Разместите статью, биографию и пр.[en]
Рождество Главная / Оглавление / Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События
![]() |
Рождество — это праздник для тех, кто окружен любящими людьми
Рождество Христово (эта статья на английском — Christmas) — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной ЦерквиЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).
Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий.
В настоящее время почти все христианеХристианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).
Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 векаВек — промежуток времени, равный ста календарным годам. Например, 20 век — период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 года.. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому, который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 века, чему первое свидетельство обнаруживается в так называемом «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336 году). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 века, в других — вплоть до 6 века. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).
В 4 веке равноапостольная царица Елена построила храмХрам — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).
Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 века — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, написанные на этот праздникПраздник:
1) День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.
2) День или ряд дней, установленный церковью в память религиозного события или святого
3) День радости и торжества по поводу чего-либо.. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.
Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из ЕвангелийЕвангелие (от греческого euangelion — благая весть) — богослужебная книга, содержащая тексты Евангелий. В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное., а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле[en] полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.
21 декабря 1913 года в качестве новой головоломки для рождественского издания газеты создал «ворд-кросс» (англ. word-cross, «крестословица») — первый современный кроссворд. Новый тип головоломки завоевал популярность у читателей. Уинн продолжал составлять еженедельные кроссворды, пока не ушёл на пенсию в 1918 году.
В 1927 году американский[en] мультипликатор и художник Уолт Дисней выпустил первый рождественский мультфильм — Пустые носки (англ. Empty Socks).
24 декабря декабря 1914 года произошло негласное перемирие на Западном фронте Первой мировой войны[en], чаще упоминаемое как Рождественское перемирие. Некоторые английские и германские солдаты начали обмениваться рождественскими поздравлениями и песнями через окопы; в отдельных случаях напряжённость была снижена до такой степени, что солдаты переходили линию фронта, чтобы поговорить со своими противниками и обменяться с ними подарками. На Сочельник и Рождество солдаты обеих сторон, а также, в меньшей степени, французы, самостоятельно выходили на нейтральную полосу, где смешивались, обмениваясь продуктами питания и сувенирами. Проводились также совместные церемонии погребения павших, некоторые встречи заканчивались совместными рождественскими песнопениями. Иногда солдаты противоборствующих сторон бывали настолько дружелюбны друг с другом, что даже играли в футбол на нейтральной полосе.
«Вот и Рождество» | |
«Вот уже прошли тысячелетья» | |
«Что за дитя[en]» | |
«Звездочки ярко сияли» |
16 сентября 1857 года Джейн Пирпонт из Бостона получила авторские права на песню «One Horse Open Sleigh», более известную как «Jingle Bells». Эта рождественская песенка была написана для представления в воскресной школе и ныне без неё не обходится ни один рождественский праздник:
«One Horse Open Sleigh» — James Lord Pierpont |
Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 веку (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование. в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.
Рождеству Христову в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов постПост — в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний — Великий, 7 недель перед Пасхой; летний — Петровский; осенний — Успенский; зимний — Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак. [с 14 ноября (27 ноября) по 24 декабря (6 января) включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (латинское adventus — пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения].
Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 декабря по 24 декабря) и шесть дней попразднства и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой).
В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 век), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 век) и другими.
Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь (две другие — на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы, третья — мистическое рождение Бога в душе каждого верующего. (П. Д. Сахаров О. А. Крашенинникова)
Самые известные рождественские обычаи на Руси – это хождение ряженых и колядование. По мнению ученых, эти традиции являются очень древними и берут свое начало еще в языческих обрядах, которые связаны с шабашами, карнавалами, маскарадами, Хэллоуином.
Люди наряжались в необычные костюмы, причем, часто принимали обличья животных (медведя, волка и т.д.). На лицо обязательно надевалась маска. Открытые участки тела покрывались краской, сажей. С собой они несли трещотки, бубенцы, колокольцы. Ряженые подпрыгивали, пританцовывали, вели себя так, как принято вести на маскараде, карнавале – но, конечно, в деревенской интерпретации.
Ряженые ходили толпой по дворам и пели колядки, славили Христа. После этого хозяева должны были их «задобрить»: дать им деньги, угостить вкусной пищей, сладостями и т.д. Если колядники оставались довольны, значит, у хозяев в будущем году все будет хорошо, будет богатый урожай.
Перед Рождеством было принято тщательно убрать жилище. Затем семья мылась в бане, чтобы встретить праздник в полной чистоте. Облачались в новую, не надеванную одежду, стол застилали чистой скатертью. По поверью, все эти приготовления сулили богатый урожай.
В день накануне Рождества ничего не шили, не плели. Нарушение этого правила в будущем сулило напасти.
Если в рождественский день в дом первой входила посторонняя женщина, это считалось дурным предзнаменованием. Такой знак был предвестником того, что в наступившем году женщины семьи будут болеть[en].
На ужин к столу приглашали одиноких людей, путников. А оставшуюся еду выносили за ограду и оставляли там. Это делалось для того, чтобы задобрить волков, которые, узнав хозяйскую доброту, не зарились бы на хозяйский скот.
Люди следили за приметами:
Если в три дня праздников на деревьях был иней, это сулило хороший урожай.
Если в день Рождества была теплая погода, это было предзнаменованием холодной весны.
Если в этот день была метель, будет много меда.
Если на небе много звезд, значит, урожай ягод и гороха будет богатым. Если звезд нет, то ягод и гороха будет мало.
Еще про Рождество из другого источника:
Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье ежегодно идут приготовления к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца.
Но не надо забывать, что Рождество есть прежде всего день священный, божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, не пожалевшей Сына Своего для спасения рода человеческого. Итак, чтобы достойно встретить и провести этот праздничный день, каждый должен исполниться благоговения перед пречистым образом Младенца Иисуса. Без этой мысли исчезает все значение праздника. Празднуя Рождество Христово, будем молиться, чтобы дух Его любви проснулся и возродился в нашем сердце, пусть в нем найдутся ясли, готовые Его принять, драгоценные дары, готовые Ему принадлежать. Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение, а благоволение - это всепрощение, это желание добра всем и каждому, это полное самозабвение и любовь, объемлющая все человечество.
Будем же все стремиться к осуществлению среди нас, в правде и в истине, праздника Рождества Христова. Тогда в наши дни повторится то дивное чудо, Христос снова сойдет на землю, потому что Дух Его будет обитать в каждом из нас, и звуки ангельской песни постоянно будут звучать в нашей душе, наполняя ее радостью бесконечной. («День за днем». Краткие духовные размышления на каждый день года. Санкт-Петербург, 1908 год)
Ёлка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — это единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.
Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости. (Протоиерей Максим Козлов)
Грехопадение деформировало и извратило душевные силы и природу человека, разложение которого определило историю человечества.
Пять с половиной тысяч лет понадобились человечеству, чтобы развить все заложенные в нем потенциальные возможности, создать все философские системы и исчерпать философские идеи, развить искусство до высших степеней (к которым впоследствии оно никогда не могло подняться), сделать основополагающие открытия в науке и вместе с тем убедиться в своем нравственном и интеллектуальном бессилии. Человечество дошло до какой-то трагической грани, исчерпав свои силы и возможности. Оно увидело, что спасти себя не может. Не только Палестина, но и языческий мир ожидали Мессию-Искупителя и Спасителя.
История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю — свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог!». Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.
По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Иерусалиме через два года.
Тем, кто свою приверженность астрологии пытается обосновать эпизодом поклонения волхвов, скажем словами святителя Иоанна Златоуста: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то, как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода магию?».
Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме — Доме хлеба живого.
Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, который принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир ненавидел и ненавидит Христа.
Христос родился в снежную зиму — знак духовного состояния человечества, в полночь и тьму, повисшие над землей. Родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще самые короткие дни, но уже совершился поворот солнца к лету.
Первое пришествия Христа содержит в себе мистические указания на Его второе пришествие: будет зима — потеря человечеством любви, ночь — померкнет свет веры, только как мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.
Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи. Младенец в Вифлеемской пещере источал дивный свет.
…На Святой Земле еще доныне стоят четыре великих каменных скалы, точно также как стояли и во времена прихода в мир Христа. Одна из них это каменная пещера в Вифлееме, где родился Спаситель. Нет дома в Назарете, где Он жил, ни в Капернауме, где Он постоянно бывал, не сохранилось ни одно строение, в котором Его держали под стражей: ни двор Иродов, ни Пилатов, а эти четыре каменных скалы, созданные Богом, стоят и поныне. Чтобы никто не смел бы усомниться в том, что Он воистину родился, что Он был искушаем, как человек и распят из-за грехов человеческих, воскрес и что со славою вознесся на Небеса, в вечные обители Свои, где Он ожидает Своих праведников. Господь видел всеведущий каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами.
И еще несколько важных практических уроков, которые Господь преподал миру, родившись в пещере, а не в царских палатах. На своем примере Он показал добродетель смирения, о которой заповедал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали также. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Человек — самая большая ценность из всего, что есть на земле. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства.
Стояла тишина. Израиль — Народ Божий — спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь,— сказал им Ангел,— я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангельское благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своем собственном сердце. Их чистые души были похожи на зеркала, отражающие в себе небесный свет.
А утром, когда Народ Божий проснулся, он даже не заметил, что пропустил самое главное.
Кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие говорит, что это был мудрецы-волхвы, а не сильные мира сего, которые не становятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком человеке. Если они и станут искать правду у маленького человека, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать в своих целях или убрать с дороги, если мешает.
Вера волхвов — это вера ученых и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путем из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой.
Мудрецы с Востока, взявшие на себя труд и риск большого путешествия, жизненного подвига поиска и провозвествования истины, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая иудейская диаспора. Наверняка имело место и действие призывающей всех ко спасению Божией благодати, которую волхвы смогли воспринять благодаря своей личной устремленности к Богу. Как истинные короли Града Божьего поклонились они Божественному Младенцу и получили незримые короны как награду за свое паломничество. Они уклонились от поручения Ирода сообщить ему, где родился Спаситель, потому что не служили сильным мира сего. Они были волхвами-служителями фальшивых богов, но мудрость их привела к истинному Богу.
По преданию, один из волхвов был перс, другой — араб, третий – эфиоп. Их звали — Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кельнском соборе Германии.
Большинство толкователей сходится в том, что одни только астрологические расчеты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса.
По преданию, Божия Матерь незадолго до своего Успения передала благословленные дары волхвов Иерусалимской Церкви. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию. В 400 году византийский император Аркадий перенес их в Константинополь для освящения новой столицы. До ее завоевания святыни хранились в сокровищнице византийских императоров.
В 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро (Мария) за турецкого султана Мурата II, именно его сын Мухаммед II захватит Константинополь. А Маро, которой разрешено будет молиться своему Богу, спасет многие святыни православной столицы. Через два десятилетия после падения Византии она отправилась на Афон, чтобы передать дары волхвов в монастырь святого Павла. Они и сегодня хранятся в монастырской сокровищнице этой обители. Когда Мария сошла на афонский берег, ей явилась Пречистая Дева, и раздался голос: «Не приближайся. Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой Горы». Ставши на колени, Мария передала святыни, привезенные в десяти ковчегах.
Золото до наших дней дошло в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в темные шарики, напоминающие маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Золото используют для освящение воды. Иногда, очень редко, Дары волхвов вывозят за пределы Афона. Они изгоняют бесов.
"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". (Мф., гл. 2)
Давайте зададим себе вопрос: чего добивался Ирод, послав воинов на избиение младенцев в Вифлееме? Только ли убить малютку Христа? Следует полагать, что он знал: если Бог послал в мир Спасителя, то никакое оружие не поразит Его. Тогда чего же он добивался? Страха! Ужаса, который овладеет народом! Вот что нужно было Ироду. Чтобы не признал народ Спасителя, помня об изуверстве, сопровождавшем Его пришествие.
По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. Он единственный, кто может даровать сердцу человека мир и покой.
Но, как и двадцать веков назад, Рождество Христово всегда остается личным праздником причастных к нему людей. Тех, в ком родился Христос, которые признали Его Богом, приняли в себя и подчинили Ему Свою жизнь. Таких людей по-прежнему немного. Потому что жить для себя, а не для Него, кажется разумнее, житейски мудрее. Правда, до поры до времени — пока перед человеком не встанет вопрос: А для чего мы живем? Для чего умираем? Почему болеем и страдаем?" Однажды начавшись, Рождество Христово продолжается бесконечно в людских душах и всегда происходит в тишине и уединении.
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах.
В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо-вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли—вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).
Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов.
В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде,, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000 человек. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним.
В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII — Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII — святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX — преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.
В первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока — Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23).
Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных — до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. «Се благовествую вам,— сказал Ангел вифлеемским пастырям, — радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10—20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. ("Настольная книга священнослужителя, т.2").
В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер заявил, что разгадал тайну Вифлеемской звезды. Той самой, что возвестила волхвам о рождении Мессии и привела их к яслям Иисуса. И до, и после Кеплера астрономы пытались понять, что за явление наблюдали на небе волхвы. Но никто так и не высказал более убедительной версии. Что же открыл немецкий ученый?
17 декабря 1603 года произошло так называемое «слияние планет» – Юпитера[гор] и Сатурна[гор]. Слиянием или соединением планет астрономы называют такое их расположение на небе, когда наблюдателю с Земли они кажутся одним космическим телом, проще говоря, большой яркой звездой. Наблюдая за этим редким и красочным космическим явлением, Кеплер заинтересовался, случалось ли такое ранее. Астроном произвел расчеты и обнаружил, что слияние двух планет-гигантов действительно имело место и прежде. И время этого события приблизительно совпадает со временем появления Вифлеемской звезды.
В год рождения Христа Юпитер и Сатурн соединились на небе в созвездии Рыб и показались волхвам одной звездой. Согласно древнееврейским традициям, которые могли быть известны волхвам, «считалось, что соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах является предвестием прихода Мессии». Сочтя это знамением рождения мессии, восточные мудрецы отправились в путь, чтобы поклониться Новорождённому и принести Ему свои дары. И звезда указывала им дорогу. Так говорится в Евангелии. Каким образом звезда могла указать дрогу? Среди астрономов нет единого мнения по этому вопросу. Возможно, появление Вифлеемской звезды сопровождалось зодиакальным светом – слабым свечением, имеющим форму конуса. Своей вершиной этот конус и указывал путь волхвам.
Со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, стало восприниматься исключительно с точки зрения истории астрономии. Однако в 1923 году немецкие ученые, расшифровывавшие вавилонские клинописные документы, обнаружили там упоминание о слиянии планет в начале нашей эры. И математические расчеты подтвердили: в первые годы первого века от Рождества Христова Юпитер и Сатурн действительно образовали соединение. Подобное слияние планет представляет собой захватывающее зрелище.
Теория Кеплера не является неоспоримой. Иоганн Кеплер прекрасно это понимал. Посвятив много времени и сил разгадке Вифлеемской звезды, он не забыл сопроводить свои выводы следующим весьма важным замечанием: «Библия говорит с людьми тем языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
И еще про Рождество Христово из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»:
Рождество Христово — великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе праздновался 25 декабря, под названием Natalis.
Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря. Трудно сказать, почему именно западная церковь стала праздновать его в этот день. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Рождество Христово считается вторым по Пасхе («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. (А. Л.)
К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды.
В V веке Анатолий, патриарх константинопольский, в VII веке Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке святой Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх цареградский и др. написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е).
В навечерие издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь воспоминает многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождество Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток.
Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «яко с нами Бог». В православной церкви русской торжественность богослужения праздника возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.
К кратким евангельским сказаниям о Рожестве Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, «Памят. стар. рус. литературы», III; Калитовский, «Матер. до литер. апокр.» и др.). В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Рождестве Христове.
К IX веку на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, например, Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно. Научная литература предмета — у академика Веселовского, в «Сборн. Академии Наук», 1891 год, Потебни во II т. «Объясн. малор. и срод. песен», Сумцова — в «Очерки ист. южнор. апокр. сказ. и песен», «Этнограф. Обозрения».
"Всякий раз, когда улыбаешься своему брату
и протягиваешь ему руку,
наступает Рождество.
Всякий раз, когда замолкаешь, чтобы выслушать других,
когда отказываешься от правил,
которые, как железный обруч,
стискивают людей в их одиночестве,
когда даришь огонёк надежды отчаявшимся,
когда познаёшь в смирении,
насколько ничтожны твои возможности,
и насколько велика твоя слабость,
всякий раз, когда позволишь,
чтобы Бог пoлюбил других через Тебя,
— всякий раз наступает Рождество".
И.И. Панаев «Барышня»:
«Она любила гадать на Рождество — гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
— Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось».
Рождественские чудеса совершаются тихо.
Ты их не слышишь — ты их чувствуешь.
Глава 1
<...>
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит[en] Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданье тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце[en].
И от судьбы своей не деться -
от рождества волшебных слов.
Родник небес - тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку[en] похожи
людские станут голоса.
Вальс из белых хлопьев
Вновь вижу за окном.
Так празднует природа
Святое Рождество.
И славят люди хором
Событие веков.
И, несмотря на холод,
Поёт прилежно хор.
Их глас до выси рвётся,
Летит во все концы
Снежинкою узорной
Народ оповестить.
И слышно весть благую –
Улыбки на устах.
Вовсю наш люд ликует
Во здравие Христа!
Афанасий Фет, 1842 г.:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик…
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран[en]:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
Теофиль Готье. "Рождество". Перевод Николая Гумилёва <1861>:
В полях сугробы снеговые,
Но брось же, колокол, свой крик —
Родился Иисус; — Мария
Над ним склоняет милый лик.
Узорный полог не устроен
Дитя от холода хранить,
И только свесилась с устоев
Дрожащей паутины нить.
Дрожит под лёгким одеяньем
Ребёнок крохотный — Христос,
Осёл и бык, чтоб греть дыханьем,
К нему склонили тёплый нос.
На крыше снеговые горы,
Сквозь них не видно ничего…
И в белом ангельские хоры
Поют крестьянам: «Рождество!»
Вячеслав Зайцев, 07.01.2015:
«Христос родился!» «Славим мы Его!»
Посмотрите, люди, ночь какая!
Полная загадок, волшебства.
Календарный год наш замыкая,
Снова праздник наступает Рождества!
Рождение Господа сегодня отмечаем,
В небе ждем мы первую звезду.
От Матфея и Луки Евангелие читаем[en],
Чтоб представить ночь святую ту.
Ночь, в которую Мария Дева
Родила Спасителя Христа.
«Благословен» ее «плод чрева»!
В ночи разлился свет и доброта.
В ночи пришли волхвы с востока
И принесли свои дары.
Дано всем было «чрез пророка»
Дождаться дня святой поры.
Светлый праздник – Рождество!
К нам в дома принес тепло.
Мы снова с Богом на земле живем
И знаем мы, что не умрем.
Теперь мы верим в Воскресение
И славим Господа Рождение!
Иисуса, Господа Рождение
Несет нам с Богом примирение,
Грехов всеобщее прощение,
А в душах у людей прозрение!
Иисус Христос, ты с нами на земле,
Мы поклоняемся Тебе!
И Рождество сегодня отмечая,
Мы знаем, что открыты двери Рая!
Сегодня светлый праздник – «Рождество!»
«Христос родился!» «Славим мы Его!»
***
Рождество к вам в дом пришло,
Праздник в дверь стучится.
Пожелаем волшебства –
Пусть оно случится!
Пусть Господь благословит,
Укрепит вас в вере.
В этот вечер светлый Дух
Пусть войдет к вам в двери.
Делайте добро другим,
И оно вернется.
И тогда, наверняка,
Счастье улыбнется.
***
Пусть светлый праздник Рождество
Несет вам веру и добро,
Любовь, везение, удачу,
Здоровье, счастье вам в придачу.
Пускай уютно будет в доме!
Тепла, возможностей огромных!
Пусть Божья благодать Христова
Вас окрылит надеждой новой!
***
Путь Рождество войдет в ваш дом,
С собой неся все то, что свято!
Пусть будут смех и радость в нем,
От счастья и душа богата!
Пускай уютом дышит дом,
Пусть ангел вас оберегает!
Мы поздравляем с Рождеством
И только лучшего желаем!
***
В январе, числа седьмого,
С давних пор, из года в год
Праздник Рождества Христова
Отмечает наш народ.
Пусть веселья будет много,
Полной чашей будет дом
И душа пусть верит в Бога.
Поздравляю с Рождеством!
***
Приближается Рождество!
Тихо в двери наши стучится.
Если верите в волшебство, то
оно непременно случится.
Освещает звезда небеса,
чтобы люди все улыбнулись.
Чтоб от радости ваша слеза,
разбудила, и чувства проснулись.
Я желаю вам только ДОБРА!,
И ЛЮБВИ[en] большой, необъятной.
Пусть вам светит с небес звезда!
В Рождество, этот свет благодатный!
***
На пороге стоит и почти наступает на пятки Рождество.
С наступающим всех вас, родные ребятки!
Перемены придут, ну а дома спокойно все станет,
Как часы[en] организм пусть работает и не устанет.
Люди, чистые на душу, вас окружают стабильно,
И на просьбы друзья реагировать станут мобильно,
Сердце греют слова и поступки хороших людей,
Все враги станут смирными, будут немного добрей.
Руки нежные пусть обнимают вас жарче и чаще,
Встречи станут желаннее, радостней, ярче и слаще,
Пусть не гаснет в глазах[en] окрыленная счастьем искра,
Рождество принесет весть благую и много добра.
***
Дорогой мой человек,
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век
Будет несуровым,
Божья хлынет благодать
В душу и в дыханье[en],
Чтоб не знать и не встречать
Боли и страданья.
Ясных дней тебе и вех,
И открытий новых!
Дорогой мой человек,
С Рождеством Христовым!
***
В мир шагает волшебство:
Ходит сказка по домам,
В сны заглядывая к нам.
Рождество Христово дарит
Сердцу радость и покой.
И надежду, что сияет
Нам Рождественской звездой.
В этот праздник я желаю
Счастья всем, любви, добра.
Принесет нам мир и радость
Пусть рождение Христа.
***
В тишине ночной
Счастье в дом заходит
С первою звездой.
На снежинках ангелы
Спустятся с небес,
Наступает время
Сказок и чудес.
На душе пусть станет
Чисто и светло,
Все мечты исполнятся
В Христово Рождество.
***
В светлый праздник Рождества
Я желаю всем добра,
Счастья, крепкого здоровья[en],
Жить в душе с большой любовью,
Чтоб родные рядом были,
Теплотой вас окружили,
Мира, света, волшебства,
Жизнь чтоб сказочной была!
Иосиф Бродский, 24 декабря 1971 г.:
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою — нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет — никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь — звезда.
Оксана Зет:
А Рождество — это обязательно про любовь..
Про детство и добрую веру в чудо.
Про бабушкины руки, про уют вечеров.
Про вкус медовой кутьи и пряничный запах имбирный повсюду.
Про узоры на окнах в которых свет.
Знаете, такой особенный, что душу щекочет.
Когда все ещё живы, ты мал. И считаешь большей из «бед»
Что Серега-сосед играть с тобой в прятки не хочет.
А Рождество — это обязательно про тепло.
Которое в сердце навеки котёнком.
Бережёт от всего-всего.
То, что «тонко».
То, что рвём часто сгоряча.
Эти тонкие нежные нити.
И с годами в «цепях» душа.
Истинное берегите.
А Рождество это про доброту.
Ту, что все мы детьми имели.
Про поцелуй мамы, что по утру.
Нас будил, и про запах ели.
Про каникулы, санки, мороз.
Про мокрые варежки и про счастье.
Рождество, это про все что будет и что сбылось.
Про прошлое, будущее и настоящее.
"В день рождения Христа", Игорь Атрощенко:
Белый снег ровным покровом
Тихо ложился на землю.
Мороз расписался узором,
Природа готова к веселью.
Настала снежная зима,
Дни самые короткие в году.
Уже повисла в полночь тьма,
Приоткрывая Яркую звезду.
Как не поверить в чудеса,
Ведь от звезды как днём светло,
В канун Святого Рождества
Пророчество заветное пришло.
На перепись к ночи в те времена
Дева Мария в Вифлеем пришла,
Младенца там в пещере родила
И положила в ясли для скота.
Ангелы в небе Господа славят,
Христу Спасителю Славу поют.
Волхвы родные места оставят,
За Путеводной Звездою пойдут.
И вот явился Бог и Человек,
Пришёл Спаситель мира.
Примером стал для нас навек,
Его небесная воспела сила.
Он веру дарит в чудеса,
Грехи людей взял на себя.
И благосклонней стали небеса,
Благодарим: "Боже спаси меня"
В день рождения Христа
Когда ночь Святая у порога,
Пусть сбывается мечта
Стать немного ближе к Богу.
***
С наступающим добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы — ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.
Меховые ёлочки
Пахнут на весь дом,
Каждая иголочка шепчет:
«С Рождеством!»
Пусть обиды и потери
Улетают, как листва!
Пусть войдёт удача в двери
В светлый праздник Рождества!
***
С наступающим священным Рождеством,
Когда сил небесных правит торжество,
Пусть ворвётся в дом ваш он везеньем,
Светлым, дорогим благословеньем.
Пусть царит уют в душе и сердце,
Для тепла всегда открытой будет дверца,
Верьте искренне в добро и в чудеса,
Пусть семью хранят навеки небеса.
Ирина Самарина-Лабиринт:
В Рождественскую ночь молю я небо,
Чтоб нищим на земле хватало хлеба
Я каюсь, что не думая грешила
Но к Богу я всегда сама спешила
И в Рождество опять свершится чудо.
Зажгутся свечи яркие повсюду.
Родится Иисус… С его Рожденьем
Весь мир получит право на спасенье
Спасение от зла, болезней тяжких.
Нам небо часто делает поблажки
Кому-то в небе радость доставляем,
Когда своих детишек обнимаем
По снегу Новогоднему, тропинкой
Шло Рождество – волшебным невидимкой.
Прохожим прямо в сердце насыпало
По горсти счастья — той, что не хватало
В Рождественскую ночь с небес прольётся
Чудесный свет, что душ людских коснётся
И каждый, кто заметит чудо это —
Пускай несёт добро по белу свету.
***
Одевшись в свадебный наряд
Природа вновь преобразилась.
И каждый бесконечно рад
Той сказке, что опять случилась.
Покровом белым замело
Поля, дома, сады и парки.
Вокруг волшебно и бело.
Дух Рождества... Готовь подарки.
Елена Буторина-Палагута, 2012:
Ночь Рождественская скоро
Звёздным светом воссияет
И доверчивою сказкой
В дом невидимо зайдёт!
Но, смотри, уже сегодня
Ели молятся смиренно...
И молитвенным свеченьем
Каждая нам чудо шлёт!
Их наряженные ветви
Светлой радостью богаты!
И протянуты любому
С тайной верой в волшебство!
А весёлые гирлянды
Огонёчками сверкают
И звучат хрустальным звоном
С полудетским озорством!
Знают ёлочки лесные,
Что волшебной ночью, в полночь
Рождество мольбам раскроет
Золотые небеса!
Нам исполнит все желанья...
Возродит гуманность в душах...
Чистой, искренней любовью
Счастие вольёт в сердца!
Так пускай в преддверье сказки
Свет сердечек негасимый
Беспрепятственно доходит
До любимых и друзей!
Разрешатся все проблемы!
Дух избавится от хворей!
Сладкий мёд духовной чаши
Сделает сердца добрей!
Алексей Гушан, "На Рождественский пост":
К Вифлеемской звезде пролегла колея,
К Рождеству повернула большая земля,
И стада на поля повели пастухи,
Крылья Ангелов наших, как ветры, легки!
А с востока с дарами идёт караван,
Для Спасителя золото, смирна, ливан.
И ликуют в преддверии чуда волхвы,
И жуют своё сено в пещере волы!
Мир главу преклонил в ожиданье Творца,
Сын приходит на землю по воле Отца,
И открыла объятья Пречистая Мать,
Чтоб Спасителя Мира смиренно принять!
К Вифлеемской звезде пролегла колея,
Рождество ожидает Святая земля!
***
А белый снег шёл тихо за окном,
Пылал огонь в растопленном камине,
Каким-то волшебством был полон дом,
На стёклах красовался в блеске иней.
Кружился запах ели срубленной с утра,
Гирлянды лампочки мерцающе горели.
В гостиной у накрытого стола
Рождественские песни дети пели.
Звучала музыка красивая вокруг:
Вивальди, Моцарта, Бетховена и Шнитке,
Гора подарков, кем-то сложенная в круг,
Лежала будто изразцы старинной плитки.
А белый снег шёл тихо за окном,
Как лёгкий пух паря в ночи январской,
Мир наполняя зимним торжеством,
И нежной, необычно-доброй сказкой.
***
Рождество — волшебный праздник
Ныне к нам в дома приходит!
Мы чудес вам пожелаем —
Наяву пусть происходят!
Пусть все ваши ожиданья
Будут вовсе не напрасны.
Пусть исполнятся желанья,
Сделав жизнь ещё прекрасней.
Счастье — яркое, большое
К вам дорогу не забудет!
Только верьте всей душою
В то, что всё вот так и будет!
***
Пришло Рождество! И колядка поётся,
И сердце от радости нынче смеётся,
И чудо, которого жаждет душа,
Заходит тихонечко в дом не спеша!
А я тороплюсь в это чудо-мгновенье
Отправить тебе поскорей поздравленье
И, нежно овеяв тебя волшебством,
Поздравить спешу от души с Рождеством!
***
Тропинками зимы морозной
В очаровании свечей,
Приходит праздник ночью поздней,
Чтоб свет зажечь в сердцах людей!
Пусть будут добрыми стремленья,
И всем подарит Рождество —
Надежду, радость, вдохновенье,
Любви и веры торжество!
***
Со светлым поздравляю Рождеством!
Пусть станет на душе легко, как в детстве,
И целый мир наполнится добром,
И звёзды засияют в поднебесье.
Желаю ни о чём не сожалеть —
Всё лучшее случится очень скоро.
Скорее поспешите вы обнять
Всех тех, кто бесконечно сердцу дорог.
Обиды – пыль, желаю их забыть,
Дарить друг другу тёплое общенье,
Творить добро, любить и просто жить,
И радоваться каждому мгновенью!
***
Пусть ночь искрится волшебством,
Несётся ввысь снежинок стая.
Вас поздравляем с Рождеством,
Улыбок, радости желаем.
Поток божественной любви
Струится пусть чудесным светом,
И вас Господь благословит
Здоровьем, счастьем и успехом!
***
Осип Мандельштам, 1908 г.:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами[en] страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
***
С шестого на седьмое января
Все чуда ждут и к чудесам готовы…
И звёзды по-волшебному горят,
Ведь наступает Рождество Христово.
За городом в пещере в эту ночь
У Девы Пресвятой Христос родился.
Так Божий Сын пришёл, чтоб всем помочь.
Он для людей Спасителем явился.
Была на небе явлена звезда,
Что привела волхвов в пещеру эту.
И к Рождеству дары несли туда,
И в целом мире стало больше света.
С тех пор воды немало утекло.
Но замирает сердце в этот вечер,
Когда уже так близко Рождество,
Когда горят Рождественские свечи.
А в этот праздник что в душе моей?
Надежда на спасение и вера.
Я верю в Бога и в родных людей,
А для детей надеюсь быть примером.
Но главное, что есть в людских сердцах —
Любовь, что больше солнца[гор] согревает.
Ведь в сердце Иисус — не в небесах.
Где нет любви — там Бога не бывает.
Я помолюсь тихонько в Рождество,
Чтоб в души к людям мир вернулся снова…
И разольётся колокольный звон
Рекою веры в Рождество Христово.
***
Татьяна Танечка:
Новый Год отшумел, отгремели салюты,
Фейерверки огней лишь горят по ночам.
Новый праздник у нас, он уже на подходе,
Закружит в хороводе всех друзей Рождество!
И зажжется звезда в Вифлееме далеком.
Известит о рожденьи Иисуса Христа.
Пожелайте добра близким и одиноким!
От души пожелайте вы во имя Христа!
И пусть помыслы чИсты, бескорыстны поступки.
Пусть на день, на минутку Вас добро озарит.
Пожелайте тепла! Пусть уйдут предрассудки.
Пусть Господь наши мысли и сердца посетит!
***
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!
***
Сумерки... И как по мановению,
Мир чудесным светом осиян!
Это долгожданное мгновение —
Самый главный праздник христиан.
И, как прежде, в час урочный снова
В небе загорается звезда...
Поздравляю с Рождеством Христовым!
Счастья Вам на долгие года!
***
Пусть снежинки кружат за окном,
А сугробы не скоро растают...
С наступающим вас Рождеством
С удовольствием мы поздравляем!
Пускай радость придёт в каждый дом,
Пусть все близкие будут здоровы[en]!
Пусть приносит нам всем Рождество
Только счастье — к нему мы готовы!!!
***
Прекрасная ёлка — сокровище леса,
Пушистая, юная, словно принцесса!
Шары и гирлянды, блестит мишура,
Как рады ей взрослые и детвора!
Пусть в Новом году всем чудесно живётся[en],
Всё ладится, спорится и удаётся!
Улыбок, подарков, чудес, волшебства,
Счастливого, славного Вам РОЖДЕСТВА!
***
В святые дни мы ждём все волшебства,
И я желаю Вам, что б ночью этой,
Зажглась звезда Христова Рождества,
Над Вашим домом и над всей планетой.
Желаю Вам, тех праздничных чудес,
Которые вы тайно загадали.
И пусть летит с Рождественских небес
К Вам весть от тех, кого так долго ждали.
Любви безмерной, счастья полон дом,
Пусть этот праздник принесёт везенье.
Собрать всех близких за большим столом,
И вместе встретить Вам Христа Рожденье!
***
Иосиф Бродский:
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода,
Холодный ветер снег в сугроб сгребал,
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой... Огонь вился крючком
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи!
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец и дары лежали.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная