Услуга публикации биографии, о компании, сервисах[en]

Анна Ахматова Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Анна Андреевна Ахматова — биография

Портрет Анны Ахматовой

Все мы немного у жизни в гостях. Жизнь — это только привычка

Анна Андреевна Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) — русская[en] поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Знак зодиака — Рак.

Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».

Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, была полностью опубликована в 1976 году) — воссоздание эпохи «Серебряного века». Статьи о русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

Семья. Детство. Учеба

Анна Ахматова родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в Большом Фонтане, близ Одессы. Её предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Николаем Степановичем Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

Гумилев

Лев Гумилев с родителями: Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым

Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном — будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым. 1915 год.

Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (венчались 8 мая 1910; в 1910-1916 годах жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево, в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с Амедео Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски.

25 апреля 1910 года состоялась свадьба Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Аманда Хейт, мемуаристка, записала со слов Ахматовой: «Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу, и никто из них не пришел на венчание, что глубоко оскорбило ее».

Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии. 14 октября (1 октября по ст.ст.) 1912 родился их сын Лев (Лев Николаевич Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Казимировича Шилейко (настоящее имя Вольдемар).

Первые публикации Анны Ахматовой. Первые сборники. Успех

Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вячеслав Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна сделала попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 послала стихи в «Русскую мысль» Валерию Яковлевичу Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали.

По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.

Под знаком растущей столичной славы протекала жизнь Ахматовой в 1913 году: Анна выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты писали художники, к ней обращались стихотворные послания поэты (в том числе Александр Александрович Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникли новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.

В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова написала поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны (First World War) Анна Ахматова резко ограничила свою публичную жизнь. В это время она страдала от туберкулезаболезни[en], долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Жан Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Борис Михайлович Эйхенбаум).

Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Андревна ввела в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Владимировичу Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти[en] Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвратилась к активной деятельности — участвовала в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публиковалась в периодике. В том же году вышли два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединила свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным (Годы жизни 1888-1953. С 1918 один из организаторов системы художественного образования и музейного дела в СССР[en]. Труды по истории русского искусства, о творчестве современных художников. Репрессирован; реабилитирован посмертно).

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 году новые стихи Ахматовой были опубликованы в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя был наложен негласный запрет. В печати появлялись только переводы (письма Питера Пауля Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 были арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождили. В 1937 НКВД приготовило материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестовали сына Анны Андреевны.

Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который поэтесса два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предложили Анне ряд публикаций. Вышел ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергся идеологическому разносу и изъят из библиотек.

Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны (Great Patriotic War) Анна Ахматова написала плакатные стихотворения (в последствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Написала много стихов, работала над «Поэмой без героя» (1940-1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х годов.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-1946 Анна Андреевна навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Исайя Берлина. Кремлевские  власти сделали её наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны[en].

Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950 году, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Последние годы жизни. «Бег времени»

В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей[en]. В 1965 был издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей позволили принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Сам факт существования Анны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. (Р. Д. Тименчик)

15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень и мантию почётного доктора литературы.

Ещё:

Анна Ахматова про себя говорила, что родилась в ночь с 23 по 24 июня, "в ночь на Ивана Купалу, в таинственную, колдовскую ночь, когда расцветает папоротник, действуют чары и снимаются заклятья". Был конец XIX века, 1889 год.

...

Есть просто поэты, есть талантливые поэты, есть гениальные поэты, есть графоманы, а она — королева. "Ахматова — совершенство, это ее достоинство и беда", — скажет про нее другая известная поэтесса, Марина Цветаева. Это какое-то другое измерение, вне общей шкалы, над ней.

"В то время я гостила на земле[en].
Мне дали имя при крещенье — Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха".

...

Сложными и запутанными были отношения Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым. Два поэта несомненно оказали друг на друга огромное влияние, оба были "колдовскими детьми", с острым даром предчувствовать. Литературоведы до сих пор спорят, любила ли Анна Гумилева или нет, вспоминают ее отказы, его попытки самоубийства, но мне кажется очень значимой одна фраза из письма Анны: "Гумилев — моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей".

Они поженились. Гумилев ввел жену в те литературные и поэтические круги, в которых вращался сам. Друзья в шутку называли их "ГумиЛЕВ с ГумиЛЬВИЦЕЙ" — подчеркивая гордость, благородство и особенность этой четы. Но два поэта, два гения в одном доме, это как две огромные птицы в полете — они могли бы быть ближе, но тогда не смогут лететь — упадут. Не последнюю роль в разрыве, очевидно, сыграло непризнание Николаем дара Анны, об этом она не раз с обидой вспомнит:

"Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине — нелепость".

Горечь разлуки отразится еще во многих ее стихах:

"О, я знаю: его отрада —
Напряженно и страстно знать,
Что ему ничего не надо,
Что мне не в чем ему отказать".

Но настоящая, страшная, навек разлука пришла позже и, предчувствуя ее, Анна напишет:

"Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, —
Начали песни слагать
О великой милости Божьей
Да о нашем былом богатстве".

Роман Анны Ахматовой и Николая Гумилёва был больше похож на игру в кошки-мышки, чем на отношения двух любящих людей. Он — поэт со сложным внутренним миром, обожающий Оскара Уайльда и склонный к излишней театральности. Она — поэтесса, свободолюбивая, импульсивная и переменчивая. Её руки он добивался несколько лет и пытался покончить с собой, когда она в очередной раз ему отказывала. Этот союз стал для обоих священным, но поняли они это слишком поздно.

...

В 1912 году вышел первый сборник стихов Анны Ахматовой, "Вечер", маленьким тиражом в 300 экземпляров. Критики хорошо отозвались об этом сборнике, что обрадовало и удивило поэта. Потом были другие сборники, значительно большие тиражи и слава.

Серьезная и глубокая критика, особенно статья Корнея Ивановича Чуковского "Ахматова и Маяковский", где сравнивались два поэта, принесла в 1925 году горькие плоды — ЦК вынес постановление об изъятии книг Анны Ахматовой из обращения. Она стала запрещенным поэтом. Анна Ахматова занялась литературоведеньем — писала статьи о разных поэтах, но больше всего о — расстрелянном уже тогда — Гумилеве. А позже — о Пушкине. Исследование творчества и биографии Пушкина настолько увлекло Анну Ахматову, что стало ее любимым делом. А стихи, стихи были под запретом.

Ее называли лучшим поэтом Серебряного века, но Анна была против — она жила и творила не только в Серебряный век! Творила и жила — но ее не печатали.

В 1935 году арестовали сына Анны — Льва Гумилева, но вскоре, после ее письма к Сталину, отпустили, а в 1938-м арестовали снова.

"Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне"...

И появился "Реквием" — поэма, которую Анна помнила наизусть — боялась записывать. Это совсем другая Ахматова, пережившая страшные годы и беды… Это совсем другие стихи — не провидческие, пережитые. Корона превратилась в терновый венец, но не упала с ее головы.

Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

— А это вы можете описать?

И я сказала:

— Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957, Ленинград

...

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Домодедово, под Москвой. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

7 ноября 2000 года в Москве, на Большой Ордынке был установлен памятник Ахматовой. За основу памятника был выбран рисунок друга поэтессы — итальянского художника Модильяни.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Опубликовать биографию, о компании[en] | Спасибо за чаевые | Политика конфиденциальности | Главная | Связь