Разместите статью, биографию и пр.[en]

Элем Климов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Элем Германович Климов — биография

Элем Германович Климов

Элем Германович Климов (1933-2003) — российский[en] кинорежиссер и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1986—1988 годах — первый секретарь правления СК СССР[en]. Знак зодиака — Рак.

По накалу страстей и сделанных им картин, событий его семидесятилетней жизни[en] хватило бы на несколько судеб. В страшном октябре 42-го, мальчишкой, по его собственному более позднему признанию, он «побывал в аду», когда с мамой и новорожденным братом уезжал из пылающего города в эвакуацию. Наверное, оттуда пронзительное видение военной темы в его последнем фильме «Иди и смотри».

Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. Окончил в 1957 году Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Ефима Львовича Дзигана).

В жанре комедии

Уже в студенческой работе «Жених» (1960) Элем проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября» Сергея Михайловича Эйзенштейна) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.

«Агония»

Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Ефимовича Распутина, предложенный Иваном Александровичем Пырьевым, тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Элема Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории.

С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции.

И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — не менее нервно звучащий Альфред Гарриевич Шнитке).

На переломе

Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Элему Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск — 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина) и прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера.

Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989.

В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила  Афанасьевича Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам Элем Германович, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно. (С. В. Кудрявцев)

Семья Элема Климова

Отец — Герман Степанович Климов — следователь по особо важным делам Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. После 1956 года занимался реабилитацией "врагов народа". Практически в одиночку собрал 70 томов дел невинно пострадавших;

Мать — Калерия Георгиевна Климова;

Брат — Герман Германович Климов — сценарист;

Жена — Лариса Ефимовна Шепитько — знаменитый советский кинорежиссёр;

Сын — Антон Элемович Климов — PR-директор.

Режиссёрские работы Элема Климова

1959 — Осторожно: пошлость;

1960 — Жиних;

1962 — Смотрите, небо!;

1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён;

1965 — Похождения зубного врача;

1968 — «Отцы-одиночки» (сюжет для к/журнала «Фитиль»);

1970 — Спорт, спорт, спорт;

1972 — «Вечер воспоминаний» (для к/журнала «Фитиль»);

1980 — Лариса;

1981 — Агония;

1981 — Прощание;

1985 — Иди и смотри (премьера фильма состоялась 17 октября 1985 года).

Элем Германович Климов скончался 27 октября 2003 года в Москве от гипоксии мозга. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная