Разместите статью, биографию и пр.[en]
Генрих Шютц Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Генрих Шютц (нем. Heinrich Schütz) — немецкий композитор, капельмейстер, органист и педагог. Автор духовной музыки. Знак зодиака — Весы.
Основоположник национальной композиторской школы, крупнейший из предшественников Иоганна Себастьяна Баха. Опера «Дафна» (1627), опера-балет «Орфей и Эвридика» (1638); мадригалы, духовные кантатно-ораториальные сочинения («страсти», концерты, мотеты, псалмы и др.).
Генрих Шютц родился 8 октября 1585 года в городе Кёстрице, в Тюрингии. Отец — Кристоф Шютц. Мать — Ефросинья Бигер. Мальчик был старшим из восьми детей. В 1590 году семья Шютцев переехала в город Вайсенфельс (немецкое Weißenfels) в южной Саксонии, где Кристоф стал владельцем трактира «Кольцо».
"Могучий талант Генриха Шютца перерабатывал и подчинял его индивидуальности самые разнообразные компоненты современного ему музыкального творчества — от католической мессы до оперы, от протестантского хорала до любовного[en] мадригала. Этот величайший немецкий композитор XVII столетия, которого современники называли "отцом новой немецкой музыки[en]", открыл для нее новую страницу, преодолев лютеранскую косность (лютеранство — крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в 16 веке) и приобщив Германию к неведомым ей тогда высоким достижениям итальянской школы. Шютц внес в немецкое не только светское, но и духовное искусство новую, свежую струю — театральность, жанры и стилевые приемы оперного творчества".
"Начиная с самого раннего периода официальной службы в Дрездене и кончая своим последним опусом, созданным на восемьдесят шестом году жизни, Шютц посвящал свой выдающийся талант музыке, связанной с духовной сферой".
"Его опусы возникали при разных немецких дворах в Ганновере, Торгау, Брауншвейге, Мекленбурге и других, куда, согласно установившейся общеевропейской практике, Щютца "одалживал" на время саксонский курфюрст. Кстати, свою единственную оперу "Дафна" Шютц сочинил "на случай", для пышного свадебного торжества в Торгау.
К великому сожалению, лучшие опусы Шютца, созданные для дворцовых празднеств (наряду с письмами), были бесследно уничтожены в 1760 году при пожаре в дрезденской библиотеке. Так, пропала его опера "Дафна" (1627 год) на текст Мартина Опица — первая немецкая музыкальная драма. Исчезли партитуры балета на сюжет "Орфея и Эвридики" (1638 год), пятиактного балета "Парис и Елена" (1650 год), двух пасторалей "с музыкой и танцами" и множество других дивертисментов, о которых мы ничего не знаем, кроме того, что они существовали".
"Шютц создал целую школу превосходных музыкантов, и первым среди них стал его ученик и двоюродный брат, замечательный мастер немецкой песни Генрих Альберт. Первая гамбургская опера была написана другим учеником композитора — Иоганном Тейле". 100 великих композиторов. Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2001, с. 29.
Музыка Генриха Шютца, тесно связанная с ренессансными традициями, вместе с тем полностью принадлежит Новому времени. Если ренессансный гуманизм трактовал человека как эманацию божества, то индивидуалистический гуманизм Нового времени ставил в центр художественного интереса человека земного, чувственно конкретного и полнокровного. В итальянской «монодии» (точнее, гомофонии) начала XVII века, в эстетике «второй практики», особенно же в расцветающем новом жанре — в опере — мир чувств человека-индивида стал подлинным средоточием содержания музыкального произведения. Переживания и страсти человека-индивида — от высоких помыслов до бытовых деталей и слабостей «слишком человеческого» в человеке — отныне становятся определяющими факторами интонационного строя и музыкальных форм (примечательно, что именно Шютцу принадлежит первая попытка написать немецкую оперу («Дафна», 1627)).
Естественно, силы исторической традиции — и исторической инерции — исключают возможность полного и внезапного выявления нового музыкально-образного мира в его «очищенности» от идейных и эстетических идиом предшествующей культурной эпохи. Отсюда закономерность переплетения старого и нового в искусстве первой половины и середины XVII века — даже у таких смелых новаторов, как К. Монтеверди, Г. Шютц.
Ко всему творчеству Шютца можно было бы отнести его собственные слова, которыми он характеризует в 1625 году (в предисловии к своему циклу «Священные песнопения») сочетание старых и новых способов «пения», то есть композиции («partim novam canendi rationem sapiunt»). Это историческое место творчества Шютца — на переломе — находит соответствие и в системе его музыкального мышления, в его музыкальном языке, в оригинальной гармонической концепции. Как обычно, творчество крупнейшего художника представляет тип музыки своей эпохи. Таким же типом является и своеобразная система гармонии Шютца, отражающая уже произошедший, но еще не завершившийся переход от модальной гармонии XV— XVI веков классической тональности мажорно-минорной ладовой системы, господствовавшей в европейской музыке, условно говоря, XVII—XIX веков. (Ю.Н. Холопов)
Генрих Шютц скончался 6 ноября 1672 года в Дрездене, в Германии от инсульта в возрасте 87 лет. Похоронен в дрезденской Фрауэнкирхе. Могила композитора позже была уничтожена.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная