Услуга публикации биографии, о компании, сервисах[en]

Создание подводного флота Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Создание подводного флота в России

Подводный флот России

1 июля 1829 года некий арестант Петропавловской крепости в Петербурге передал тюремному начальству письмо на высочайшее имя, в котором говорилось: "В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое усовершенствование может иметь отличительный успех... Можно будет под водой подплывать под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку во всех местах, неожиданных неприятелем..."

19 марта 1906 года Николай II подписал указ о создании подводного флота. В 1990-е годы дата восстановлена как День подводника.

6 марта по старому стилю (19 марта по новому ст.) 1906 года по указу императора Николая Второго в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки, которых в России в то время насчитывалось 10 единиц.

Между тем первая подводная лодка, "потаенное судно", была построена еще в 1721 году по указанию Петра I[en] русским плотником Ефимом Никоновым. Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII-XIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879-1881 годах по проекту С.К. Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.

9 апреля 1906 года в Либаве (ныне — Лиепая) был сформирован учебный отряд подводного плавания (контр-адмирал Э. Н. Шененович) в составе: учебного судна «Хабаровск» и подводных лодок «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый».

Однако отечественное подводное кораблестроение как важнейшая отрасль военного судостроения зародилось в нашей стране лишь в ХХ веке. В 1904 году на Балтийском[en] заводе была построена первая боевая подводная лодка "Дельфин" водоизмещением 113 тонн. 16 июня 1904 года во время учебного погружения лодка "Дельфин" затонула.

В 1908 году в России был построен первый в мире подводный минный заградитель "Краб". К началу Первой мировой войны (First World War) подводные силы России[en] насчитывали в строю 15 подводных лодок. Еще 18 субмарин строились.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 20-е годы ХХ века, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны. К началу Великой Отечественной войны[en] в составе советского Военно-Морского Флота насчитывалось 212 подводных лодок, в том числе океанские субмарины, которые имели усиленное торпедное, артиллерийское и минное вооружение.

Итоги боевой деятельности советских подводников в 1941-1945 годах были достаточно успешными, если учесть исключительно большую минную опасность, особенно на Балтике, и отсутствие надежного боевого обеспечения. За годы войны советские подводные лодки совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак и поставили 1736 мин в активных минных заграждениях. Советскими подлодками было потоплено около 100 боевых кораблей общим тоннажем 27380 тонн и уничтожено свыше 200 транспортов противника.

В послевоенные годы, когда отчетливо просматривалось стремление потенциального противника блокировать СССР[en] и его союзников с океанских и морских направлений, нашей стране пришлось создать мощный подводный флот. В первые послевоенные годы советский ВМФ ежегодно получал 8-10 новых подводных лодок, а к середине 1950-х годов число подлодок, ежегодно вводимых в строй, составляло уже 40-60 единиц. Рекордным в этом плане стал 1955 год, когда в строй было введено 77 субмарин. К этому времени в СССР уже было развернуто строительство подводных атомоходов. 17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-Морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке, а уже через 10 лет советский ВМФ располагал более чем 50 атомными подводными лодками.

В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в строй в 1967 году. Всего с 1904 года и до конца ХХ века наша судостроительная промышленность сдала флоту 1163 подводные лодки с суммарным водоизмещением 2,5 млн тонн. При этом было построено 244 атомных подводных лодки - это больше, чем во всех остальных странах, имеющих в составе своих флотов такие боевые корабли.

В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырех подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.

23 июня 1960 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 31 декабря 1971 года была введена в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ, первая подводная лодка проекта 705К «Лира». АПЛ проекта 705 (затем 705К) предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подледные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, северной части Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.

Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, на учении "Океан-80" в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 атомная ракетная.

К настоящему времени состав подводных сил российского Военно-Морского Флота существенно сократился. В строю остались главным образом подлодки 3-го послевоенного поколения. Тем не менее подводный флот России по корабельному составу и боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводным силам ВМС США[en].

Сегодня в боевом составе морских стратегических ядерных сил ВМФ России имеется более 20 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а в составе сил общего назначения - свыше 50 атомных и дизельных субмарин. Наличие этого флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав и заставляет ведущие западные государства считаться с ее национальными интересами.

1 февраля 1851 года в порту немецкого города Киля прошло испытание подводной лодки. Офицер Вильгельм Бауэр с двумя помощниками забрался в сконструированную им субмарину «Морской ныряльщик» и погрузился на дно на глубину 15 метров.

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка проекта «Акула», более известного ныне под названием «Тайфун».

10 февраля 1945 года было потоплено немецкое судно «Генерал фон Штойбен». Лайнер был торпедирован подлодкой С-13 под командованием Маринеско.

15 апреля 1945 года произошло потопление немецкого судна «ГОЙЯ» советской субмариной «Л-3». Погибло более 6000 человек. В 19:00 16.04.1945 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода «Кроненфельс» и морского буксира «Эгир» вышел из Данцигской бухты. Около бухты находилась советская подводная лодка «Л-3», которая должна была затопить Гойи. Около 23:00 конвой изменил направление, после сего направился в Копенгаген. Л-3 должен был любым образом уничтожить самое крупное судно, из-за чего советская подлодка была вынуждена идти в надводном положении. В 23:52 произошёл подрыв немецкого судна, а через семь минут полностью ушло на дно.

21 марта 1984 года мир облетела сенсационная весть – советская атомная подводная лодка К-314 всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и... протаранила авианосец «Kitty Hawk».

12 февраля 2008 года был спущен на воду головной атомный подводный ракетоносец четвертого поколения проекта 955 «Юрий Долгорукий».

31 мая 2016 года в Санкт-Петербурге спустили на воду шестую подводную лодку проекта 636.6 «Варшавянки», предназначенную для Черноморского флота. В церемонии приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Королев.

Первое применение подводных лодок в войне

Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

А сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

Но современный подводный флот России — это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты-подводники, знающие и гордящиеся своей профессией.

17 декабря — День атомного подводного флота России

17 декабря 1958 года на заводе № 402 Министерства судостроительной промышленности СССР в городе Северодвинске (а до 1957-го — Молотовске), был подписан акт приемки первой АПЛ в состав ВМФ. Лодка получила секретный тактический номер К-3, а в 1962-м стала именоваться — уже открыто — «Ленинский комсомол».

Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ, записал в журнале пульта главной энергетической установки: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».

Из недр морских ракеты стартовали,
Полсвета пролетев, ложились в цель…
Такой мы меч Отчизне отковали,
Что враг его страшится и досель.

В подробностях расписывать не станем…
Но все же тронуть нас чужак не смел,
Поскольку относился… с пониманием
К возможностям советских АПЛ!

Над головой смыкались толщей воды,
Когда опять мы в дальний шли поход.
Мы мерили солёной службы годы
Широт пересечением и долгот.

Прошли такие в океанах мили –
Остался след в Истории самой…
Мы Родиной, Присягой, Флотом жили –
И нам судьбы не надобно иной!

Анекдот:

Как-то раз, ехал я в плацкартном вагоне и разговорился с одним дедом, который ехал в поезде со мной по соседству. Слово за слово, разговор зашёл у нас об армии и военной службе. Дед, вспоминая свои молодые годы, начал рассказывать:

- По армейской службе поездил по всему свету, на Севере был, мимо Японии ходили, в общем, где только не был.
- Много повидали наверное?
- Да вообще ничего не повидал, на подводной лодке служил!

«Yellow Submarine» (Желтая подводная лодка) — «The Beatles»

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Опубликовать биографию, о компании[en] | Спасибо за чаевые | Политика конфиденциальности | Главная | Связь