Разместите статью, биографию и пр.[en]

Михаил Лермонтов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Михаил Юрьевич Лермонтов — биография

Михаил Лермонтов

Человек, которому Вы нужны, всегда найдет способ быть рядом

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — русский[en] поэт,  прозаик, драматург и художник. В 1837 за стихотворение «Смерть[en] поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Знак зодиака — Весы.

Михаил Лермонтов родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года в Москве. История династии Лермонтовых известна с XI века и восходит к полумифическому барду Томасу Лермонту. Представитель этой фамилии Геор Лермонт выехал из Шотландии в Польшу и вошел в состав гарнизона Белой крепости. Она была осаждена московскими войсками в 1613 году. Многие, в том числе и Лермонт, перешли на сторону русских и начали служить русскому царю. Лермонт принял православие, был крещен под именем Юрия и стал родоначальником дворянского рода Лермонтовых.

Самым известным представителем рода стал поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Британская[en] компания, занимающаяся родословными, проводила проверку этой версии происхождения русских Лермонтовых, с помощью анализов ДНК. Родство современных британских Лермонтов и потомков российского поэта доказать не удалось.

Герб Лермонтовых внесен в «Гербовник». Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной. Есть девиз: «SORS MEA JESUS», что значит «Судьба моя Иисус».

Михаил учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике — и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835).

Многие произведения Михаила Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839) — символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, — вершина реализма Лермонтова.

«Белеет парус одинокий», исп. Иван Семёнович Козловский

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Михаил Лермонтов жил в Москве. Он обучался в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Михаила Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении[en] предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него были важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов — от Михаила Васильевича Ломоносова[en] до современных ему поэтов.

Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Михаил Юрьевич вел потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служили выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-1832 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной стали материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно шла работа над романтическими поэмами — от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит).

К началу 1830-х годов были обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Михаил Юрьевич Лермонтов в 1832 переехал в Петербург и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 году. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время шла работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подавал ее в цензуру и дважды переделывал.

Поэт поколения

К началу 1837 году у Михаила Лермонтова не было литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным).

Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространялся в списках, получил высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

4 марта 1837 года Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть Поэта». Это стихотворение о трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина, а также вине общества в смерти Поэта. Оно создало громкую славу Лермонтову и выразило его публичную позицию на социально-политическое положение России. И. И. Панаев отмечал, что стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались, всеми выучивались наизусть. В резолюции Николая I было отмечено: при обнаружении подозрительных бумаг у Лермонтова, наложить на них арест, старший медик гвардейского корпуса был отправлен посетить «господина», проверить его здоровье[en], затем с поэтом поступят согласно закону. Знакомство Пушкина и Лермонтова документально не подтверждено. Но Лермонтов не раз видел его в Москве и Петербурге на улице, в театрах, в книжных магазинах, в общественных местах.

Ссылка продлилась до октября 1837: Михаил Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Михаил Лермонтов служил в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом — семейством Карамзиных, Петром Андреевичем Вяземским (отцом Павла  Вяземского), В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».

В зрелой лирике Михаила Юрьевича Лермонтова доминирует тема современного ему общества — безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840), Лермонтов искал гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...», где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. Одоевского», 1839; М. А. Щербатовой, 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу...», 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова — последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).

В 1838-1840 годы Лермонтовым был написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека, тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

28 февраля 1840 года в Петербурге на одном из блестящих балов, дававшихся графиней Александрой Лаваль, по пустячному поводу столкнулись поручик лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов и сын французского посланника в России Эрнест де Барант.

Неожиданный финал

Дуэль Михаила Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбыл на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

В январе 1841 Михаил Юрьевич отбыл в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находился до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым привела к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Современники утверждают, что убийца, Николай Мартынов, был превосходным фехтовальщиком, но никудышным стрелком из дуэльных пистолетов. Тем не менее, для поединка с Лермонтовым он почему-то выбрал именно огнестрельное оружие. Сделав роковой выстрел на дуэли, Мартынов был просто раздавлен чувством вины за случившееся: по словам очевидцев, он плакал и даже целовал бездыханное тело Лермонтова, хотя именно поэт спровоцировал их ссору и поединок.

Михаил Юрьевич Лермонтов погиб 27 июля (15 июля по ст.ст.) 1841 года на дуэли у подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области. (А. С. Немзер)

16 сентября 1941 года вышел на экраны советский полнометражный чёрно-белый художествен. фильм "Маскарад", поставленный на Киностудии «Ленфильм» режиссёром Сергеем Герасимовым по одноимённой драме М. Ю. Лермонтова.

4 июня 1965 года состоялось торжественное открытие памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову на Лермонтовской площади в Москве.

9 ноября 2013 года на Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена открылась станции метро «Лермонтовский проспект» (189-я станция московского метро) — односводчатая станция мелкого заложения, оформленная в желто-зеленых тонах. Цветовое решение вестибюля выдержано в зеленых тонах. Архитектурный проект станции был подготовлен архитекторами: Л. Л. Борзенковым (руководитель авторского коллектива), М. В. Воловичем, С. Ф. Костиковым, Т. А. Нагиевой, Н. Н. Солдатовой, В. К. Уваровым.

Песня про Михаила:

«Мишка, где твоя улыбка» — Маргарита Суворова
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная