания[en]) — австрийский врач[en]-психиатр, невролог и психолог, основатель психоанализа.

Владимир Михайлович Бехтерев (20 января (1 февраля по новому стилю) 1857, село Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии — 24 декабря 1927, Москва) — русский невролог, психиатр, физиолог, психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918). Установил у Иосифа Виссарионовича Сталина паранойю, что стоило ученому жизни.

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кессвиль — 6 июня 1961, Кюснахт) — швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Научная сфера: психиатрия, психология, аналитическая психология, психотерапия.

Борис Юрьевич Хигир (настоящее отчество Юзикович) (родился в 1942 году в Узбекистане) — доктор психологических наук, профессор, академик информатизации под эгидой ООН. Автор более сорока книг, посвященных связи имени человека, его психологического портрета и судьбы, академик Российской академии безопасности, обороны и правопорядка. Занимается изучением влияния имени, отчества и месяца рождения на характер и судьбу человека уже более трех десятков лет.

Лариса Владиславовна Богданова (псевдоним Лариса Ренар) (род. 9 декабря 1966 года в Красноярске) — российский писатель, общественный деятель, психолог, телеведущая, автор женских практик, кандидат психологических наук. Автор 8 бестселлеров для женщин. Выступает на ТВ и в прессе в качестве эксперта-психолога. Создатель и глава общественного движения консолидации креативных и интеллектуальных сил общества «Плеяда», автор и руководитель общероссийского проекта профориентации подростков «PRO: развитие талантов», учредитель и креативный директор Академии частной жизни.

Смотрите по теме:

А так же:

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная