Разместите статью, биографию и пр.[en]
Евгений Азеф Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Евгений Филиппович Азеф (Евно Фишелевич) (1869-1918) — один из основателей и лидеров партии эсеров, ее Боевой организации, провокатор, революционер-террорист, с 1893 секретный сотрудник Департамента полиции (сексот). Руководитель ряда террористических актов. В 1901-1908 годах выдал полиции многих эсеров.
В 1908 был разоблачен В. Л. Бурцевым и скрылся. Во время 1-й мировой войны[en] в 1915 году был арестован в Германии как русский шпион.
Евгений Азеф родился в 1869 году в местечке Лысково, Волковысского уезда Гродненской губернии, Российской[en] империи (ныне Пружанский район, Брестская область).
Е. Азеф, «агент осведомительной службы» по характеристике правительства и «двойной предатель», «провокатор», по характеристике революционеров. Из биографических данных об Евно Азефе известно лишь, что он, по окончании среднего учебного заведения в России, получил звание инженера-электротехника в Германии и некоторое время служил в одной электротехнической конторе в Москве.
Имя Азефа не сходило со столбцов не только русской, но и западноевропейской и американской прессы в течение января-марта 1909 года. Разоблаченный Бурцевым и бывшим директором департамента полиции Лопухиным, Евно Азеф привлек к себе внимание не только прессы, но и Государственной думы, где по этому поводу премьер-министром Петром Аркадьевичем Столыпиным 11 февраля была произнесена речь, много комментировавшаяся в русской и иностранной печати. Точка зрения правительства на Евно Азефом и его роль определяется следующими выдержками из речи Столыпина: «В 1892 году Азеф вступает в ряды только что сформировавшейся тогда партии социалистов-революционеров, и к этому году относится его первое знакомство с Гершуни, Гоцом и Черновым. Это люди революционного центра. Влияние Азефа в это время растет и, благодаря именно этим связям, он получает ценную для департамента полиции осведомленность. Но только в 1906 году Евно уже в качестве члена центрального комитета социал-революционеров подходит ближе к боевому делу и получает полную осведомленность о всех террористических предприятиях. Сведения эти основаны на донесениях самого Азефа.
В 1902 году убивают уфимского губернатора Богдановича. В этом убийстве уличается Гершуни. Азеф находится безвыездно в Петербурге. За это время им предупреждается целый ряд других террористических актов, и назревает убийство статс-секретаря Плеве, которое приписывается, видимо, Азефу, несмотря на то, что он только что раскрыл покушение на того же Плеве.
Вячеслав Константинович Плеве был убит 15 июля 1904 года, а от 16-го имеется об этом телеграмма от Евно Азефа из Вены. «Немедленно после этого Азеф дает замечательно ценные и важные сведения, которые ведут к открытию целого ряда преступных замыслов, и сообщает, например, о конгрессе революционеров в Париже, на котором участвовал он, сообщает, что конгресс решил собрать в Париже конференцию всех революционных и оппозиционных партий. Эта конференция состоялась между 17 и 24 сентября, и на ней были Евно Азеф, Чернов, а из конституционалистов Петр Струве, Богучарский, князь Долгоруков и Павел Милюков. Затем 5 февраля 1905 года совершается убийство великого князя Сергея Александровича, и готовится покушение на генерала Трепова».
В это время Азеф был за границей. «Покушение на генерала Трепова было раскрыто Татаровым. С этого времени все революционные покушения, все замыслы центрального комитета раскрываются Евно Азефом, и ни одно не получает осуществления. Указание в запросе на покушение на министра внутренних дел Дурново неправильно, так как оно открыто именно с участием Азефа. Дальше идет поражающий ряд преступлений: покушение на Дубасова, взрыв на Аптекарском острове, ограбление в Фонарном переулке, убийства Мина, Павлова, графа Игнатьева, Лауница, Максимовского, и все это удается благодаря тому, что это дело совершается автономной организацией, не имеющей ничего общего с центральным комитетом».
Точка зрения на личность и дело Евно Азефа революционеров — другая. Она изложена в особом документе центрального комитета партии социал-революционеров, широко комментированном в речах ораторов в Государственной думе и в прессе. Главнейшие данные этого документа сводятся к следующему: с июля 1902 года Евно Азеф работает в Петербурге. Вместе с Гершуни он обсуждает планы террористических предприятий — вторичного покушения на князя Евгения Петровича Оболенского и покушения на Богдановича. После ареста Гершуни А. едет за границу и с января 1904 года организует покушение на Плеве, которое и доводит до конца. В ноябре 1904 года Азеф пополняет боевую организацию, разделяет ее на три отряда и отправляет их: один в Москву, для покушения на великого князя Сергея Александровича, другой в Петербург — против Трепова и третий в Киев — против Клейгельса. В январе 1906 года Евно готовит покушение на Дурново, а затем едет в Москву, где лично руководит покушением на Дубасова. После некоторого пребывания за границей Евно Азеф в феврале 1907 года возвращается в Петербург и готовит террористические акты против Высочайших Особ.
Во время разбирательства своего дела в Париже Азеф прислал Борису Савенкову письмо, в котором говорит между прочим: «Не хочу распространяться, скажу только, что, кроме Сипягинского дела, я был причастен ко всем другим, т. е. Оболенского и еще ближе к Уфе (убийство Богдановича), куда я людей посылал». Письмо это напечатано в русских газетах (см. «Наша Газета», 13 февраля 1909 год, № 36). По опубликованным воспоминаниям организатора убийства Гапона, Рутенберга, об этом деле Евно Азеф имел также самые точные сведения, и, тем не менее, оно было доведено до конца. В 1908 году Бурцев начал в Париже свои разоблачения против Евно, вследствие чего над ним начался суд. Разоблачения Бурцева были удостоверены Лопухиным, Евно Азеф признан был провокатором и скрылся из Парижа.
Евгений Филиппович Азеф умер 24 апреля 1918 года от почечной недостаточности в берлинской клинике «Krankenhaus Westend». Похоронен 26 апреля 1918 в Берлине, на Вильмерсдорфском кладбище в безымянной могиле за № 446.
Похороны состоялись в Вильмерсдорфе. Место на кладбище было куплено второго класса — за 51 марку 50 пф. Похороны были совершены тоже по второму классу: по счету бюро было уплачено 767 марок 50 пф (дубовый гроб со старыми медными скобами — 500 марок, похоронные дроги II класса — 45 марок и т.д.). За гробом шла одна госпожа N.
Автор этих строк заглянул на кладбище. Могила Евно Азефа приютилась там у одной из боковых дорожек, почти на границе второго и третьего класса. Длинные ряды могил. На каждый памятник, обычно, правда, очень скромный. На каждой же и табличка: здесь лежит такой-то, родившийся тогда-то и умерший[en] тогда-то. «Упокой, господи, его душу!». Иногда даже указано, какое положение занимал умерший в жизни… Только на могиле Азефа ни таблички, ни памятника.
Она не заброшена: обнесена железной оградой, обсажена зеленью — цветы, куст шиповника в цвету, две маленьких туи… Видна заботливая рука. Госпожа N. не забыла Азефа. О нем она вспоминает с большой любовью[en] и, по ее словам, часто ходит на его могилу. Но на последней нет никакой надписи, только кладбищенский паспорт - дощечка с номером места: 446. Госпожа N., с которой автор этих строк был весною 1925 г на этом кладбище, пояснила, почему она сознательно решила не делать никакой надписи:
— Знаете, здесь сейчас так много русских, часто ходят и сюда… Вот видите, рядом тоже русские лежат. Кто-нибудь прочтет, вспомнит старое, — могут выйти неприятности… Лучше не надо…
Трудно спорить: так действительно лучше…» Николаевский Б. История одного предателя. Террористы и политическая полиция. - М.: Политиздат, 1991, с. 294.
Подробнее о Евно Азефе
читайте[en] в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.:
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная