Разместите статью, биографию и пр.[en]

Наталия Гончарова Тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Домашняя

Наталия Сергеевна Гончарова — биография

Наталия Сергеевна Гончарова —

Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) — российская[en] художница, живописецЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
, графикГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.

Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.
начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов 20 века. Знак зодиака — Близнецы.

С 1915 года жила в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек.. Близким к примитивизмуПримитивизм — совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство».

Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века — от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
произведениям Гончаровой («Мытье холста», 1910) присущи лубочная экспрессияЭкспрессиционизм (от латинского expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский ); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
и яркая декоративность образов. Выступала как художник театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
(спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.
»).

Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. По состоянию на 2009 год её картины стояли дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

Наталия Сергеевна Гончарова родилась 4 июня (16 июня по старому стилю) 1881 года в селе Ладыжино под Тулой. Происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта Александра Сергеевича Пушкина). В 1901 году Наташа поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
к Сергею Михайловичу ВолнухинуСергей Михайлович Волнухин [8 (20) января 1859, Москва — 11 апреля 1921, Геленджик] — русский скульптор. Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1886), там же в 1895-1918 преподавал. Его учениками были Николай Андреевич Андреев, Анна Семеновна Голубкина, Сергей Тимофеевич Коненков и другие. Академик петербургской Академии художеств (1910).

Был близок к передвижникам. Автор портретов Павла Михайловича Третьякова (бронза, 1899), А. М. Корина (гипс, 1902 — оба в Третьяковской галерее). Созданный им бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт в Москве в 1909 году.
и Павлу Петровичу Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс Константина Алексеевича Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909 года.

Павлин (стиль русской вышивки). 1910. Холст, масло

Павлин (стиль русской вышивки). 1910. Холст, масло

В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося живописца Михаила Федоровича Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п..

В 1907-1911 годы живопись Наталии Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописиИконопись — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства. и народного лубкаЛубок (народная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки., чаще всего лубка церковного. В 1911 Наталия Сергеевна написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческойТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). СюжетыСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.

С начала 1910-х годов Н.С. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизмаКубизм (французское cubisme, от cube — куб) — направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства. и футуризмаФутуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.

Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
(«Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление — изобретенный Ларионовым лучизмЛучизм — направление в русском изо-искусстве 1910-х гг., связанное в первую очередь с именем М. Ф. Ларионова (как его родоначальника) и Н. С. Гончаровой. Один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания.. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, ГерманияГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Н.С.Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма — в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги Алексея Елисеевича Крученых и Велемира Хлебникова («Мирсконца», М., 1912; «Игра в аду», М., 1912; «Взорваль», СПб., 1913; «Пустынники», М., 1913).

Начав выставляться с 1904 года, Наталия Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост«Ослиный хвост» — группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов «Ослиный хвост» сочетал с обращением к примитивизму, к традиции русской иконы и лубка.», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике»«Синий всадник» («Blauer Reiter») — объединение художников-экспрессионистов, существовавшее в Мюнхене в 1911-1914. Основано В. Кандинским иФ. Марком.

В деятельности объединения принимали участие художники самых разных национальностей (немцы А. Макке, Г. Мюнтер и др., русские А. Г. Явленский, М. В. Веревкина, братья Д. Д. Бурлюк и В. Д. Бурлюк, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне и др.).

Члены объединения разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности. Некоторые из мастеров вскоре обратились к абстрактному искусству (Кандинский), в 1920-е годы сыграли значительную роль в деятельности Баухауза (Кандинский, Клее и др.).
(1912).

Автопортрет с желтыми лилиями

Автопортрет с желтыми лилиями. 1907. Холст, масло

24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены несколько картин Нико Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

В 1914 году Гончарова по заказу Сергея Павловича Дягилева создала эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. оформления оперноОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
-балетнойБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
постановки «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже. В 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризеАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций., она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939 году).

Центр французского периода Гончаровой — театр. Вплоть до смерти Дягилева (19 августа 1929) она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-1930-х годов были связаны с миром театральной декорацииДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками.

В 1950-е годы Наталия Сергеевна писала многочисленные натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.). и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих странах и городах ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
и Америки (America). Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

Книжные иллюстрации Натальи Гончаровой

Н.С. Гончарова известна как художник книги. Среди её работ:

Библиография

Наталия Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года в Париже.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная