Разместите статью, биографию и пр.[en]

Адам Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Адам — из Библии, муж Евы

Адам и Ева

Адам (ивритское ‏אָדָם‏‎, буквалько — человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‏‎ (адама) земля и אדום (адом) красный; греческое Ἀδάμ, арабское آدم‎)) — по библейскому сказанию первый человек и отец рода человеческого. Адам является венцом акта миросотворения, созданным по образу и подобию Божию в конце шестого дня творения. Так же и в Коране он является первочеловеком и отцом рода человеческого, созданного богом.

На многих иконах, изображающих распятие Христа, под крестом можно увидеть лежащий на земле череп. Это — череп Адама, первого человека, сотворенного «по образу и подобию Божьему». Как гласит библейское предание: «...и не было человека для возделывания земли. И создал Бог Яхве человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание[en] жизни[en], и стал человек душою живою».

Интересно, что если канонизированные библейские тексты говорят собственно об Адаме довольно мало, описывая лишь события, с ним происходившие, как-то: создание из его ребра женщины, искушение и изгнание обоих из рая, то другие источники (иранский фольклор, талмудическая книга «Берешит рабба» и другие), напротив, уделяют большое значение подробностям. Так, считается, что Адам был рожден[en] великаном, тело которого простиралось от земли до неба, и лишь позже, после изгнания из рая, он стал намного ниже ростом.

Вообще же Адам почитается в первую очередь как великий мудрец, который владел «всеми 70 языками мира» и которому Бог открыл будущее рода человеческого. Многие мистики прошлого уверяли, что Адаму было дано сокровенное знание о каждом человеке на земле[en] за всю историю существования рода человеческого. По легенде, Адам обратился к Богу с мольбой явить ему будущее каждого его потомка всех поколений до конца времен, и в ответ перед ним предстал ангел, неся книгу людских судеб. Считается, что кроме первого человека еще некоторые великие пророки прошлого имели доступ к этой божественной книге; даже до сих пор не отчаиваются найти ее.

Согласно одной из легенд, Адам на заре творения соревновался с сатаной, и сатана, не в силах дать животным имена, проиграл Адаму, который с делом великолепно справился. Именно с этого момента, как считают некоторые богословы, нечистый затаил злобу на человека и не преминул ему отомстить, подсунув Еве запретный плод.

Еврейский юмор:

Адам — первый счастливчик, потому что не имел тёщи (еврейская пословица).

Ещё про Адама из Электронной еврейской энциклопедии:

Ада́м (אָדָם, буквально "человек") — это первый человек и прародитель человеческого рода. Библейская критика различает два рассказа о создании человека. По первому варианту (Быт. 1:26–31), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы по образу и подобию Божьему в завершение шестидневного процесса сотворения Вселенной, и им дано господствовать над всей землей и всеми живыми существами. Согласно второму варианту (Быт. 2:7–25; 3:1–24), Бог вылепил человека (ха-адам) из праха земли (ха-адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский (прим.: — сад, насаженный Богом и служивший местом, где первоначально обитали Адам и Ева; земной рай), чтобы он охранял этот сад. Адаму было разрешено вкушать плоды со всех деревьев сада, но под угрозой смерти[en] запрещалось есть плоды с древа познания добра и зла.

Для того, чтобы человек не был одинок и имел постоянную помощь, Бог сотворил разных животных и предложил Адаму назвать их по именам. Адам дал названия всем животным, но не нашел среди них помощника, достойного человека. Тогда Бог усыпил Адама, вынул одно из его ребер и превратил ребро в женщину (в Еву). Затем Бог представил женщину мужчине, которому она понравилась. Нагая пара не испытывала стыда до тех пор, пока змей не соблазнил женщину съесть плод с запретного древа. Женщина разделила плод со своим супругом. Оба они осознали свою наготу и спрятались от Бога.

В наказание змей был проклят и обречен ползать на животе и есть прах. Женщине было определено «в болезни[en] рождать детей» и находиться в подчинении у мужа. Мужчине было назначено со скорбью и в поте лица питаться во все дни жизни его от земли, которая «проклята за него». Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком. После этого Бог сделал кожаные[en] одежды и одел мужчину и женщину. Человек отныне стал подобен божественным созданиям, «познавшим добро и зло».

Чтобы не дать человеку вкусить плодов древа жизни и стать бессмертным, Бог изгнал его из Сада Эдемского и закрыл ему доступ к древу жизни, поставив херувима и пылающий меч у входа в рай. Далее следует рассказ о том, что Адам познал свою жену Еву, которая родила ему Каина и позже Авеля (Быт. 4:1–2), а в 130 лет произвел на свет Шета (Сифа), после чего он жил еще 800 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–4). Всего жил Адам, по библейской традиции, 930 лет (Быт. 5:5).

В библейском повествовании существует двойственность в употреблении самого слова «адам»: не всегда ясно, имеется ли в ввиду имя собственное «Адам», или имя нарицательное «человек, мужчина». В эллинистической и средневековой еврейской философии Адам часто рассматривается как прототип рода человеческого, а рассказ о нем в книге Бытие интерпретируется как аллегорическое описание состояния человека перед Богом и его места в пространстве и времени. Каббала утверждает, что сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека Адам Кадмон ("первоначальный человек"). Согласно Зохару, женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но все это было утеряно им в грехопадении, и свою греховность он передал всем своим потомкам — всему роду человеческому; эта греховность искуплена «вторым Адамом» — Иисусом. В повествовании Корана об Адаме вместо змея фигурирует Сатана. Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством.

Библейский рассказ об Адаме и Еве послужил основой для многих выдающихся памятников мирового искусства («Изгнание из рая» Мазаччо, «Сотворение Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего и многие другие) и литературы (поэма «Потерянный рай» Дж. Мильтона, трагедия «Смерть Адама» Фридриха Готлиба Клопштока и другие).

Фильмы про Адама

Ной/ Noah (2014; США[en]) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Адама — Адам Гриффит;

Библия/ The Bible: In The Beginning (1966; Италия, США) Режиссёр — Джон Хьюстон.

Картины про Адама

«Сотворение Адама», фреска в Сикстинской капелле работы Микеланджело

«Сотворение Адама», фреска в Сикстинской капелле работы Микеланджело (The Creation of Adam - a fresco in the Sistine Chapel of Michelangelo's work)

 

«Адам даёт названия животным» (фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры)

«Адам даёт названия животным» (фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры) (Adam gives names to animals (a fresco of the monastery of Nikolai Anapavsas, Meteora))

Андрей Иванович Иванов. «Адам и Ева с детьми[en] под деревом после изгнания из рая». 1803 год. Холст, масло. Русский[en] музей, Петербург:

Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая (Adam and Eve with the children under the tree after being banished from paradise)

 

«Сотворение Евы из ребра Адама», фреска в шведской кирхе

«Сотворение Евы из ребра Адама», фреска в шведской кирхе («The Creation of Eve from the Edge of Adam», a fresco in a Swedish church)

Литература про Адама

Подробнее про Адама читайте[en] в литературе:

Желтов М. С., Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Адам // Православная энциклопедия. — Москва: Церковно-научный[en] центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 280—283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4;

Мень А. Библия и литература XVII века. / Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. — М.: Фонд имени Александра Меня, 1995. — 671 с. (образ Адама у Гроция, Вондела и Мильтона);

Две истории сотворения мира. Пинхас Полонский (израильский исследователь иудаизма, популяризатор иудаизма в среде русскоязычных евреев. Опубликовал несколько оригинальных работ, много популяризаторских книг, для других был главным редактором);

Адам. Электронная еврейская энциклопедия.

Stone M. E. Adam and Eve in the Armenian Traditions, Fifth through Seventeenth Centuries. — Society of Biblical Lit, 2013. — (Early Judaism and its literature, 38).


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная