Александр Павлович Ленский — российский[en] актёр, театральный режиссёр и педагог, выдающийся театральный деятель Российской империи. На сцене с 1865 года. С 1876 в Малом театре. Знак зодиака — Весы.
Александр Ленский родился13 октября (1 октября по ст.ст.) 1847 года в Кишинёве, в Бессарабии. Внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Мастер перевоплощения, он сочетал творческое вдохновение с высокой актерской техникой (Гамлет, Бенедикт — «Гамлет» и «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Чацкий, Фамусов — «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и др.).
Александр Павлович — один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).
Творчество Александра Павловича Ленкоского
Постановки в Малом театре
8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» Карло Гольдони. Перевод с итальянского Н. М. Спасского;
15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского;
27 октября 1896 — «Недоросль»
Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского;
3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского;
12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Владимира Ивановича Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис);
19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского;
2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского;
16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского;
27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского;
28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского;
12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского;
8 сентября 1898, Новый театр — «Лес» А. Н. Островского;
Сентябрь 1898, Новый театр — «Бой бабочек». Ком. в 4-х действиях Г. Зудермана.
Перевод с нем. Ф. А. Куманина;
27 октября 1898, Новый театр — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского;
2 ноября 1898, Новый театр — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
5 ноября 1898 — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского);
24 ноября 1898, Новый театр — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова;
27 декабря 1898, Новый театр — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М. П. Садовского;
16 февраля 1899, Новый театр — «Свадьба Фигаро» Бомарше;
31 августа 1899, Новый театр — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского;
5 октября 1899, Новый театр — «Сон в летнюю ночь». Ком. в 5 д. В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка Ф. Мендельсона-Бартольди. Танцы поставлены М. П. Станиславской и В. Д. Тихомировым. Новые декорации И. Н. Феоктистова (5-е д.) и Ф. А. Лавдовского (2-е д.). Машины В. С. Хмелевского. Пост. реж. А. П. Ленского;
26 ноября 1899, Новый театр — «Хрущевские помещики» А. Ф. Федотова;
7 декабря 1899, Новый театр — «Игроки» Н. В. Гоголя;
1900 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — на сцене Московского Большого театра;
8 сентября 1900, Новый театр — «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 действиях с прологом А. Н. Островского. Музыка П. И. Чайковского. Танцы поставлены Н. Ф. Манохиным. Новые декорации И. М. Смирнова (пролог и 4-е д.), Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), П. П. Сергеева (3-е д.). Машины В. С. Хмелевского;
18 октября 1900, среда — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Пер. А. Л. Соколовского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (сад), И. Ф. Савицкого (остальные картины). Перемены декораций на поворотной сцене К. Ф. Вальца;
11 декабря 1900, Новый театр — «Около денег». Драма в 4 действиях, 5 картинах В. А. Крылова (обработка для сцены романа А. А. Потехина);
10 сентября 1901, Новый театр — «Разрыв-трава» Е. П. Гославского. Музыка А. Н. Шефера. Новые декорации И. Ф. Савицкого (1-е д.— дворцовый сад царя Хамка), И. М. Смирнова (2-е и 5-е д.— двор царя Зензевея), П. П. Сергеева (3-е д.— лес), К. Ф. Вальца (4-е д. — речная заводь). Машины В. С. Хмелевского;
18 октября 1901, Новый театр — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского;
28 января 1901 — «Кориолан» В. Шекспира. Пер. с англ. А. В. Дружинина. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (в бенефис Г. Н. Федотовой);
21 февраля 1901 — СПЕКТАКЛЬ В ПАМЯТЬ Н. В. ГОГОЛЯ: «Утро делового человека». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Отрывок». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Разговор двух дам» Сцены из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
«Лакейская». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя; «Тяжба». Ком. в 1 д. Н. В. Гоголя; «Апофеоз». Пост. реж. А. П. Ленского и А. М. Кондратьева;
2 сентября 1902 — «Школа злословия» Р.-Б. Шеридана. Пер. с англ. А. Погожевой;
6 сентября 1902, Новый театр — «Мертвые души». Переработка из поэмы Н. В. Гоголя А. А. Потехина и В. А. Крылова. Декорации А. Е. Цетельмана;
30 сентября 1902, Новый театр — «Рубль» А. Ф. Федотова;
22 октября 1902, Новый театр — «Виндзорские проказницы» В. Шекспира. Пер. с англ. А. Л. Соколовского;
31 октября 1905 — «Буря» В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка А. С. Аренского. Декорации К. А. Коровина и Н. А. Клодта. Машинная часть К. Ф. Вальца;
7 февраля 1907 — «Над жизнью» Н. Г. Шкляра. Декорации А. Е. Цетельмана;
4 марта 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1 сентября 1908 — «Франческа да Римини» Г. д’Аннунцио. Пер. с итальянск. размерами подлинника В. Я. Брюсова и Вяч. И. Иванова. Декорации Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), Б. О. Гейкблюма (3-е, 4-е и 5-е д.). Костюмы по рисункам В. Я. Бушиной.
Роли
На счету Александра Ленского десятки ролей. Среди лучших его ролей называют роли Гамлета, Ричарда III и другие:
1869 и 1877 — «Много шума из ничего» Шекспира — Бенедикт;
1869 и 1876 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
1871 и 1876 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий;
1871 и 1877 — «Гамлет» — Гамлет;
1876 — Ричард III (1876; та же роль в Одессе в 1877);
1876 — «Дон Жуан» Мольера, перевод В. И. Родиславского — Дон Жуан (14 декабря 1876 в бенефис К. Ф. Берга);
1877 — «Венецианский купец» Шекспира, перевод Павлова — Бассанио;
1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Дульчин;
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Паратов;
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Паратов;
1879 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста;
1879 — «Отелло» — Отелло (1879; та же роль в Киеве в 1888);
1879 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма —Неклюжев (25 ноября 1879 в бенефис С. П. Акимовой);
1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Великатов;
1884 — «Тартюф, или Обманщик» Мольера — Тартюф;
1887 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов;
1887 — "Антоний и Клеопатра Шекспира, перевод С. А. Юрьева — Энобарб (26 января 1887 в бенефис Г. Н. Федотовой на сцене Большого театра; первая постановка в России);
1889 — «Эрнани» Гюго — дон Руй Гомес де Сильва (первая постановка в России);
1890 — «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко — Столбцов;
1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — профессор Кругосветлов (12 декабря 1891 в бенефис Н. В. Рыкаловой);
1893 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев (27 января 1893, среда в бенефис М. П. Садовского);
1894 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — Филипп II (28 января 1894, пятница, в бенефис А. И. Южина);
1896 — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко — Демурин (12 декабря 1896, четверг, в свой же бенефис);
1899 — «Закат» А. И. Сумбатова — князь Дубецкой (5 ноября 1899, пятница, в бенефис К. Н. Рыбакова);
1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время» — Муромский;
1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Ананий Глах;
1905 — «Невод» А. И. Сумбатова — Светинцев;
1905 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаев;
1906 — «Борьба за престол» Г. Ибсена — епископ Николае, перевод А. В. и П. Г. Ганзен (30 сентября 1906, суббота, в бенефис артистов 2-го разряда);