Услуга публикации биографии, о компании, сервисах[en]

Великий пост Церковные праздники и события / Праздники / Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Великий пост — описание

Великий пост (Great Lent)

Великий пост — период (7 недель перед пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

История Великого поста берёт своё начало в античности. Слово «пост» происходит от греческого слова «apastia» и дословно переводится как «тот, который ничего не ест». Это понятие применялось к людям, которые придерживались лечебной диеты и отказывались от некоторых видов пищи с целью похудения или выздоровления.

Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница (40 дней) установлена в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге Христа Спасителя. Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной[en] жизни, страданий и погребения Господа нашего Иисуса Христа.

Царские врата в алтарь на будничных богослужениях остаются закрытыми, символизируя греховное отделение человека от Царства Божия. Церковные облачения во время поста — тёмные. На каждой службе читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Во время четырёх дней первой недели Великого поста, на Повечерии, читается покаянный канон святого Андрея Критского.

Суть Великого поста

Истинный пост — это отказ от различного рода зла, как телесного, так и духовного. Суть поста заключается в воздержании (на церковном языке это называется аскеза), в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел.

В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память — от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. д. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету.

Значение Великого поста

Великий пост — это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель.

Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. е. последнюю, неделю перед Пасхой. По православным канонам это время самых усердных молитв и благоговения к Богу.

Духовная составляющая Великого поста

Целью Великого поста является смирение духа и подготовка верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения путём покаяния, углубления во внутреннюю высокодуховную жизнь[en], отрешения от приземленной, материальной стороны жизни.

Основное время в этот период надлежит посвящать молитвам и богослужениям, вспоминая смерть[en] и воскрешение Иисуса Христа. Потому как Великий пост — это бесценный дар для людей от спасителя нашего Иисуса Христа, постящегося в течение 40 суток в пустыне, где Он ничего не ел и не пил. Дар этот, как усмиритель душевных страстей, действительно бесценный для всех, кто ищет спасения.

История происхождения Великого поста по Библии

Упоминание в Ветхом Завете

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте ещё в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве есть плоды любого дерева из Эдемского сада, однако Господь запретил есть плоды от дерева познания добра.

В течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.

К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.

Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг.

Упоминания в Новом Завете

В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.

История возникновения Великого поста

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.

II—III века

История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II—III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе.

Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов[en] или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.

Вторая половина III века — IV век

Во 2-й половине III—IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе.

Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой.

Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи.

Великий пост (Great Lent)

Конец IV века — начало V века

Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.

К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях — в субботу.

Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.

Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.

Великая четыредсятница

Великий пост (Great Lent)

Великая четыредесятница или Великий пост — время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне.

Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым». Не считая Вербного воскресения, во всей Великой четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию.

Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: 1-ой, 2-ой и т.д. седьмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Великой четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника), а читаются[en] и поются Часы.

По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в воскресние — Василия Великого, а по субботам — обычная, Иоанна Златоуста. Особенной службой отличаются: пятница первой недели (память Феодора Тирона и благословение Колива); четверг пятой недели — читается житие Марии Египетской и поют Великий канон; суббота 5-ой недели, называют «акафистной» — в похвалу Богородицы совершается «неседальное пение». Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» святой Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

Великая четыредесятница установлена в первые века христианства. В католической церкви Четыредесятница начинается со средины первой недели Великого поста, называемой пепельною (Aschermittwoch, Mercredi des Cendres), вследствие обычая посыпать пеплом голову при богослужении, введенного папою Григорием Великим.

Чистый понедельник (первый день Великого поста)

С началом Великого поста (With the beginning of Lent)

Дата праздника уникальна для каждого года. В 2022 году Чистый понедельник отмечается 7 марта. Это первый день Великого поста, время прощания с Масленицей. Название праздника происходит от стремления провести начало поста в чистоте.

Праздник начинается с воскресной вечерней молитвы. Верующие просят друга в другие прощения и встречают Великий пост с чистой совестью — очищенными, простившими и прощенными. В храмах читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, молитву Ефрема Сирина, Книгу пророка Исаии, которая приглашает очиститься, не делать зла, творить добро, помогать и защищать обездоленных и убогих.

В этот день люди убирают дом после Масленицы: вымывают и вычищают помещения, миску, утварь. Меняют белье. Посещают баню. В конце XIX века в России[en] существовал обычай до размещения бани "выкупать" рты водкой, чтобы избавиться от остатков скоромных пищевых продуктов. Согласно православному календарю, в этот день необходимо воздерживаться от приема пищи. Разрешается только пить воду.

Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами.

Учение о почитании икон, основанное на святом писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь[en] истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. После VII Вселенского Собора (в 787 году), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 года, когда из него были убраны имена государственных[en] преступников. Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.

2-я седмица Великого поста

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В 2022 году отмечается с 14 по 20 марта 2022.

В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV век).

Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

3-я неделя Великого поста. Крестопоклонная

В 2022 году третья неделя Великого поста отмечается 27 марта.

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой.

После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

4 неделя Великого Поста (окончание) — Преподобного Иоанна Лествичника

В 2022 году 4 неделя Великого Поста началась 3 апреля.

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Преподобный Иоанн Лествичник родился[en] около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки. После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола (близ Синая), где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы.

Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.

В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. В возрасте 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайской обители.

После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу. Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но также составил «Лествицу» — классическое руководство в духовной жизни.

В «Лествице» духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни (отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу). Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца[en] венчает, по преподобному Иоанну, любовь[en] как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.

Лазарева суббота

Лазарева суббота — это суббота перед Вербным воскресеньем, суббота шестой недели Великого поста. В этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.

В 2023 году Лазарева суббота празднуется 8 апреля, в канун Вербного воскресенья.

Весть о чуде разнеслась по всей Иудее и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. В этот день Церковный устав разрешает рыбную икру и немного вина.

Само празднование Лазаревой субботы установлено с давних времён. Православные христиане Кипра, Болгарии, Греции отмечают праздник по григорианскому календарю.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел[en], и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь[en] не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Но Христос велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры.

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Церковью воскрешение Лазаря почитается как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Иисусом Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластны и жизнь, и смерть человека, и надежда на грядущее воскресение всех умерших, кто веровал во Христа и исполнял Его заповеди.

Великий четверг

Великий четверг, или его также называют Чистым четвергом — в христианстве четверг Страстной недели, в который вспоминаются Тайная вечеря.
На ней Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи.

В 2022 году Великий четверг отмечается 21 апреля.

Великий четверок. Великий четверок считается днем обновления крестьянского хозяйства. В этот день хозяйки ставили под икону зерно, хлеб и соль и оставляли до первого дня Пасхи. В Великий четверг обязательно надо вымыться в бане до восхода солнца. Кто в Великий Четверг рано и легко встает, тот встает рано и целый год. В Великий четверг холодно — весна до седьмой холодна, а коли дождь — мокрая.

В Великий четверг приговаривают: "Мороз, мороз, не бей наш овес!". Каково в Великий четверг, таково и на Вознесенье. Четверговая соль целебная.

В Великий четверг золу выносят в курятник, что бы куры неслись. Печная зола со Страстного Четверга, Пятницы и Субботы охраняют капусту от червей.

Приметы на Чистый четверг:

Антон Павлович Чехов, "На страстной неделе":

На другой день, в четверг, я просыпаюсь с душой ясной и чистой, как хороший весенний день. В церковь я иду весело, смело, чувствуя, что я причастник, что на мне роскошная и дорогая рубаха, сшитая из шелкового платья, оставшегося после бабушки. В церкви все дышит[en] радостью, счастьем и весной; лица Богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено.

Великая Пятница (Воспоминание Святых спасительных Страстей)

Великая пятница (Страстная пятница) — день памяти распятия, крестной смерти Христа во искупление грехов наших, снятия Его тела с Креста и Его погребения. Отмечается она в пятницу Страстной недели и является днем самого строгого поста перед праздником Пасхи (в 2022 году празднуется 22 апреля). Однако траур в этот скорбный день находится в тесном союзе со светлой надеждой на скорое Воскрешение Иисуса и затаенной радостью в преддверии этого чуда. Богослужение в этот день имеет особый порядок и всецело посвящено воспоминанию трагических событий и Страстей Христовых.

Верующие благодарят Христа за искупительный подвиг и просят, чтобы Покрыл Он милосердием Своим прегрешения наши и сподобил радости великой — встретить светлую Пасху. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Великая суббота

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой (в 2022 году отмечается 23 апреля). Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа. В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера — чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе — святая Плащаница.

Весь день в храмах проходит освящение пасхальной снеди — куличей, яиц, пасок. В отличие от других суббот, когда Церковный устав разрешает монахам употреблять растительное масло, в этот день церковь рекомендует сухоядение.

Приметы на Страстную субботу:

Поздравление с Великим постом (Congratulations on Lent)

Великий пост в литературе

Время Великого поста нашло отражение и в большой литературе. В творчестве многих великих русских писателей отражено это таинственное время, им пронизаны произведения Достоевского, Чехова, Лескова и других писателей, чьи сочинения собраны в книге «Великий пост». Все они и каждый по своему показали Великий пост в своём творчестве. Кто-то глубоко раскрыл момент покаяния в жизни людей, как Ф. Достоевский и Н. Лесков, кто-то показал привычную жизнь людей накануне поста, как А. Чехов. Н. Гоголь раскрыл красоту богослужения и его значение в жизни человека.

Но не только явные описания Великопостного времени встречаются у писателей. Глубоко раскрывают они бедственное состояние человеческой души, которая, осознавая свои грехи, ищет света, стремится к Богу, к покаянию. М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А Никифов-Волгин, И.А. Бунин, И.С. Шмелев и другие писатели смогли показать то, к чему каждый человек призван, особенно в дни Великого поста. И их произведения будут актуальны во все времена, потому что тревожат нашу совесть, заставляют задуматься о том, что скрыто в глубинах и потаенных уголках нашей души.

Стихи на Великий Пост

Начинается Великий Пост!
Будет длиться сорок долгих дней.
И секрет поста предельно прост —
Станем мы душой своей светлей!

***

Великий Пост — как к Богу мост,
И сложен он, и очень прост.
Ты, раз ступив на этот путь,
О самом главном не забудь.

О том, что нужно в эти дни
Нам думать только о Любви.
И со смиреньем принимать
Все то, что трудно нам понять.

С молитвой чистой в этот срок
Познай ты свой простой урок:
Он в том, с чем сможешь ты прийти
К концу Великого Пути.

***

Великий Пост нам дан не просто так,
Спасенье в нем, надежда и призвание,
И это далеко, брат, не пустяк -
Найти в себе резерв для покаяния.

Не осуждать, не ныть, не обсуждать,
Изгнать обиды, боль непонимания,
И постараться близким всем отдать
Крупицы драгоценного внимания.

Понять, простить, поверить и забыть,
Расстаться с утомительными думами.
Остаться, и спастись, и просто — быть.
Быть тем, кем изначально мы задуманы.

***

Великий Пост идет, и с нетерпением,
Мы ждем его прихода каждый год,
И со святым небес благословением
Душа начать свой пробует исход

Из злых, и мрачных, и тоскливых мыслей,
Из плена тусклых и унылых дум.
И стать стремится первозданно чистой
Не отвлекаясь на досадный шум.

Прими с Постом начала поздравления!
Пройти его желаю без потерь,
Открывшись небу, встав на путь смирения,
На ключ не запирая в сердце дверь.

***

На Рождество[en], на Новый год[en],
Кушал все подряд народ,
На всю катушку отрывался,
Праздниками наслаждался.

Но делу время, потехе час,
Теперь Великий пост у нас!
Это праздник для души,
О ней подумать поспеши.

В эти дни, дружок, постись,
Богу истово молись,
Сделай радость для души,
Даже в малом не греши.

Заповеди соблюдай,
И никогда не унывай!

***

Семь недель поститься будем,
Пост Великий наступает,
Сил, удачи и здоровья
Христианам всем желаем!

Будем думать мы о жизни
И очистимся душой,
Ждет нас очень скоро Пасха,
Праздник светлый и большой.

Но пока нам рано думать
О том дне и разговенье,
Пост Великий к нам приходит,
Наберемся мы терпенья!

***

Православный народ, поздравляю с Постом,
Пусть легко и светло он войдет в каждый дом,
Пусть поможет познать нам все, чем мы живем,
В череде дел суетных покой мы найдем!

Позаботьтесь о ближних, добро берегите,
Помогайте всем слабым, убогим, больным,
Чистоту ваших душ навсегда сохраните,
Пост Великий настал, веру свято храним!

***

Пост Великий наступает,
Поздравляю вас сейчас,
Пусть Господь вам помогает
Каждый день и каждый час.

Очищения желаю
От обид и от грехов,
Сбросить тяжесть недовольства
И уныния оков.

Посвятить себя молитве
Я желаю и смирению,
Сердце пусть добро наполнит,
Понимание, вдохновение.

***

Я с Постом Великим вас
Всех сердечно поздравляю,
И душевной чистоты,
И телесной вам желаю!

Пост у нас в душе живет,
Нами движет и волнует,
И чудесное тепло
Словно дар Небес, дарует!

Будьте счастливы, друзья,
И держитесь вы с терпеньем,
Поклоняйтесь небесам
Вы с большим благоговеньем!

Смотрите так же про другие церковные события и праздники:

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Опубликовать биографию, о компании[en] | Спасибо за чаевые | Политика конфиденциальности | Главная | Связь