Разместите статью, биографию и пр.[en]

ГЛОНАСС Главная / Оглавление / Биографии / Ваши знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы

ГЛОНАСС

ГЛОНАСС

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) — российская спутниковая система навигацииНавигация (лат. navigatio, от navigo — плыву на судне):

1) Наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объекта. В навигации используют астрономические, радиотехнические и другие методы.

2) Период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
, аналог американской спутниковой системы навигации GPSGPS (англ. Global Positioning System — система глобального позиционирования, читается Джи Пи Эс) — спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположениe во всемирной системе координат WGS 84. Позволяет в любом месте Земли (исключая приполярные области), почти при любой погоде, а также в околоземном космическом пространстве определять местоположение и скорость объектов.

Система была разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США, при этом в настоящее время доступна для использования для гражданских целей — нужен только навигатор или другой аппарат (например, смартфон) с GPS-приёмником.
. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли[en] в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19,1 тысячи км.

Система ГЛОНАСС создавалась по заказу Министерства обороны СССР[en], первый спутник «Глонасс» был выведен на орбиту 12 октября 1982 года. Разработчиком и изготовителем спутников было научно-производственное объединение прикладной механики (НПО ПМ, с 2008 — ОАО «Информационные спутниковые системы») в городе Железногорске (Красноярский край). В сентябре 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. В декабре 1995 года спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника. Вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы, число работающих спутников сократилось к 2001 году до шести.

В августе 2001 года в России[en] была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», в которой была поставлена задача использования ГЛОНАСС не только в военных, но и в гражданских целях. 25 декабря 2008 количество действующих спутников было доведено до 18 штук, что обеспечило навигацию на территории России. Впервые потребительские спутниковые навигаторы, рассчитанные на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, поступили в продажу в декабре 2007 года. В сентябре 2010 года численность группировки спутников ГЛОНАСС в космосеКосмос (греческое kosmos) — синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют так называемый ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос — мир звезд и галактик. составила 26 штук, из них 20 использовались по прямому назначению, 4 были на техобслуживании, 2 — в орбитальном резерве.

История развития ГЛОНАСС

Официально начало работ по созданию ГЛОНАСС было положено в декабре 1976 года специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Данный проект являлся продолжением развития отечественной навигационной спутниковой системы, начатой программой «Циклон».

Сроки работ по созданию системы неоднократно сдвигались, первые лётные испытания были начаты 12 октября 1982 года запуском на орбиту первого спутника «Ураган» 11Ф654 и двух массо-габаритных макетов 11Ф654ГВМ. В последующих шести запусках на орбиту выводились по два штатных аппарата и одному макету. Применение макетов являлось следствием неготовности электронной части спутников. Только 16 сентября 1986 года с восьмого по счёту запуска были выведены сразу три штатных аппарата. Два раза в 1989 году вместе с двумя спутниками «Ураган» на орбиту выводились пассивные геодезические аппараты «Эталон», которые использовались для уточнения параметров гравитационного поля и его влияния на орбиты КА «Ураган».

4 апреля 1991 года в составе ГЛОНАСС в двух орбитальных плоскостях оказалось одновременно 12 работоспособных спутников системы и 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию Министерством обороны России, что произошло на два года раньше введения в строй американской системы GPS (1995 г.). После чего стали проводиться запуски в третью орбитальную плоскость.

14 декабря 1995 года после 27-го запуска «Протона-К» с «Ураганами» спутниковая группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника.

Всего с октября 1982 по декабрь 1998 года на орбиту были выведены 74 КА «Ураган» и 8 массо-габаритных макетов. В период развертывания системы 6 «Ураганов» оказались утерянными из-за отказов разгонного блока 11С861. Согласно оценкам, проведённым в 1997 году, на развёртывание ГЛОНАСС было потрачено около 2,5 млрд долларов.

В дальнейшем вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы, число работающих спутников сократилось к 2001 году до 6 штук.

В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН и вывести на орбиту 18 спутников — таким образом, к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

В конце марта 2008 года совет главных конструкторов по российской глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС), заседавший в Российском научно-исследовательском институте космического приборостроения, несколько скорректировал сроки развёртывания космического сегмента ГЛОНАСС. Прежние планы предполагали, что на территории России системой станет возможно пользоваться уже к 31 декабря 2007 года; однако для этого требовалось 18 работающих спутников, некоторые из которых успели выработать свой гарантийный ресурс и прекратили работать. Таким образом, хотя в 2007 году план по запускам спутников ГЛОНАСС был выполнен (на орбиту вышли шесть аппаратов), орбитальная группировка по состоянию на 27 марта 2008 года включала лишь шестнадцать работающих спутников. 25 декабря 2008 года количество было доведено до 18 спутников.

На совете главных конструкторов ГЛОНАСС план развёртывания системы был скорректирован с той целью, чтобы на территории России система ГЛОНАСС заработала хотя бы к 31 декабря 2008 года. Прежние планы предполагали запуск на орбиту двух троек новых спутников «Глонасс-М» в сентябре и в декабре 2008 года; однако в марте 2008 года сроки изготовления спутников и ракет были пересмотрены, чтобы ввести все спутники в эксплуатацию до конца года. Предполагалось, что запуски состоятся раньше на два месяца и система до конца года в России заработает. Планы были реализованы в срок.

29 января 2009 года было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащён системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. На тот момент ГЛОНАСС-оборудование производства компании «М2М телематика» было установлено на 250 сочинских автобусах.

В ноябре 2009 года было объявлено, что Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков) и Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (Москва) создадут совместное предприятие. Стороны создадут систему спутниковой навигации для обслуживания потребителей на территории двух стран. В проекте будут использованы украинские станции коррекции для уточнения координат систем ГЛОНАСС.

К 30 марта 2010 года количество работающих КА было доведено до 21 (плюс 2 резервных КА).

С переходом на спутники «Глонасс-К» точность системы ГЛОНАСС станет сопоставимой с точностью американской[en] навигационной системы NAVSTAR GPS — единственной зарубежной развёрнутой навигационной системой.

2 сентября 2010 года группировка спутников была пополнена ещё тремя спутниками и общее количество спутников в группировке доведено до 26.

3 октября 2011 года успешно выведен на орбиту ещё один спутник. Общее количество на орбите — 27.

4 ноября 2011 с помощью ракеты-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» были выведены на опорную орбиту 3 КА «Глонасс-М».

28 ноября 2011 года с космодрома Плесецк был выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и КА «Глонасс-М». В 15:57 по московскому времени космический спутник был успешно выведен на целевую орбиту.

29 мая 2016 года с космодрома Плесецк состоялся запуск ракеты-носителя "Союз 2.1.б" с навигационным спутником "Глонасс-М" на борту.

С 2012 до 2020 года на развитие ГЛОНАСC из бюджета Российской Федерации было выделено 320 миллиардов рублей. В этот период планируется изготовить 15 спутников «Глонасс-М» и 22 «Глонасс-К».

Спутник «Глонасс-М»

Спутник «Глонасс-М»

На фото: спутник «Глонасс-М» в сборочном цехе предприятия «Информационные спутниковые системы». 2008 год.

Точность системы ГЛОНАСС

По данным на начало 2014 года, точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS.

Согласно данным СДКМ на 18 сентября 2012 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС (при p = 0,95) по долготе и широте составляли 3—6 м при использовании в среднем 7—8 КА (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2-4 метра при использовании в среднем 6—11 космических аппаратов (в зависимости от точки приёма).

В России на некоторые комплектации автомобилей производства «АВТОВАЗ»  устанавливается штатный навигатор с поддержкой GPS/ГЛОНАСС. При использовании обеих навигационных систем происходит существенный прирост точности. Европейский проект EGNOS, использующий сигналы обеих систем, даёт точность определения координат на территории Европы на уровне 1,5—3 метров.

Система ГЛОНАСС определяет местонахождение объекта с точностью до 2,8 метров, но после перевода в рабочее состояние двух спутников коррекции сигнала системы «Луч» точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возрастёт до одного метра (ранее система определяла местонахождение объекта лишь с точностью до 5 м).

К 2015 году планируется увеличить точность позиционирования до 1,4 метра, к 2020 году — до 0,6 метра с дальнейшим доведением до 10 см.

Применение глобальной навигационной системы

Технологии высокоточного позиционирования на основе ГЛОНАСС уже сегодня широко используются в различных отраслях деятельности. Так специалисты НИИ Прикладной Телематики разработали уникальное для навигационной отрасли решение — систему дистанционного мониторинга состояния сложных инженерных объектов, которая в режиме реального времени отслеживает смещение сооружений дорожно-транспортной инфраструктуры и оползневых геомассивов (в постобработке с точностью до 4-5 мм), позволяя не только оперативно реагировать на возникновение нештатных и чрезвычайных ситуаций, но и заранее их прогнозировать, своевременно определять появление дефектов дорожных сооружений. Система внедрена и успешно отработана на участке федеральной трассы М27 Джубга-Сочи в районе Хостинской эстакады (участок 194—196 км) — наиболее опасном и сложном с точки зрения прочности элементов конструкции. (Энциклопедия Википедия/Encyclopedia Wikipedia)

11 декабря 2013 года вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщил, что намерен каждые две недели проводить совещания по проблемам внедрения системы ГЛОНАСС в социально-экономическую жизнь страны. "Вопросы ГЛОНАСС будем рассматривать раз в две недели, пока не запустим эту систему из ручного в автоматический режим", — сказал Рогозин на совещании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.

13 мая 2014 года на брифинге Рогозин озвучил ответные меры, которые Россия может принять в связи с санкциями со стороны Запада. В частности, РФ может прекратить работу на своей территории станций системы GPS, а также перестать поставлять в США ракетные двигатели. Цитата Рогозина: "Россия с 1 июня приостановит работу 11 наземных станций GPS на своей территории". Он напомнил, что США ранее отказались размещать на своей территории станцию коррекции сигнала российской навигационной системы ГЛОНАСС. В свете последних событий американцы проявили себя как "ненадежный партнер, за поведением которого необходимо следить", сказал журналистам Дмитрий Олегович Рогозин. Если Америка не будет соблюдать договоренности по вопросу размещения станций ГЛОНАСС, то с 1 сентября работа станций GPS в России может быть прекращена полностью, пригрозил вице-премьер. (РИА Новости)

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная