Разместите статью, биографию и пр.[en]
Степан Макаров Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Степан Осипович Макаров — российский[en] флотоводец, военно-морской деятель, океанограф, кораблестроитель, полярный исследователь, вице-адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (в 1886-89 на «Витязе» и 1894-1896). Знак зодиака — Козерог.
Выдвинул идею и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором совершил арктическое плавание в 1899 и 1901 годах. Разработал тактику броненосного флота. Исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. В начале русско-японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.
14 января 1878 года в ходе Русско-турецкой войны (1877—1878) Степан Осипович впервые в истории применил торпеду. Он атаковал турецкий сторожевой пароход «Интибах» на батумском рейде. Торпеда попала в цель и затопила вражеский корабль.
Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 года (27 декабря 1848 по старому стилю) в городе Николаеве, в семье прапорщика, выслужившегося из солдат. В будущем — вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций, океанограф в 1886-1889, 1894-1896 годов. Разработал тактику броненосного флота. Строил ледокол "Ермак", плавал на нем в Арктику.
«Свое первое плавание Макаров совершил в 1862 году на судах Сибирской флотилии, а в 1863 году он был переведен на Тихоокеанскую эскадру. Вначале его служба протекала на клипере «Абрек», а затем на корвете «Богатырь», флагманском корабле контр-адмирала А.А. Попова. На «Богатыре» Степан Макаров ходил в дальние походы, в том числе и в Соединенные Штаты Америки, в которых в эти годы шла гражданская война.
Весной 1865 года в морском училище в Николаевске-на-Амуре, где учился Макаров, состоялись выпускные экзамены. Степан сдал экзамены первым, обогнав своих соперников, и потому мог претендовать не на звание флотских штурманов, как то и полагалось по уставу училища, а сразу на звание корабельного гардемарина, что сулило наибольшие перспективы для будущего роста.
Но ввиду того, что для производства в гардемарины необходимо было сдать дополнительные экзамены по ряду дисциплин, не изучаемых в училище, а также иметь стаж практического плавания, Степану Макарову пришлось остаться на Тихоокеанской эскадре.
В ноябре 1866 года Макаров переводится на корвет «Аскольд», рассчитывая остаться на Тихом океане. Однако корвет получил приказ идти в Кронштадт. По приходе сюда Степан Макаров успешно сдал экзамены и летом 1867 года был произведен в гардемарины». Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. - М.: Вече, 1999, с. 249.
«Деятельность Степана Макарова в области непотопляемости кораблей началась в 60-х годах на Балтийском море[en]. Тогда мичман служил на броненосной лодке «Русалка», которая в плавании коснулась подводного камня и получила небольшую пробоину, но не затонула лишь потому, что села на мель. Случаи гибели кораблей от подводных пробоин в отечественном и зарубежном флотах побудили молодого офицера заняться вопросами непотопляемости корабля - дисциплины в судостроении, которой еще не существовало. Со временем Степан Макаров определил непотопляемость как способность судна плавать на воде и не терять своих боевых качеств от подводных пробоин. Кстати, термин «непотопляемость» придумал он же. В статье «Броненосная лодка «Русалка», опубликованной «Морским сборником» в 1870 году, моряк предложил ряд средств, которые должны были обезопасить суда от гибели. Среди них были пластырь, водонепроницаемые крышки люков и трюмная водоотливная система.
Первым серьезным нововведением Степана Макарова явился так называемый макаровский пластырь, который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой один или несколько слоев парусины прямоугольной формы, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки. Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простеганным матом. Пластырь опускали за борт на пробоину, нижнюю цепную оттяжку пропускали под днищем, а остальные крепили к борту. Давлением воды мягкий пластырь прижимало к бреши, закрывая ее и позволяя выкачивать поступившую внутрь корпуса воду.
При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Степан Макаров предложил рейковый пластырь. Тот представлял собой полотнище холста, на которое нашивали рейки из дерева, сверху также обтянутые холстом. Рейки трапецеидального сечения изготавливали суживающимися к концам, чтобы на ходу судна пластырь прижимало к борту потоком воды. Сверху и снизу к рейкам крепили полосы железа для прочности. Так как такой пластырь был тяжел, Макаров придумал несколько способов его постановки. Если бы неровные края пробоины мешали устранить течь, поверх рейкового пластыря следовало натянуть парус. Такое простое и удобное средство широко распространилось за несколько лет на военном и торговом флоте во всем мире.
Вторым средством Степана Макарова, способствующим непотопляемости, стали глухие крышки люков на палубах и втором дне, не позволяющие воде вливаться в нижние отсеки».
«Занимавшийся постройкой броненосного флота А. А. Попов с 1872 года привлек лейтенанта Степана Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей: броненосца «Петр Великий», поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. Степан Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен наливанием воды в противоположный отсек». Скрицкий Н. В. Самые знаменитые флотоводцы России. - М.: Вече, 2000, с. 347.
Макаров, Степан Осипович — вице-адмирал (1848 — 1904). В 1869 — 75 годах был занят разработкой вопроса о непотопляемости судов и напечатал о том несколько работ в «Морском Сборнике» (1875 — 76). В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем «Великий князь Константин».
В ночь на 16 декабря 1877 года впервые в мире Степан Макаров атаковал турецкие боевые корабли, использовав самодвижущиеся мины-торпеды, выпущенные с минных катеров.
В 1881 г. Степан Макаров производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований Макаров напечатал в сочинении «Об обмене воды Черного и Средиземного морей» (1883). В другом сочинении, «Витязь и Тихий океан» (1893), Макаров изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Северном Тихом океане, произведенных Макаровым во время кругосветного путешествия (1886 — 89) на корвете «Витязь».
С 1891 по 1894 годы Степан Макаров состоял главным инспектором морской артиллерии; в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской войны. В 1896 г. Макаров назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта.
В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа на выстроенном им ледоколе «Ермак». Через месяц после открытия военных действий с Японией, в 1904 г., Степан Макаров был назначен командующим флотом Тихого океана. 24 февраля прибыл в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот. Стараясь поднять боевой дух флота, он начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце «Петропавловск». Когда эскадра возвращалась, «Петропавловск» наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и Макаров в том числе.
Кроме названных, Степану Макарову принадлежит ряд ценных трудов о морской тактике, о военном судостроении, о судовом составе флота и другое. Степан Осипович был одним из немногих наших моряков, которые, сознавая недостаточность наших морских сил и предвидя возможность столкновения с Японией, задолго указывали на необходимость разработки определенного плана военных действий на случай конфликта на Дальнем Востоке и на принятии соответственных подготовительных мер. Гибель энергичного адмирала через месяц после прибытия его в Порт-Артур печально отразилась на ходе дальнейших морских операций порт-артурской эскадры. Статья «Макаров» из «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890–1907) (1911 –1916).
Ещё:
В 1881 году Степан Макаров, вдохновленный созданием торпедного миноносца, возвратился в Санкт-Петербург. Оттуда его отправили в Константинополь командовать пароходом «Тамань», стационаром при русском посольстве. На этой почти дипломатической должности раскрылись исследовательские способности Макарова в области океанологии. На «Тамани» им были проведены гидрологические работы в проливе Босфор и написан труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» (1885). За этот труд, премированный Санкт-Петербургской Академии Наук, морской офицер Макаров был принят в действительные члены Географического общества.
В 1882–1886 капитан 1-го ранга Макаров вновь на Балтике: служил флаг-капитаном командующего Практической эскадры Балтийского моря, командиром фрегата «Князь Пожарский» (1883–1885), затем корвета «Витязь». В 1886–1889 совершил на нем кругосветное плавание, проводя океанографические работы в северной части Тихого океана и обобщенные позже в его двухтомнике «Витязь» и Тихий океан (1894). Книга и поныне считается классическим трудом по океанологии.
Собранные Макаровым рассказы о хождении во льдах заставляют его выдвинуть идею создания ледокола для исследования Арктики. Показавшаяся фантастической, она поначалу не получила поддержки Географического общества. После высокой оценки проекта строительства ледокола Дмитрием Ивановичем Менделеевым, доведшего бумаги до сведения министра финансов Сергея Юльевича Витте и царя Николая II адмирал получил согласие на реализацию задуманного; лично руководил постройкой ледокола «Ермак». В 1897 году Макаров опубликовал «Рассуждения по вопросам морской тактики», обобщившие основы тактики парового броненосного флота. В них он обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. Книга была переведена на несколько европейских языков.
Испытания ледокола прошли 21 февраля 1899 в Финском заливе, а уже в марте 1899 Макаров перешел на ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, оттуда — в Ревель. Летом оставался на Севере, совершил два пробных рейса к северу от Шпицбергена до 81'21'' с.ш. По материалам путешествия написал «Ермак» во льдах (1901).
21 марта 1904 года приказом № 3340 командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова корабельным связистам поручено в обязательном порядке записывать неприятельские депеши, определять направление на работающую радиостанцию, устанавливать радиосвязь. В этот день в России родилась радиоразведка. К началу Первой мировой войны радиоразведка в русской армии велась силами крупных радиостанций в Москве, Царском Селе, г. Твери. К 1916 году при штабах фронтов и армий действовало более 50 радиоразведывательных станций и до 20 на Балтийском флоте.
Именем Макарова названы 17 географических объектов на Тихом океане, в Арктике и Антарктиде, корабли и суда, учебные заведения. Ледокол «Ермак» пережил своего конструктора на 60 лет и стал родоначальником серии современных ледоколов.
Степан Осипович Макаров погиб 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года близ Порт-Артура, на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.
Подробнее о Владимире Ипатьеве
читайте[en]
в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.:
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная