Разместите статью, биографию и пр.[en]

Серебряный век Главная / Оглавление / Биографии / Ваши знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События

Серебряный век

Серебряный век

Серебряный век — условное обозначение культурной эпохи в историиИстория (от греческого historia — рассказ о прошедшем, об узнанном):

1) Процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др.
России[en] рубежа 19 – 20 веков и вошедшая в критикуЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский).
и наукуНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
с конца 1950-х – начала 1960-х годов.

Генезис Серебряного века

Выражение «Серебряный век» восходит к античной традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
(деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэмеПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
древнегреческогоДревняя греция — общее название древнегреческих государств на юге Балканского п-ова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии. Этнический состав Греции в 3-м тыс. до н. э. пестр: пеласги, лелеги, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена — ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200) повлекло распад государств и оживление родовых отношений. поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 века в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Евгений Абрамович Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях Владимира Сергеевича СоловьеваИмпрессионизмИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
мысли», 1897) и Василия Васильевича РозановаИван Сергеевич Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературуЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
после пушкинского Золотого века в 1840-1880 годах и в своей эстетической программе следовал его традициям (Афанасий Афанасьевич Фет, Константин Константинович Случевский, Федор Иванович Тютчев, Яков Петрович Полонский и др.) В том же значении использовал эту формулу историк литературы Дмитрий Петрович Святополк-Мирский.

«Переадресация» произошла в 1920-х годах. Сами современники предпочитали называть свою эпоху общеевропейским термином «fin de siecle» («конец века»). Период рубежа веков получил это название уже после своего завершения. Оно возникло одновременно в метрополии и в среде русской эмиграцииЭмиграция (от латинского emigro — выселяюсь) — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим причинам.

Нелегальная эмиграция является преступлением международного характера. Обычно под этим понятием подразумевают незаконный въезд в страну с целью обосноваться в ней, чаще всего по экономическим мотивам. Бланкетные нормы, отсылающие к национальному уголовному законодательству государств по борьбе с нелегальной эмиграцией, содержатся в конвенциях Международной организации труда. Эти конвенции предусматривают уголовное наказание, включая тюремное заключение, для организаторов нелегальной миграции и предпринимателей, незаконно использующих труд нелегальных мигрантов
, ретроспективно оценившей ушедшую эпоху как второй расцвет русской культуры после Пушкинского периода. В 1925 году историк литературы и общественной мысли, критик Иванов-Разумник (наст. имя Разумник Васильевич Иванов) в статье-памфлетеПамфлет (английское pamphlet) — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет). «Взгляд и нечто» под грибоедовским псевдонимомПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Ипполит Удушьев, описывая литературу первой четверти 20 в., выделил в ней две эпохи — «Золотой» и «Серебряный» век. К писателямПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Золотого века он отнес поколениеПоколение — группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения; промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет). символистов, а также крупнейших реалистов 1890-1900-х гг. (Антон Павлович Чехов, Иван Алексеевич Бунин, Максим Горький и другие), к Серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-х годах (постсимволисты, а также такие прозаики, как Илья Григорьевич Эренбург, Всеволод Вячеславович Иванов, «Серапионовы братья » и др.).

Поэт и критик Владимир Алексеевич Пяст (В. А. Пестовский) в мемуарнойМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. книгеКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
«Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическуюГипотетический (произносится: -тэ-) — основанный на гипотезе, предположительный. эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: Золотой и Серебряный века, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В 19 веке поэты «Золотого века» родились в 1800-1810 годы, поэты «Серебряного века» — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа веков — Пяст выделил тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя это поколение представителями Серебряного века. Анна Андреевна Ахматова в «Поэме без героя» (1940-1962) применила это название ко времени 1913 года («И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл»).

В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к эпохе рубежа веков поэт и критик Николай Авдеевич Оцуп в статье «Серебряный век» (1933; расширенный вариант – «Серебряный век» русской поэзииПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
», 1961), вслед за ним — критик Владимир Васильевич Вейдле (статья «Три России», 1937) и художественный критик, бывший редактор журналаЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Аполлон» Сергей Константинович Маковский, выпустивший в 1962 мемуары «На Парнасе«ПАРНАС» («Parnasse») — группа французских поэтов в 1850-60-е гг.: Ш. Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Ф. А. Сюлли-Прюдом и др. (название утвердилось в 1866, после выхода их сборника «Современный Парнас»); декларировала «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка. Серебряного века». С этого времени формула стала общеупотребительной в западном литературоведении, а с середины 1980-х гг. — в российской науке и критике.

Границы эпохи Серебряного века

Эпоха Серебряного векаНижняя граница периода в научной и критической литературы колеблется от 1881 (убийство Александра II, смерть Федора Михайловича Достоевского, пересмотр народнической системы ценностей — «отказ от наследства», появление первых «предсимволистов») до 1892 гг., когда вышел из печати сборник Дмитрия Сергеевича Мережковского «СимволыСимвол (греческое — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.» и состоялась его лекция «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой впервые было заявлено о появлении литературного движения, противопоставленного господствующей реалистической школе. Мережковский назвал три главных элемента зарождающегося движения: «мистическоеМистика (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В том же году дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. М. Горький, имя которого было для читателя-современника знакомЗнак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения его значения. перемен, начавшихся в классической литературе, ее поворотом к неоромантическому направлению. Верхняя граница колеблется между 1913-1922 годами.

Среди рубежных событийСобытие — то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни., завершивших эпоху, называются начало Первой мировой войны (First World War), Февральская и Октябрьская революцииОктябрьская революция 1917 года в России — вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и перехода к социализму., похоронившие весь традиционный культурный и общественно-политический, социальный уклад русской жизниЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза.. Важнейшим поворотным событием стало закрытие частных издательств и запрещение небольшевистских периодических изданий (1918).

Теперь выход писателя к читателю был предельно затруднен: всякая свобода творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. оказывалась под вопросом, писателя подталкивали к идеологическому приспособленчеству. Так, под нажимом новой цензурыЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).

В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается.
радикально менялась вся культурная ситуация в стране. Рубежными событиями были смерти Александра Александровича Блока и Николая Степановича Гумилева (1921). Вспоминая о похоронах Блока, современники были единодушны — хоронят не писателя, а уходящую эпоху: «… Наверное, не было в этой толпе человека, который бы не подумал – хоть на одно мгновение – о том, что умер не только Блок, что умер город этот, что кончается его особая власть над людьми и над историей целого народаНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность»., кончается период, завершается круг российских судеб, останавливается эпоха, чтобы повернуть и помчаться к иным срокам. <…> Все, что было после (еще несколько лет), было только продолжением этого августа: отъезд Андрея Белого и Алексея Михайловича Ремизова за границу, отъезд Горького, массовая высылка интеллигенцииИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
летом 1922 года, начало плановых репрессийРепрессия (от позднелатинского repressio — подавление) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами., уничтожение двух поколений — я говорю о двухсотлетнем периоде русской литературы; я не говорю, что она кончилась, —– кончилась эпоха» (Н. Н. Нина Николаевна Берберова, Курсив мой, 1996). Серебряный векУпоминаемая здесь высылка писателей, философовФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика., ученых, нелояльных советской власти, за границу на так называемом «философском пароходе«Философский пароход» — высылка интеллигенции, операция советских властей по отстранению от работы и насильственной высылке за границу или в отдалённые районы РСФСР деятелей науки, медицины и литературы, произведённая по инициативе В. И. Ленина в рамках ужесточения борьбы с инакомыслием в период начала экономической либерализации (НЭПа), проведённая в 1922—1923 гг.» — цвет русской философии и науки оказался за пределами страны. Ясно, что интеллектуальная ситуация в России тоже коренным образом менялась.

Спорным является вопрос о допустимой сфере применения этой формулы: ко всей эпохе, без различия направлений (в этом случае акцент делает на плюрализме и многообразии) или только о модернистских направлениях (символизм, акмеизмАкмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова.

«Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
, футуризмФутуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.

Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
и другие авангардныеАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.

Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.
школы). Ряд исследователейИсследование научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. и критиков (Глеб Петрович Струве, Роман Осипович Якобсон, Омри Ронен и др.) подчеркнули неудачность этого термина. Американский славист О. Масленников предложил заменить его термином «платиновый век» (Maslenikov-1972. C. IV).

Семантика эпохи

И в российских, и в эмигрантских статьях формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х годах 20 века он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты эпигонства, вторичности, и в то же время утонченности. Особый акцент делался на преемственности двух эпох, в противоположность нигилистическому разрыву традиций, провозглашенному молодой советской литературой. В более поздних работах (Сергей Константинович Маковский, Ефим Григорьевич Эткинд, Жорж Нива и позднейшие исследователи этой эпохи в России и на Западе) формула «Серебряный век» употреблялась как синоним формулы Николая Александровича Бердяева «русскийРусские — народ, основное население Российской Федерации (115,889 млн. чел., 2002). На Украине живут 8,334 млн. русских (2001), в Казахстане 4,48 млн. (1999), Узбекистане 1,15 млн. (1999), Белоруссии 1,142 млн. (1999), Латвии 700 тысяч (2000), Киргизии 603 тысячи (1999), Молдавии 501 тысяча (1999), Эстонии 358 тысяч (2000), Туркмении 240 тысяч (1999), Литве 219,8 тысяч (2001), Азербайджане 141,7 тысяч (1999), Грузии 140 тысяч (1999), Таджикистане 68,2 тысячи (2000), Армении 12,5 тысяч (2001).

Значительные группы населения российского происхождения живут во многих странах Европы и Америки, в том числе в США (2,1 млн. чел., 1990). Общая численность русских в мире около 135 млн. человек (2002). Говорят на русском языке, который вместе с украинским и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков. Верующие в основном православные.
культурный РенессансРенессанс (французское Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться) — эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени.». Подчеркивалось, что эпоха рубежа веков в России — время небывалого культурного подъема.

Как писал русский философ Федор Августович Степун в статье «Памяти Андрея Белого»: «За несколько лет <…> облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось, как вглубь, так и вширь. На выставкахВыставка — собрание каких-либо предметов, животных, расположенных где-либо для обозрения, а так же место такого обозрения. «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов ) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живописьЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
. Крепли музыкальные дарования — Александра Николаевича Скрябина, Николая Карловича Метнера, Сергея Васильевича Рахманинова.

От достижения к достижению, пролагая все новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
. Через все сферы этого культурного подъема, свидетельствуя о духовном здоровье России, отчетливо пролегали две линии интересов и симпатий — национальная и сверхнациональная. С одной стороны, воскресали к новой жизни славянофилыСлавянофилы — представители одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п.: Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Баратынский, Николай Васильевич Гоголь, Фёдор Тютчев, старинная икона (журнал «София»), старинный русский театр (апокрифы Ремизова), Модест Петрович Мусоргский (на опернойОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
сцене — Федор Иванович Шаляпин, на концертнойКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
эстрадеЭстрада — (французское Estrade):

1) Вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в конце 19 века.

2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.
— Мария Алексеевна Оленина-д'Альгейм). С другой стороны, с одинаковым подъемом и в значительной степени даже и теми же людьми издавались и изучались германскиеГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
мистики <…> и Фридрих Ницше. В театрах, и прежде всего на сцене Художественного театра, замечательно шли Генрик Ибсен, Гамсун (наст. фамилия Педерсен, Pedersen), Юхан Август Стриндберг, Карло Гольдони и другие, не говоря уже о классиках европейской сцены. Собирались изумительнейшие, мирового значения, коллекции новейшей французской живописи и неоднократно выслушивались в переполненных залах доклады и беседы таких «знатных иностранцев», как Эмиль Верхарн, Анри Матисс, Герман Коген. Провинция тянулась за столицами. По всей России читались публичные лекции и всюду, даже и в отдаленнейших городах, собирались живые и внимательные аудитории, которые не всегда встретишь и на Западе».

Но даже апологетыАпологеты (от греч. apologeomai — защищаю):

1) Собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов — Иустин Мученик, Ориген, Тертуллиан.

2) В переносном смысле апологет — ярый приверженец какой-либо идеи, направления, социального устройства.
этой эпохи сделали примечательные оговорки, отмечая и несомненные признаки надвигающейся катастрофы, тоже заложенные в самой атмосфере этой эпохи. Вот что предчувствовал Бердяев: «Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности. Иногда казалось, что дышат воздухом теплицы, не было притока свежего воздуха. Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России». (Д. М. Магомедова)

Поэт Андрей Дементьев:

Если бы я в свои 18 лет встретился сейчас с некоторыми молодыми людьми этого возраста, дал бы им десять очков вперед. Я в этом возрасте перечитал почти всю классическую литературу — английскую, российскую, французскую. И эта литература воспитывала меня в уважении к труду, к старшим, к своей истории. Вот этого сейчас не хватает нашей молодежи»

Анекдот:

- Фима, ты разбираешься в поэзии серебряного века?
- Конечно!
- И Ахматову от Северянина отличишь?
- Легко… показывай фотографии.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная