Разместите статью, биографию и пр.[en]

Обучение Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Обучение

Обучение (Training)

«Образование это то, что остается после того, когда забываешь всё, чему учили в школе». © Альберт Эйнштейн

Обучение — это основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности.

В процессе обучения реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями осуществляется отбор содержания, методов, средств обучения. Задача обучения не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека. Главные составляющие процесса обучения — преподавание и учение. Методика преподавания рассматривает обучение как совокупность форм преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета.

Существуют различные системы организации обучения: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система, курсовая система. В процессе обучения необходимо учитывать возрастные особенности и, особенно, индивидуальные различия между обучающимися. В отличие от учения, обучение рассматривает процесс передачи опыта как совместную деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающих его.

Джон Кеннеди: ”Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”.

9 августа празднуется Всемирный день книголюбов (Book Lovers Day).

Статья про обучение из Большой Советской Энциклопедии с оригинальным сохранением пунктуации, с уклоном на советский марксизм-ленинизм:

Обучение (далее по тексту — "О.") — это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни[en] и труду. В процессе О. реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования — О. в учебных заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и других сферах человеческой жизнедеятельности. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

Марксистско-ленинская теория обучения принципиально отличается от педоцентрических буржуазных теорий, проповедующих аполитичность О., независимость от классовой структуры общества. В классовом обществе О. носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определённой системы политических, философских, правовых, нравственных, этических взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономической структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физическими, интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистическом обществе существует противоречие между потребностями капиталистического производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологическим мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР[en] и других социалистических странах О. способствует решению важнейших проблем коммунистического строительства — созданию материально-технической базы коммунизма, становлению коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию его физических, духовных и нравственных сил.

Содержание и характер обучения определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. В первобытном обществе О. не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О. и открытии специальных учреждений — школ, которые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание обучения, его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом обучении (в педагогике).

В условиях современного научно[en]-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О., соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям учащихся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации обучения:

Обучение — двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием:

В процессе обучения и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности.

Общественно-исторический опыт человечества передаётся детям и взрослым в процессе обучения, однако усваивается он по-разному — в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности (способности к усвоению новых материалов). Методологической основой теории О. в советской педагогике и педагогике других социалистических стран являлась марксистско-ленинская теория познания.

На различных этапах развития человека характер процесса учения изменяется. Возрастные изменения характеризуются прежде всего переходом от непроизвольных, неуправляемых форм психической деятельности к произвольным, управляемым. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности в зависимости от того, с каким по степени сложности материалом учащийся имеет дело. Систематическая реализация принципа — «...то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию» (Лев Семенович Выготский. Избранные психологические исследования, 1956 год, страница 449) — позволяет эффективно воздействовать на общее развитие учащихся.

Наряду с возрастными различиями в процессе обучения обнаруживаются индивидуальные, которые нередко оказываются даже более ярко выраженными, чем возрастные. Учащиеся могут различаться своеобразием методов учебной работы и путей мышления, направленностью интересов, склонностями. Всестороннее развитие личности предполагает наиболее полное раскрытие её индивидуальности.

Процесс учения — особый вид деятельности индивида, детерминированный педагогическими условиями. В учебной деятельности в качестве основных элементов выступают различные виды познавательных действий — перцептивные, мнемические, мыслительные, практические.

Психологи и педагоги по-разному подходят к процессу обучения:

Несмотря на различия этих подходов к процессу обучения, в них много общего: все исследователи стремятся обеспечить наиболее эффективное управление процессом О.; считают необходимым наличие в той или иной форме эталона, по которому должна строиться учебная деятельность; расчленяют деятельность на отдельные элементы (отдельные действия, разные этапы в формировании приёма); признают, что более частные способы объединяются, превращаясь в обобщённые и затем становясь общими методами рационального мышления. Всё большее значение приобретает применение элементов программированного обучения, а также проблемного О. (основанного на выявлении и решении учащимися познавательных задач, создании проблемных ситуаций, активизирующих учебную деятельность).

Многие теории обучения, распространённые за рубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействии объекта и субъекта. Выявляются две основные группы теорий:

Первые сводят учение к накоплению специфических навыков и, рассматривая О. как тренировку, фактически отождествляют обучение животных и человека; вторые трактуют учение как формирование «познавательных структур», считая это специфическим для человека и подчёркивая качественную модификацию сложных форм поведения. Некоторые современные зарубежные теории О. не учитывают, что различные способы учебной деятельности связаны не только с уровнем овладения ими, но и с характером учебного материала, определяются теми источниками, из которых приобретаются знания. Тем самым обедняется процесс О., гипертрофируется одна его сторона и игнорируются другие.

Советские учёные считали, что характер[en] и степень активности обучаемого могут быть различными, но усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, руководимой преподавателем. О. — основной стимулятор развития познавательных способностей учащихся. Сдвиги в развитии обучаемых создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения более сложных задач О. Эти положения лежат в основе дидактических принципов, определяющих требования к содержанию и процессу обучения (в дидактике).

Цели и задачи обучения изменяются исторически и варьируются в зависимости от общественного строя, а также от функций конкретных учебных заведений. В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», принятых Верховным Советом СССР в 1973 году, были сформулированы главные задачи всех типов учебных заведений.

Содержание обучения определяется в соответствии с его целями — с учётом социальных условий, состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемых. В содержание О. в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, кроме общеобразовательных знаний, входят специальные знания, умения и навыки, необходимые работникам определённой профессии и специальности. Содержание О. отражено в учебных планах и программах, в учебниках и других учебных пособиях.

Для достижения целей обучения используются различные методы, средства, организационные системы и формы. Обычно методы О. характеризуются по видам деятельности учителя и учащихся:

В основе их классификации у одних авторов — источник получения знания, методы подразделяются на три группы: словесные, наглядные, практические. Другие — группируют методы в соответствии с дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т.п. Значительное влияние на разработку методов образования оказывает широкое применение в учебном процессе технических средств (кино, телевидение, радио, «обучающие» устройства, ЭВМ и другие).

Существуют различные системы организации обучения:

Каждая из них использует характерные организационные формы, способствующие созданию специфических условий О., воспитания и развития познавательных способностей учащихся. (Наталья Александровна Менчинская, Михаил Николаевич Скаткин, Анатолий Александрович Бударный)

Чарли Мангер:

Те, кто продолжают постоянно учиться, будут и дальше расти в жизни.

Картина «Учиться, учиться, учиться!», 1952

Автор - Евгений Александрович Кацман (1890—1976). Бумага, пастель. Размер 127 x 87

«Учиться, учиться, учиться!» («Learn, learn, learn!»)

Песни про обучение

«Школьная пора» — Татьяна Овсиенко
Большой детский хор — «Чему учат в школе»
Любовные истории — «Школа, школа, я скучаю»
Настя Гайчук — «Последний звонок»
Настя — «Прощай, школа»
Lucky Girl Li «Школа»

Знаменитые педагоги

Ференц (Франц) Лист (венгерское Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) (22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке[en], много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX столетия.

Матильда Феликсовна Кшесинская (31 августа (19 августа по ст.ст.) 1872, Лигово, под Петербургом — 6 декабря 1971, Париж, Франция) — русская балерина начала XX века, педагог, одна из привлекательнейших женщин своего времени, не обойденная вниманием представителей царской семьи: любовник Николай II подарил ей в Петербурге редкостной красоты особняк, известный как "особняк Кшесинской".

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении[en] — Рейнгольд Эрнест Глиэр) (11 января 1875 (30 декабря 1874 по ст.ст.), Киев, Российская империя — 23 июня 1956, Москва) — российский, советский и украинский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Леонид Владимирович Николаев (13 августа (1 августа по старому стилю) 1878, Киев — 11 октября 1942, Ташкент) — российский пианист и композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист России[en] (получил в 1938 году), доктор искусствоведения (1941). Создатель пианистической школы. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1912). Член КПСС с 1939.

Анна Павловна Павлова (12 февраля (31 января по ст.ст.) 1881, Петербург — 23 января 1931,  Гаага) — русская балерина, с которой начался классический балет 20 века; педагог, постановщик, продюсер.

Серафима Германовна Бирман (10 августа (29 июля по ст.ст.) 1890, Кишинев — 11 мая 1976, Москва) — русская драматическая актриса, режиссер, народная артистка РСФСР; с 1911 года – в МХТ, потом работала во 2–м МХАТе, Московском театре имени Ленинского комсомола, театре имени Моссовета.

Бронислава Фоминична Нижинская (8 января 1891, Минск — 21 февраля 1972, Лос-Анджелес,) — русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского. Один из реформаторов хореографии XX века.

Алексей Дмитриевич Попов (24 марта (12 марта по ст. ст.) 1892, Николаевск — 18 августа 1961, Москва) — российский режиссер, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения. В 1935-1958 главный режиссер Центрального театра Советской Армии.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (22 января (10 января по ст.ст.) 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва) — советский кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств, профессор, доктор искусствоведения, лауреат Сталинской премий.

Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия Шульц) (21 июля (9 июля по ст.ст.) 1898, Москва — 31 марта 1975, там же) — российская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР, жена актера Николая Баталова, тётя актера и педагога Алексея Баталова.

Исаак Осипович Дунаевский (30 января (18 января по ст.ст.) 1900, Лохвица, Украина — 25 июля 1955, Москва) — русский композитор, народный артист СССР.

Николай Павлович Акимов (16 апреля (3 апреля по старому стилю) 1901, Харьков, Российская империя — 6 сентября 1968, Москва) — российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).

Анатолий Васильевич Эфрос (Исаевич) (3 июля 1925, Харьков, Украинская ССР[en], СССР — 13 января 1987, Москва) — российский режиссер, заслуженный деятель искусств России.

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — русская балерина, балетмейстер, народная артистка СССР. Солистка Большого театра. Лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1985), Премия Анны Павловой (1962, Париж). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).

Элина Авраамовна Быстрицкая (4 апреля 1928, Киев — 26 апреля 2019, Москва) — российская актриса, педагог, народная артистка СССР (1978). С 1958 в Малом театре. Снималась в фильмах: «Неоконченная повесть», «Тихий Дон», «Добровольцы» и др.

Алексей Владимирович Баталов (20 ноября 1928, Владимир — 15 июня 2017, Москва) — российский деятель театра и кино; актер, режиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной[en] премии СССР (1981), один из самых популярных актеров советского кино 1950-х годов.

Любовь Григорьевна Полищук — (21 мая 1949, Омск — 28 ноября 2006, Москва) — российская актриса, театральный деятель и педагог, народная артистка России (1994). Окончила ГИТИС им. А.В Луначарского (1985), работала в московском театре «Школа современной пьесы». Пластичность, выразительность, способность к перевоплощению позволила Полищук справляться с экранными ролями различных жанров («Интердевочка» Петра Ефимовича Тодоровского, 1989, «Моя морячка» Анатолия Николаевича Эйрамджана, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова, 1995), «Кадриль» (1998), «Тихие омуты» (2000), «Моя прекрасная няня» (2004).

Подробнее об обучении читайте[en] в литературе:

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная