Разместите статью, биографию и пр.[en]
Григорий Чухрай Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) — российский[en] кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР[en] (1981). Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля. Знак зодиака — Близнецы.
Фильмы: «Сорок первый» (1956; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Баллада о солдате» (1959; премия Международного кинофестиваля в Канне, номинация на «Оскар»), «Чистое небо» (1961, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Память» (1971, документальный), «Жизнь[en] прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984). Ленинская премия (1961).
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе областного значения Мелитополе, ныне Запорожской области Украины[en]. Родители Гриши разошлись в 1924 году и мальчик остался с матерью. Его воспитывал отчим — Павел Антонович Литвиненко, который был председателем колхоза.
Павша Антоновича в 1935 году направили на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, туда же уехал и Григорий. По окончании академии в 1938 году, П. А. Литвиненко направили на работу на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.
Григорий Наумович принимал участие в Великой отечественной войны[en]. В 1953 году Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ильича Ромма и Сергея Иосифовича Юткевича). С 1952 работал ассистентом, а затем вторым режиссером на Киевской киностудии.
Режиссерские работы Григория Чухрая многократно удостаивались призов на международных кинофестивалях, и сейчас трудно представить, что когда-то он и не думал о кинематографе. Будущего режиссера в 1939 году, сразу после школы, призвали в армию. Во время войны создатель фильмов "Баллада о солдате", "Сорок первый", "Чистое небо" служил в воздушно-десантных войсках. Он участвовал в Сталинградской битве, его не раз забрасывали в тыл врага. Григорий Чухрай четыре раза был ранен, и старые раны всю жизнь сказывались на здоровье[en] режиссера.
В 1955 году Григорий Чухрай перешел на киностудию «Мосфильм», где в 1956 поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Бориса Андреевича Лавренева на историко-революционную тему, режиссер усилил романтический, а главное — чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны классовых баррикад. Появление остродраматической, психологически нюансированной картины об обреченной любви[en] с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Александрович Стриженов и Изольда Васильевна Извицкая стали своеобразными секс-символами эпохи 1950-х годов.
Триумфально прошла по экранам мира и следующая лента Григория Наумовича Чухрая «Баллада о солдате» (1959, сценарий Чухрая и В. И. Ежова; две премии на Каннском кинофестивале; номинация за сценарий на «Оскар»; Ленинская премия, 1961), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Главный герой фильма Алеша Скворцов в исполнении Владимира Сергеевича Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Яковлевич Урбанский и Жанна Прохоренко.
Дебют в кино Александра Всеволодовича Кузнецова состоялся в 1959 году в «Балладе о солдате», где актер создал яркий образ сволочи и хапуги Гаврилкина, часового, охранявшего состав.
Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. История советского летчика, «сталинского сокола» (Е. Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чинуш и остающегося слепо верящим коммунистом, потенциально могла стать основой для подлинного откровения.
В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Павлович Табаков. Но в этой картине талант Чухрая уперся в рамки социалистического реализма и не смог перешагнуть их. Отсюда и фальшь финала, и чрезмерное нагнетание эмоций, которые не позволили этой неординарной картине подняться на уровень предыдущих работ режиссера.
Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитал помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами творческие паузы режиссера становились все продолжительнее.
Следующая работа мастера — фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Ивановича Мережко) — появилась только в 1978 году. Однако картина о матери (в исполнении Нонны Викторовны Мордюковой), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть[en], несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырева «Я научу вас мечтать...» (1985), посвященного памяти режиссера Марка Семеновича Донского.
Творческий простой мастера отчасти компенсировался общественной, административной и преподавательской деятельностью. Именно твердость Григория Чухрая в качестве председателя жюри Московского кинофестиваля 1963 года позволила наградить главным призом шедевр Федерико Феллини «Восемь с половиной».
В 1965-1975 годах Григорий Наумович Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-1971 преподавал в режиссерской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Михайлович Квирикадзе).
С 1965 года Григорий Наумович был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Его сын Павел Чухрай (родился 14 октября 1941), российский кинорежиссер.
Лауреат премии "Ника" и премии "Кинотавр" в преддверии 80-летнего юбилея Григория Наумовича дал интервью газете "Московский комсомолец", в котором сказал: "Я реалист и понимаю, что снимать фильмы мне сейчас не по силам. Сценарии писать тоже не могу, да и не хочу. Думаю, что это не нужно ни мне, ни кому-то еще. Я всегда снимал кино по собственным сценариям и просто не представляю, как можно работать с чужими."
Григорий Наумович Чухрай скончался 28 октября 2001 года в Москве (по другим источникам 29 октября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Подробнее о Григории Чухрае читайте[en] в литературе:
Понравилась статья?
Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями!
Получите +1 к Карме :) |
Подпишитесь на новости:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти ещё что-нибудь интересное:
|
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши
дети[en]-внуки
зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная