Разместите статью, биографию и пр. [en]
Дмитрий Кабалевский Биографии /
Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты /
События /
Главная
Дмитрий Борисович Кабалевский — биография Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) — выдающийся российский [en]
композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. , дирижёр, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист
СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР (1963), действительный член АПН СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1974).
Знак зодиака —
Козерог .
Оперы «Кола Брюньон» (1937, 2-я редакция 1968), «Семья Тараса» (1950); оперетта «Весна поет» (1957); РеквиемРеквием (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи») — заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Шютц, И. Брамс), в 20 в. — на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский). (1962), концерты с оркестром, в т. ч. для скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. (1948); 2 струнных квартета (1928, 1945), фортепьянные произведения, романсыРоманс (испанское romance) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. , песни и др. Профессор Московской консерватории (с 1939). В 70-е годы разработал новую систему
музыкального [en]
воспитания в общеобразовательной
школе . Ленинская премияЛенинские премии в 1925-1991 — в СССР, за работы в области науки, техники, литературы, искусства, архитектуры. Учреждены в 1925 как премии им. В. И. Ленина (в 1935-57 не присуждались). Присуждались каждый четный год. (1972),
Государственная [en]
премия
СССР [en] (1946, 1949, 1951, 1980).
Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря (17 декабря по старому стилю ) 1904 года в Петербурге, в
семье математика. В 1929 году окончил Московскую консерваторию по классу композицииКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание): 1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. 2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях. 3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков. Николая Яковлевича Мясковского и в 1930 по классу фортепиано Александра Борисовича Гольденвейзера. С 1939 году стал профессором Московской консерватории. Был главным редактором журнала «Советская музыка» (1940 — 1946); с 1954 член коллегии министерства культуры СССР. Член КПСС с 1940. С 1952 секретарь Союза композиторов СССР, возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодёжи. Член Совета директоров Международного общества музыкального воспитания. Член Советского комитета защиты мира (1953). Дмитрий Борисович выступал как пианист и дирижёр, исполняя свои произведения.
Основой большинства произведений Дмитрия Кабалевского являлась современная социально значительная тематика. Часто обращался к образам советской молодёжи и детей: триада концертов — скрипичный (1948; Государственная премия СССР, 1949), 1-й виолончельный (1949), 3-й фортепьянный (1952), кантатыКантата (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра («Москва» П. И. Чайковского, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом. , детские песни и фортепьянные пьесы. Большое место в творчествеТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. композитора занимала лирика.
В музыке Кабалевского преобладают солнечные тона, ясная песенная выразительность, жизнерадостная энергия, задор и юмор . Вместе с тем композитор запечатлел трагические события Великой Отечественной войны 1941—1945 годов [en] , например в опере «Семья Тараса» (1950; Государственная премия СССР, 1951) по повести русского писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Бориса Леонтьевича Горбатова «Непокорённые» — о борьбе советских людей против фашистских захватчиков. В опере «Кола Брюньон» (1937; 2-я редакция 1968, Ленинская премия, 1972) по Ромену Роллану, наряду с лирической темой, был раскрыт социальный конфликт.
Дмитрию Борисовичу Кабалевскому принадлежат также оперы «В огне» («Под Москвой», 1943), «Никита Вершинин» (1955), «Сестры» (1969). Он много работал в симфоническом и кантатно-ораториальном жанрах. Автор 4 симфонийСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. (1932, 1933, 1934, 1956), концертов с оркестром — 3 для фортепьяноФортепьяно (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. (1929, 1936, 1952), для скрипки (1948), 2 для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. (1949, 1964), сюиты для хора и оркестра «Народные мстители» (1942), кантаты «Ленинцы» (1959), «Реквиема» для солистовСолист (от итальянского solista, от латинского solus — один) — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло ); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера. , 2 хоров и оркестра на слова поэта Роберта Ивановича Рождественского (1963; Государственная премия РСФСР имени Глинки , 1966) и др.
Среди камерных произведений Дмитрия Борисовича — 2 струнных квартета (№ 2, 1945; Государственная премия СССР, 1946), 24 прелюдииПрелюдия (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно) — вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий. для фортепьяно и другие. Написал музыку к ряду фильмов и драматических спектаклей.
Педагог воспитал знаменитых композиторов, как: Михаил Павлович Зив, Александр Иванович Пирумов, Мирослав Михайлович Скорик, Георгий Александрович Струве (хормейстер, дирижёр, педагог); и музыковед, методолог Эдуард Борисович Абдуллин.
Помимо музыки Д. Б. Кабалевский коллекционировал почтовые марки и увлекался шахматами .
Работы Дмитрия Кабалевского Оперы Кола Брюньон, сочинение 24 (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. ; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, ЛМАТОБ, одновременно в театре «Эстония», Таллин), В огне, соч. 37 (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса,, соч. 47 (по повести «Непокорённые» Б. Л. Горбатова, либреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка): 1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название). 2) Литературный сценарий балета, пантомимы. 3) 3) Изложение содержания оперы, балета. 4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма. С. А. Ценина, 1950, ЛАТОБ имени Сергея Мироновича Кирова а), Никита Вершинин, соч. 53 (по повести и пьесе
«Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, либретто С. А. Ценина, 1955, Большой театр), Сестры, соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. ).
Балет Золотые колосья, соч. 28 (1940, остался не оконченным).
Оперетты Весна поёт, соч. 58 (1957, МТО).
Для симфонического оркестра 4 симфонии (cis-moll, соч. 18 — 1932; c-moll, соч. 19 — 1934; b-moll «Реквием» для оркестра и хора, соч. 22 — 1933; c-moll, соч. 54 — 1956); 4 концерта для фортепиано с оркестром (соч. 9 — 1928; соч. 23 — 1935; соч. 50 — 1952; соч. 99 — 1979); Концерт для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948); 2 концерта для виолончели с оркестром (соч. 49 — 1949; соч. 77 — 1964); Походный марш для духового оркестра (1932);
Сюита из оперы «Кола Брюньон», соч. 24а (1941);
Сюита «Комедианты», соч. 26 (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля, 1940);
Сюита из балета «Золотые колосья», соч. 28а (1940);
«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии
Уильяма Шекспира для большого симфонического оркестра, соч. 56 (1956);
«ПатетическаяПатетический — страстный, взволнованный, исполненный пафоса. увертюра» для большого симфонического оркестра, соч. 64 (1960);
Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960);
Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, соч. 75 (1963);
«Памяти героев Горловки» — симфоническое посвящение es-moll, соч. 78 (1965);
Симфоническая поэма «К Вечному огню в Брянске», соч. 85 (1968);
«Героям Революции 1905 года» для духового оркестра, соч. 95 (1974);
Фанфары ИСМЕ для симфонического оркестра, соч. 96 (1974). Для симфонического оркестра и хора Поэма борьбы, соч. 12 (1931); Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов, соч. 15 (1931); «Парад молодости». Музыкальное представление для детского хора и оркестра, соч. 31 (1941); Вокальные монологи для голоса с оркестром, соч. 33 (1941); Родина великая, соч. 35 (кантата, слова разных поэтов, 1942); Народные мстители, соч. 36 (сюита, 1942); Песня утра, весны и мира, соч. 57 (кантата, 1958); Ленинцы, соч. 63 (кантата, 1959); Реквием, соч. 72 (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962); О родной земле, соч. 82 (кантата, 1965). Камерно-инструментальные произведения 2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 — 1928; g-moll, соч. 44 — 1945)
Скрипка Виолончель Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2 (1927); Мажорно-минорные этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). для виолончели соло, соч. 68 (1961); СонатаСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.). для виолончели и фортепиано B-dur, соч. 71 (1962);Рондо для виолончели и фортепиано «Памяти Сергея Прокофьева », соч. 79 (1965). Для фортепиано 3 сонаты (соч. 6 — 1927; соч. 45 — 1945; соч. 46 — 1946); 2 сонатины (соч. 13 № 1 — 1930, соч. 13 № 2 — 1933); 3 прелюдии, соч. 1 (1925); Сборник детских пьес, соч. 3 (1927—1940); 4 прелюдии, соч. 5 (1928) ; «Из пионерской жизни», пьесы для фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. , соч. 14 (1931); 4 прелюдии, соч. 20 (1934); 30 детских пьес, соч. 27 (1938); 3 пьесы, соч. 30 (1939); 24 прелюдии, соч. 38 (1944); 24 лёгкие пьесы, соч. 39 (1944); Лёгкие вариации, соч. 40 (1944); Лёгкие вариации, соч. 51 (1952); Рондо a-moll (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958); 4 лёгких рондо, соч. 60 (1958); 6 прелюдий и фуг, соч. 61 (1959); Весенние танцы, соч. 81 (1965); РечитативРечитатив (итальянское recitativo, от recitare — декламировать) — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 веках возникли «сухой речитатив» (в сопровождении аккордов клавесина) и «аккомпанированный речитатив» (с развитым оркестровым сопровождением). Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке. и рондо, соч. 84 (1967);«В пионерском лагере», 6 пьес для фортепиано, соч. 86 (1968); Вариации на народные темы, соч. 87 (1976); 6 пьес, соч. 88 (1971); 35 лёгких пьес, соч. 89 (1974); Лирические напевы, соч. 93 (1971). Для голоса и фортепиано Музыка к кинофильмам
Музыка к драматическим спектаклям «Земля [en] и небо» братьев Тур (1932,
МХАТ 2-й); «Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932, ЦТКА, Москва); «Шутники» Александра Николаевича Островского (1933, там же); «Гибель эскадры» Александра Евдокимовича Корнейчука (1934, там же); «Дорога цветов» Катаева (1934, театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова ); "«Слава» Виктора Михайловича Гусева (1936, ЦТКА); «Весёлый портняжка» (1935, ЦКТ); «Мера за меру» Шекспира (1940, театр имени Е. Б. Вахтангова); «Чёртов мост» Алексея Николаевича Толстого (1939, Московский театр Сатиры); «Школа злословияЗлословиеие — злые, недоброжелательные слова, высказывания о ком или чем-либо, злостные сплетни, пересуды » Ричарда Бринсли Шеридана (1939, МХАТ); «Мадам Бовари» (по Гюставу Флоберу, 1939, Московский Камерный театр); «Севильский цирюльник» Пьера Огюстена Бомарше (1940, МАДТ имени Моссовета); «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ); «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, театр имени Е. Б. Вахтангова). Песни Награды и звания Медали Ленинская премия (1972) — за новую редакцию оперы «Кола Брюньон» (1968); Сталинская премия первой степени (1946) — за 2-й квартет (1945); Сталинская премия второй степени (1949) — за концерт для скрипки с оркестром (1948);Сталинская премия второй степени (1951) — за оперу «Семья Тараса» (1950); Государственная премия СССР (1980) — за 4-й концерт для фортепиано с оркестром («Пражский»); (1979). (За произведения литературы и искусства для детей); Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1966) — за «Реквием» для солистов, двух хоров и симфонического оркестра (1962); Премия Ленинского комсомолаКомсомол — сокращенное название Коммунистического союза молодежи. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) — молодежная общественно-политическая организация. Создана на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 года, называлась Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), с 1924 года — РЛКСМ, с 1926 — ВЛКСМ. 22-й чрезвычайный съезд ВЛКСМ (сентябрь 1991), посчитал исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. (1984) — за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества; ВКФ (1959, Приз за лучшую музыку, фильм «Хождение по мукам. Ф. 1-й: Сестры»); ВКФ (1959, Приз за лучшую музыку, фильм «Хождение по мукам. Ф. 2-й: Восемнадцатый год»); ВКФ (1959, Приз за лучшую музыку, фильм «Хождение по мукам. Ф. 3-й: Хмурое утро»).
Сочинения
Избранные статьи о музыке, М., 1963; Про трёх китов и многое другое. Книжка о музыке, М., 1970. Дмитрий Борисович Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве , в возрасте 82 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве. (Л. В. Данилевич)
Подробнее про Дмитрия Кабалевского
читайте [en]
в
литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :
Грошева Е. Д.. Кабалевский, М., 1956;
Абрамовский Г., Д. Кабалевский, М., 1960; Данилевич Л., Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Глезер Р. В., Д. Б. Кабалевский, М., 1969; Назаревский П., Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник, М., 1969;
Энциклопедия Википедия [en] ; Пожидаев Г. А., Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве, М., 1970. Л. В. Данилевич.
Песня про Диму:
«Влюблённый
самолёт» — Лариса Черникова
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь! Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама , неуважительное обращение, и т.п. запрещены.
Нарушители банятся .
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных :
Разместить статью, биографию [en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная
▲