Разместите статью, биографию и пр.[en]

Душа Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Приметы / Оглавление / Главная

Душа

Душа

Душа — это парус. Ветер — жизнь. Марина Цветаева

Душа (греческое psychē, латинское anima, далее по тексту — "Д.") — это понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь[en] человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космосаКосмос (греческое kosmos) — синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют так называемый ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос — мир звезд и галактик. (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизмНеоплатонизм — направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.

Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 — нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники — Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций.

Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
).

Метемпсихоз (от греч. metempsychosis — переселение душ) — религиозно-мифологическое представление о перевоплощении души после смерти тела[en] в новое тело какого-либо растения, животного, человека, божества. Характерно для индийских религийРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). (СансараСансара (самсара) (санскр.) — одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы., КармаКарма (санскрит — деяние) — одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.), для орфиков и пифагореизмаПифагореизм — религиозно-философское учение в Древней Греции 6-4 вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения — источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. также Гармония сфер).

Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ (см. Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовых запретов («пифагорейский образ жизни»).
в Древней ГрецииДревняя греция — общее название древнегреческих государств на юге Балканского п-ова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Этнический состав Греции в 3-м тыс. до н. э. пестр: пеласги, лелеги, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена — ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200) повлекло распад государств и оживление родовых отношений..

 

Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизньЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза.) — философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин был введен в 17 веке английским религиозным философом, главным представителем кембриджских платониковКембриджские платоники — группа английских религиозных философов 2-й пол. 17 в. (Р. Кедворт, Г. Мор, Дж. Гленвиль и др.), стремившихся, используя идеи неоплатонизма о мировом разуме, дать обоснование христианского вероучения. Ралфом Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философииФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. (ионийская школаИонийские философы — древнегреческие философы 6-4 вв. до н. э., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей — мысль о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (воды, воздуха, огня). Для натурфилософии ионийских философов характерен гилозоизм., ЭмпедоклЭмпедокл из Агригента (ок. 490 — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель.

В гилозоистической натурфилософии Эмпедокла «корни» всего сущего — четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы — любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познается подобным. Образ Эмпедокла получил отражение в мировой литературе (Ф. Гельдерлин).
), отчасти стоицизма, для натурфилософииНатурфилософия (нем. Naturphilosophie) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В немецкой классической философии получила особенное развитие у Ф. В. Шеллинга и его последователей (Л. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д. М. Велланский и др.).

Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.
эпохи ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. (Бернардино Телезио, Джордано Бруно, Теофраст Парацельс), ряда французских материалистов 18 века, в том числе французский философ-просветитель и писатель Дидро Дени, натурфилософской школы Фридриха Шеллинга и др.

Панпсихизм — идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизмаАнимизм (от латинского anima, animus — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монадыМонада (от греч. monas, род. п. monados — единица, единое) — понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир («Монада — зеркало Вселенной»). у Готфрида Вильгельма Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, Карла Густава Юнга).


Мировая душа — одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о мировой душе как движущем начале космоса; выступает посредницей между идеальнымИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. (бестелесным) миром и созидаемым ею чувственным миром. Учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи Возрождения (итальянские неоплатоники, Дж. Бруно), немецким романтизмомРомантизм (франц. Romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. и идеалистической философией 19 века (Ф. В. Шеллинг, Густав Теодор Фехнер, Эдуард Гартман).

У Аристотеоя душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм).

Аверроизм — направление в западноевропейской философии 13-16 веков, развивавшее идеи арабского философа и врача, представителя арабского аристотелизмаАристотелизм — философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа.

В средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (Иоанн Дамаскин) и византийской философии, в арабской (Кинди, Фараби и особенно Ибн Рушд) и еврейской (М. Маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в Зап. Европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы.

Схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи Возрождения.
Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разумеРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания. как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истинеДвойственная истина (теория двух истин) — средневековое учение об автономности истин философии (т. е. рационального познания) и теологии, могущих вступать в противоречие друг с другом. Связано с проникновением аристотелизма в средневековую культуру. Восходит к Ибн Рушду и отчетливо сформулировано в латинском аверроизме (Сигер Брабантский, падуанская школа и др.); аверроистская интерпретация Аристотеля противоречила христианским догматам и была осуждена церковью.. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизмуТомизм — учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.. Был осужден католической церковью. Главным представителем является Сигер БрабантскийСигер Брабантский (Siger de Brabant) (ок. 1235 — ок. 1282) — философ, виднейший представитель латинского аверроизма. Развивал учение о двойственной истине, считал мир «совечным» богу, отрицал свободу воли, бессмертие личной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью (1270 и 1277)..

Дуалистическая метафизика Декарта разделила душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы.

Психофизическая проблема — в широком смыслеСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком — о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии 17 века возникли два варианта решения: психофизическое взаимодействие (Декарт; сознаниеСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. испытывает влияние тела — в ощущениях, аффектахАффект (от латинского affeсtus — душевное волнение, страсть) — бурная кратковременная эмоция (например, гнев или ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель. и т. п. и воздействует на него — в актах волиВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.) и психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В. Лейбницем, Николой Мальбраншем, Дэвидом Гартли и приобрел особую популярность в 19 веке.

В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Ещё:

ДушаДуша — это понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологииПсихология — наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе»). В 17-18 веках на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике.

В середине 19 века на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-1880-х годах сложилась как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии.
— понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии.

В истории философии понятие "Душа" осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностноеЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
начало), внешним социальным формам человеческого поведенияПоведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией.

В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле и т. д.), с середыны 20 века термин «Поведение» с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
(Д. как внутренний мир человека, его Самосознание).

Ранняя древнегреческая натурфилософия была проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и ЭпикуруЭпикур (341-270 до н. э.) — древнегреческий философ. С 306 — в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей.

Девиз Эпикура — живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.
, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности было высказано пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получило развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслилась Платоном как один из универсальных принципов бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»., выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая душа представляет собой образОбраз в психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. и истечение мировой Д.

Аристотель являлся родоначальником научного подхода к изучению души как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понималась Аристотелем как энтелехияЭнтелехия (греч. entelecheia — завершение, осуществленность) — понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели.

В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
(осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Он выделял три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную душу — со способностями чувственного восприятияВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа., желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о душе были восприняты схоластикойСхоластика — (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.

Ранняя схоластика (11-12 вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр).

Зрелая схоластика (12-13 вв.) — христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы.

Поздняя схоластика (13-14 вв.) — Иоанн Дунс Скот, У. Оккам.

Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. — Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере[en] Д.

В новоевропейской философии термин «Душа» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяла Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовная, как проявляющаяся в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматривалось Декартом как живые автоматы, лишённые Д.

Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждалось прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до немецких психологов Эрнста Генриха Вебера и Густава Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Джон Локк), так и рационалистических (Готфрид Вильгельм Лейбниц) традицийТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
в истолковании души. Так, Лейбниц рассматривал Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями.

ДушиЛокк, отказываясь от обсуждения природы души как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Английский философ, историк, экономист и публицист Дейвид Юм, описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни.

Немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, критикуя рационалистическую психологию, вывел понятие души за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Он перенял идущее от немецкого психолога Иоганна Николаса Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувствоЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т. д.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
. Послекантовский немецкий классический идеализм стремился преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 века, понятие души вытиснилось в значительной мере понятием психикиПсихика (от греческого psychikos — душевный) — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку. Изучается психологией.
. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19 — 20 веков интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности.

Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремясь вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция[en], способность, «гештальт» в гештальтпсихологии и др.), возникли течения, которые в центр внимания поставили содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизниФилософия жизни — философское течение конце 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы («жизненный порыв» А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др., Понимающая психология, ФеноменологияФеномен — необычное и исключение явление, факт. Термин образован от греческого слова phainomenon, что в переводе означает «являющееся». Имеет несколько различных значений.

1) В философии феноменом называют некоторый осознаваемый внутренний опыт, что подробно отражено в феноменологии Эдмунда Гуссерля.

2) В физике феноменом именуют объект всех наблюдений, таким образом феномен может выступать в качестве свойства вещества, энергии, времени и пространства.

3) В большинстве случаев, в обыденном значении, под феноменом подразумевают какое-либо редкое явление, свойство, иногда человека, который обладает необычными способностями.
и др.). В этом плане понятие души может быть раскрыто через такие характеристики, как:

В советской психологии термин «Душа» иногда употреблялся как синоним психики, которая рассматривалась марксистской философией как субъективныйСубъективность — отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами объекта; отсутствие объективности. образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития. (И. Н. Семёнов)

Цитаты знаменитостей о душе

Джозеф Харолд Гринберг:

Люди без души ищут тело. Люди с душой ищут душу.

Пифагор:

Нет у тебя, человек, ничего, кроме Души.

Песни о душе

«Душа плачет» — Фридерик Шопен
Филипп Киркоров и Анастасия Стоцкая «Влюбленная Душа»
Елена Ваенга — «Моя запорошенная душа»
Аврам Руссо — «Не моя. Но всё равно душа кричит»
Эльвира Т — «Ты моя душа»
Афина — «Душа кричит»
Эльдар Далгатов — «Ты моя душа»
Рахиб Аббасов — «Плачь душа»
Стас Михайлов — «Лети, душа»
«Душа хранит», исп. Марина Куликова, муз. Кирилл Волжанин, слова Николая Рубцова
Владимир Урсу — «Листок моей души»

О душе в применении в различном контексте и сферах жизни человека

(с английским переводом)

1) (по религиозным представлениям, бессмертная духовная сущность человека; дух) — soul:

2) (внутренний мир человека) soul; heart:

3) (свойство характера) soul:

4) (вдохновитель чего-либо) the soul (of), moving spirit (of):

5) (человек) soul, person:

6) (крепостной крестьянин) serf:

[Мёртвые души] — "Dead Souls" (famous novel by N. Gogol).

Термин "Душа" в языковом применении

Более подробно о душе читайте в литературе:

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная