Разместите статью, биографию и пр.[en]
В.И. Немирович-Данченко Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная
![]() Фото Немировича-Данченко |
Театр начинается с вешалки
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — русский[en] и советский театральный режиссёрРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР[en] (1936). Знак зодиака — Козерог.
Брат писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-х годов критикЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.
Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский)., с 80-90-х писатель, драматург и педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)..
Реформатор русского театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой., он вместе с Константином Сергеевичем Станиславским в 1898 году основал Московский Художественный театр имени М. Горького.
Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года в Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР. В юности участвовал в любительских спектакляхСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.. Учился в Тифлисской гимназииГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).
В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов., которую с успехом окончил с серебряной медалью и затем в 1876 — 1879 годах учился на физико-математическом факультете Московского университетаУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.
Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика.
Прозаические произведения Немировича-Данченко были отмечены влиянием писателя Антона Павловича Чехова: повести, посвященные деревнеДеревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село).
В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города., — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравамНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесыПьеса:
1) Драматическое представление для театрального представления.
2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и другие ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. привело Владимира Ивановича к мысли о необходимости его коренной реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Владимир предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТаМХАТ, Московский Художественный академический театр имени Максима Горького — основан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 года назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 имени Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр.), в труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891 — 1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы.
![]() |
Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Владимиру Ивановичу принадлежало определяющее положение в области репертуараРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар».. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Владимир Иванович способствовал привлечению драматургии Максима Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902).
![]() |
Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Генрика Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 году он поставил трагедию «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры великого художника — мастерство психологического анализаАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое)., умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1914).
В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романаРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Федора Михайловича Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля Максимом Горьким.
![]() |
Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Немирович-Данченко не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Леонида Николаевича Андреева).
![]() |
Новые перспективы перед Немировичем-Данченко открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства., в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизмаГуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.. Режиссер настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «БлокадеБлокада (английское blockade):
1) Система мероприятий политического или экономического характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого государства с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований.
2) Военная блокада — изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и др.) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады — истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др. Блокада в тактическом масштабе называется блокированием.» Всеволода Вячеславовича Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных историй и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонида Максимовича Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Николая Федоровича Погодина (1942).
![]() «Анна Каренина» |
В спектаклях по романам Льва Николаевича Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Владимир Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).
![]() |
Режиссер широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теорииТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности., воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями Константина Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятияхВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение режиссера о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образаОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения., о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».
![]() |
Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Владимир Иванович вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 году при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» комедиографа Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыкуМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Жоржа Бизе, «Травиата» Джузеппе Верди, «Катерина Измайлова» Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, «В бурю» Тихона Николаевича Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденомОрден (немецкое Orden) — знак отличия, государственная награда за особые заслуги. В Российской Федерации учреждение орденов и награждение ими производится указами президента Российской Федерации. Лица, награжденные орденами, пользуются особыми правами и льготами.
Значение ордена как знака отличия восходит к светским орденам европейских монархов 15 века, подражавшим духовно-рыцарским орденам. Кавалеры ордена обладали привилегиями. Наиболее известен бургундский орден «Золотого руна», основанный в 1429 году Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Основная черта дарования Немировича-Данченко – умение охватить театр в целом. Он не воспринимал театр вне связи с обществом, для него не существовало мелких деталей в театральной жизни. Именно ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки».
Язык образов, на котором Немирович-Данченко общался с актерами, был необычайно богат и полон ярких сравнений, направленных на пробуждение в актере необходимых ассоциаций. Этот язык расширял и углублял актерское знание жизни, позволяя находить яркие и простые сценические приемы, которые позволяли передать саму жизнь. Он не учил актеров и ни к чему их не принуждал. Его актеры на сцене просто жили – жили сильно, ярко и красиво.
30 января 1904 года (17 января по ст. ст.), в день 44-летия А. П. Чехова в Москве, в постановке К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а в Харькове — в театре А. Н. Дюковой состоялись две премьеры «Вишневого сада», который стал последней пьесой Антона Павловича.
![]() |
![]() |
Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Подробнее о Немировиче-Данченко
читайте[en]
в
литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.:
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная