Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Красная площадь Главная / Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События

Красная площадь

Красная площадь

Красная площадь — центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю. Протяженность 690 м, ширина 130 м, толщина культурного слоя 4,9 м. От Красной площади ведется отсчет расстояний по всем шоссе, идущим от Москвы.

Исторический очерк

Красная площадь образовалась в конце 15 веке на вершине холма, когда одряхлевшие белокаменные стены Кремля при Иване III были заменены кирпичными, и был издан указ, запрещающий всякое строительство на расстоянии пушечного выстрела от стен. Эта территория бывшего посада была освобождена от домов и деревянных церквушек, там было разрешено торговать. Площадь стала называться Торг, или Великий Торг. С ее южной стороны было место слияния двух рек — Москвы и Неглинки. На берегу Москвы-реки располагались пристани, откуда товары доставлялись на Торг. Вдоль Кремлевской стены был прорыт глубокий Алевизов ров, соединивший Москву-реку и Неглинную (1508-16). Кремль, по примеру многих больших крепостей, оказался со всех сторон окружен водой. Через ров к воротам Кремля были построены мосты, а ров был огражден каменными зубчатыми стенами.

После большого пожара 1571 года площадь некоторое время называли Пожаром, и запретили строить деревянные лавки. В конце 16 века построили первые каменные торговые ряды. Приблизительно в это же время площадь получила название Красной, то есть красивой (возможно, что название произошло от «красного», то есть галантерейного, товара, которым здесь торговали). С севера площадь замыкалась Воскресенскими (Иверскими) воротами Китай-города. С юга ее ограничивал невысокий холм — «взлобье», на котором в 1530-е годы появилось Лобное место, а в середине 16 века — Храм Василия Блаженного. Каменные двухэтажные лавки, построенные к 1598 году, обозначили восточную границу площади. Они образовали три квартала: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды. Эти ряды, превращенные системой аркад в единый архитектурный организм, по существу, закрепили очертания современной Красной площади.

Северный участок у Воскресенских ворот в 1620-1630 годах получил свою доминанту — Казанский собор. Он был построен в честь освобождения Москвы от поляков. Двухпролетные Воскресенские ворота приобрели значение парадного въезда на Красную площадь. Около них размещались здания Монетного двора и Главной аптеки с башней. У Никольских ворот располагалась деревянная «Комедиальная храмина», разобранная в 1722 году.

Ко дню празднования Полтавской победы в 1709 году возле Казанского собора были сооружены деревянные Триумфальные ворота, а в 1730 был построен по проекту русского архитектора Варфоломея Варфоломеевича Растрелли новый театр, тоже деревянный.

В 18 веке площадь была центром культурной жизни Москвы. Здесь у Спасских ворот шла книжная торговля, действовала первая публичная библиотека. К 1755 году русский архитектор, представитель барокко Дмитрий Васильевич Ухтомский перестроил Главную аптеку для размещения в ней Московского университета. В 1786-1810 годах были перестроены каменные лавки и возведены Новые Торговые ряды. Двухэтажная аркада охватила почти весь периметр площади. Обветшалое Лобное место было разобрано и выстроено вновь с сохранением первоначальной формы. В 1804 году площадь замостили булыжником.

В 1812 году большая часть построек на площади выгорела. Восстановление велось по проекту и под руководством архитектора «Комиссии для строения в Москве» архитектора Осипа Ивановича Бове. Алевизов ров был засыпан, а на его месте разбит бульвар, торговые ряды перестроены в классическом стиле, а перед их центром установлен памятник Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос), завершив создание поперечной оси площади, включающей купол Сената и Сенатскую башню.

В конце 19 века на Красной площади началось бурное строительство: сооружался Исторический музей, а строения Бове заменялись новым зданием Торговых рядов (с применением новейших металлических конструкций и железобетона) с полным сохранением планировочной схемы Красной площади. С 1892 года Красная площадь стала освещаться электричеством.

После переезда правительства в Москву Красная площадь стала нести большую идеологическую нагрузку: с 1918 года здесь стали проводить демонстрации и военные парады с показом военной техники. В 1924 у Кремлевской стены был построен по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева первый деревянный Мавзолей В. И. Ленина, в 1930 — каменный.

Мавзолей закрепил поперечную ось площади и стал ее композиционным центром, завершив формирование ансамбля Красной площади. Мавзолей стал центром Кремлевского некрополя, но не первым его захоронением. Начало было положено общими могилами красноармейцев, погибших в боях за Советскую власть в ноябре 1917 года. С 1925 года урны с прахом устанавливались прямо в Кремлевской стене. В 1930-х годах некрополь был перепланирован. За Мавзолеем находятся могилы самых крупных деятелей коммунистического руководства.

В начале 1930-х годов площадь замостили брусчаткой из онежского диабаза. Рязанские мостовщики-брусчатники, сняв неровный, сносившийся булыжник, уложили полуметровый слой речного песка, затем слой известнякового щебня, уплотнив его катками. Затем, вновь насыпав слой речного песка, вручную на это основание положили брусчатку по специальному рисунку. Тогда же, в 1930 году, памятник Минину и Пожарскому был передвинут к Храму Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам (по плану собирались снести и храм, но по личному указанию Сталина оставили).

С Красной площадью практически слилась бывшая Васильевская площадь (Васильевский спуск). Брусчатка 1930-х годов в 1974 году была обновлена и уложена на бетонное основание. В 1990-е годы парады с военной техникой были отменены, и началась реконструкция исторического облика площади: был восстановлен Казанский собор и Иверские ворота.

Мавзолей

Мавзолей Ленина у Кремлевской стены является центром Кремлевского некрополя. Ныне стоящему сооружению предшествовали два деревянных. Первое было воздвигнуто ко дню похорон Ленина (27 января 1924 года) и состояло из трех объемов, второе было сооружено вскоре после похорон и решено как единый объем. Автор проекта архитектор Алексей Викторович Щуceв придал Мавзолею ступенчатую форму — она является основой и ныне существующего здания, строительство которого окончено в 1930 году. Стены Мавзолея выложены из кирпича, облицованного полированным гранитом. В отделке использованы мрамор, лабрадор, порфир. Внутри Мавзолея находятся вестибюль и траурный зал, соединенные двумя боковыми лестницами. Посреди зала на черном лабрадоровом постаменте расположен саркофаг.

Лобное место

Лобное место впервые упоминается в летописях в 1547 году. Вероятно, первоначально оно представляло собой деревянный помост, только в 1593 году было перестроено в камне. В 1786 году его ремонтировал русский архитектор, один из основоположников русского классицизма Матвей Федорович Казаков, сохранивший старую круглую форму возвышения, окруженного парапетом с лестницей. С Лобного места читались царские указы, обращались к народу цари. В 1612 году Дмитрий Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов.

Казанский собор

Казанский собор был построен в 1620-36 годах на средства князя Дмитрия Пожарского в память об изгнании поляков из Москвы в 1612 году. Возможно, автором является русский зодчий Федор Савельевич Конь. Первоначальная реставрация собора была выполнена Петром Дмитриевичем Барановским в 1930 году. В 1936 году храм был разобран. В 1993 году построен вновь (архитектор О. Журин).

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города

Воскресенские ворота были построены в 1680 году, в конце 18 века сооружена часовня Иверской иконы Богоматери. Разобраны в 1931 году и судьба иконы неизвестна. Вновь построены в 1995 году (архитектор О. Журин).

Исторический музей

Государственный Исторический музей был построен в 1874-83 годах по проекту архитектора Владимира Осиповича Шервуда и инженера А. А. Семенова на месте Главной аптеки начала 18 века. Его архитектура, согласно заданию, должна была воплотить идеи национальной истории.

 Учитывая это, Шервуд обратился к зданиям, с которыми музей должен был составить единый ансамбль, — Храму Василия Блаженного и башням Кремля. Мотивы древнерусского узорочья в обработке фасадов заимствованы из различных сооружений 17 века. Такая эклектичность не помешала авторам создать пространственно выразительный образ здания, органически вписавшийся в ансамбль Красной площади. Основу планировки музея составляют анфилады просторных залов, обходящие здание по периметру.

Торговые ряды (ГУМ)

Верхние Торговые ряды были построены в 1894 году на месте старых рядов архитектора О. И. Бове. Авторы проекта — архитектор Александр Никанорович Померанцев и инженер Владимир Григорьевич Шухов — получили за проект Верхних Торговых рядов первую премию на закрытом конкурсе 1888 года. Сооружение отличается умелым сочетанием конструкции из железа, стекла и бетона с формами древнерусской архитектуры. В трехэтажном здании, состоящем из трех продольных пассажей, разместилось более тысячи магазинов. Конструкции остекленных перекрытий инженера Шухова уникальны и смелы для конца 19 века. Кроме пассажей, в здании имеется три больших зала с акцентированно высокими кровлями. В отделке фасадов использованы финский гранит, тарусский мрамор, песчаник. (В. А. Резвин)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)