Разместите статью, биографию и пр.[en]

Успенский пост Церковные праздники и события / Гражданские праздники / События / Фамилии / Гороскопы / Тесты / Тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Главная

Успенский пост

Успенский пост

Пост не в брюхе, а в духе (народная пословица)

Успенский пост начинается 14 августа и продолжается до 28 августа (1—14 августа по старому стилю).

Пост — это временное воздержание от пищи, а порой даже питья — одна из самых древних практик, распространенных в самых разных религиях. Но формы поста, а порой и его значение могли быть разными.

Закон Моисеев предписывал «смирять свои души» ежегодно в День Умилостивления («йом киппур»), когда народ приносил Богу покаяние в своих грехах (Лев. 16: 29-31). Нет никаких сомнений, что это включало в себя и строгий пост, и сегодня иудеи ничего не едят и даже не пьют в этот день.

Но Библия не излагает здесь никаких деталей, она говорит лишь о самом главном — о смирении человека перед Богом, которое может выражаться в разных формах, и пост — только одна из них.

Люди могли отказываться от всякой еды, а иногда даже от воды (Иона 3: 5-8) на период от одного до семи дней — правда, при семидневных постах они наверняка пили воду. Понятие «постной пищи» в библейские времена было неизвестно: если человек постился, он вообще ничего не ел.

В день поста человек обычно снимал свою одежду и оборачивался грубой тканью (вретищем), он мог посыпать свою голову пеплом или землей, оставить жилище и сесть на голую землю[en]. Так поступали в знак скорби по умершему[en] (1 Цар. 31: 13) или в знак своего покаяния в грехах (1 Цар. 7: 6), но иногда пост предварял особую молитву к Богу, когда человек полностью вверял свою судьбу в Его руки (Есфирь 4: 3).

Каждый период, отмеченный в церковном календаре, несет свою смысловую нагрузку. Цель Рождественского поста — воссоздать атмосферу ожидания появления Иисуса, что царила во времена Ветхого Завета, а Петровского — поведать об апостольском благовестии.

Мёд - картинка

В кухне Успенского поста широко применяется мёд

Начало поста совпадает с двумя праздниками — Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня и Крещение Руси в 988 году в водах Крещатика, Днепра и Почайны. Памятуя об этом событии, православная Русь совершает в этот день после божественной литургии крестные ходы на воду и там устраивает молебен, заканчивающийся малым освящением воды. В современных условиях загрязненности окружающей среды водосвятильные молебны в годовщину крещения Руси нередко совершаются и в храмах.

В Киевской Руси (на территории современной Украины[en]) в этот день раньше строго соблюдался обычай, связанный с освящением мака по случаю начала его сбора. В этот же день в храмы приносят мед на освящение. Пчеловоды стараются принести, по древнему обычаю, первые вырезанные соты. В домах за обедом едят вместо десерта сотовый мед со свежими огурцами. Вот почему в народе этот день называют первым медовым Спасом. С этого дня благословляется употребление в пищу меда нового сбора.

Успенский пост — самый короткий из всех православных постов, начинается он с середины последнего летнего месяца и длится всего две недели. Из года в год он начинается в одно и то же время: ровно через месяц с окончания Петровки.

Богат период и на события: начинается Медовым Спасом, в его центре обосновались праздник Преображения Господня и Яблочный Спас, а заканчивается пост торжеством в честь Успения Божией Матери и Ореховым Спасом.

В народе Успенский пост нередко называют Госпожинками: от обращения в молитве к Пресвятой Богородице — Госпожа. Еще его называют Спасовым, поскольку на это время приходятся праздники, посвященные Всемилостивому Христу Спасителю. Также прочно закрепились и «неофициальные» названия Успенского поста — Спасовка или Лакомка.

Спасовка носит собирательный характер: во время последнего летнего поста отмечается сразу три церковных праздника в честь Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, называемые Спасами. В каждое торжество благословляются определенные продукты и плоды, что поспевают в августе.

«Лакомкой» Успенский пост прозвали потому, что в отличие от такого же строгого зимнего Великого поста здесь есть чем поживиться без ущерба для церковных канонов.

Икона Богородица переходит в Царство БожиеЭто единственный пост в церковном году, где во главе события стоит Богородица, а людские действия подразумевают приобщение к непорочности и чистоте — тем качествам, которыми при жизни обладала Божия Матерь.

Церковное предание гласит: узнав о времени своего перехода в Царство Божие, Богородица провела отведенный отрезок времени в строгом посте и усиленной молитве. Вся ее жизнь представляла истинный образец святости, благочестия и жертвенности.

Задача верующих состоит в соблюдении ограничения в пище и молитве, воспевая Пречистую деву, чтобы уподобиться ее подвигу и чистоте.

Спасовка известна с древнейших христианских времен (примерно с 450 года), а по строгости она приравнивается к воздержанию в пище в Великий пост. Службы, которые проходят в церквях во время этих двух недель, мало чем отличаются от аналогичных богослужений в Рождественский или Петровский посты. Отсутствие различий зачастую обесценивает уникальность каждого значимого периода, что у обычного человека складывается в банальную картину: любой пост — просто ограничение в еде и ничего больше.

Как провести благодатное время с пользой для тела и души

Кому угоден этот пост? Одни ответят, что нам: Бог увидит наши старания и ответит исполнением просьб. Вторые скажут — Господу. И те, и другие окажутся неправы: Богу нужно не людское воздержание в пище, а его плоды, что «зреют» в душе каждого верующего. При условии, что мы придерживаемся поста не просто как диеты, а в подходящем расположении духа вкупе с молитвой.

Цели для тех, кто намерен держать Успенский пост

Во-первых, душевная подготовка к тому, чем хочет наградить нас Бог, а не к исполнению личных желаний.

Во-вторых, мы должны стремиться уподобиться сестре Лазаря Марии, а не Марфе, которая отличилась волнениями и беспокойством о пустом.

В-третьих, это время, когда мы должны поставить Господа на первое место и отвлечься хотя бы на время от самих себя.

В-четвертых, Успенский пост — приблизиться к идеалу святой Богородицы, послушной Божьей рабе.

Монастырские и общецерковные традиции питания Успенского поста

Монастырские и общецерковные традиции питания Успенского поста

Бог в Небе видит, Бог в Небе знает,
Как Его раб Божий пост соблюдает!
С грозным сияньем гнева во взоре,
Пост нарушавших Он в Ад отправляет —
Там в наказанье их вечно терзает,
Губы скрививши в укоре.

***

В плане еды двухнедельный пост последнего летнего месяца достаточно строг. Если следовать его канонам, то в понедельник, среду и пятницу разрешается лишь сырая пища, во вторник и четверг можно отведать вареные блюда, но без добавления масла, а в выходные дни допустимо и масло добавить в вареную пищу и позволить капельку вина. В праздник Преображения Господня (19 августа) разрешается вкушать рыбу, елей и вино, даже если этот день выпадает на среду или пятницу. Сам праздник Успения 28 августа — уже непостный день. Если же он выпадает на среду или пятницу, разговение переносится на следующий день, а в день праздника в таком случае можно есть рыбу.

Сегодня мы можем позволить себе любые гастрономические изыски, которые будут вписываться в каноны Спасовки и служить настоящим праздником желудку. Объедаться до отвала «разрешенными» продуктами — то же самое, что и вовсе не придерживаться поста.

Смысл действий должен заключаться в освобождении мыслей и сердца[en] от зла, личная гармония, что достигается постижением любви[en] к Богу и близким. Все это невозможно приобрести без духовного самосовершенствования, основанного на молитве, погружения в собственные мысли и воздержания от мирских удовольствий, где во главе угла нередко стоит пища.

Пока мы будем далеки от этой истины, все наше бытие будет представлять собой пародию на праведную жизнь, от которой будем несчастны и мы, и наши близкие.

Успенский пост — самое подходящее время для того, чтобы вновь ощутить радость, стряхнуть с себя старые оковы и обрести способность жить в этом мире так, как мы задумывались Спасителем. Не упускайте такую возможность!

***

Лев Николаевич Толстой "Путь жизни":

Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать[en] молитвы, а в том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними так, как хочешь, чтобы поступали с тобой...

***

Успение Божией Матери — это Богородичная Пасха. А пост — это приготовление к Богородичной Пасхе. Это праздник Ее смертного сна и Ее воскресения из мертвых Сыном.

Успенский пост — это пост, который христианин совершает ради Божией Матери. Именно в праздник Успения, когда Пресвятая Дева перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас.

Подлинная любовь всегда выражается в какой-то жертве, в том, что ради любимого человека нам не жалко отдать что-то свое.

Пресвятая Богородица не нуждается ни в чем земном, ни в каких земных приношениях, а значит, мы можем принести Ей в дар только самих себя. Мы должны работать над собой, отсекать от души всё то, что в нас не угодно Богу.

Как было бы замечательно, если кто-то Успенским постом ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой! Вот бы постараться явить в себе хотя бы некоторое подобие того смирения и послушания Богу, которые имела Пресвятая Дева!

*****

Пост — это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий.

Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Покаяние — это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу.

Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

«Воздушный шар» — Mr. Credo
«На большом воздушном шаре» — Ёлка

Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения.

*****

Вместе с тем Успенский пост — это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями.

В первый день поста, 14 августа — Изнесение честных древ Животворящего Креста. То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек.

19 августа — яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.

Но самое главное — это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

О пользе поста

Лучшего средство отрезвить нас, чем наши посты, наверное, нельзя и придумать. Они приходят несправедливо, как раз в самое неподходящее время. Они способны досадить нам, и нарушить нашу суетную праздность. Посты создают для нас те условия, когда мы терпим досадную несправедливость по своей воле. Ропщем, сетуем или нет, но по своей воле подчиняемся.

Обстановка прохождения поста симулирует для нас реальные условия терпения правды. Терпение поста способно научить больше, чем реальная жизнь[en]. Жизнь не создает для нас таких лабораторных условий как пост, и такого напряжения.

Реальная жизнь для нас всегда неопределенна, динамична , непрозрачна и запутана нами. Пост прост и понятен, как удар топором.

Пост это повод проверить себя, не поселилась ли в твоем сердце лень.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30) Помня это, нужно понимать, что то время когда мы блаженствовали, копили подобострастие, «стяжали благодать» тем что были возвышенно- праздны, прошло для нас впустую.

Стихотворение к Успению

Успенский пост — тепла закат,
Шумят раскаты громовые,
И молний вспышки огневые
Во тьме зарницами горят.

Укор мне чудится в ночи —
Под черной чашей небосвода
Сердитым всплеском непогода
В окно и сердце мне стучит.

"Тебе не спится в ночь-полночь,
И мысли хороводом кружат —
Опять с тобой сомненье дружит,
Советом, может быть, помочь?"

"С собой веду я разговор —
Тебе отвечу, непогода:
Мне жалко, что уходят годы,
Мне грустно от ненужных ссор.

И замок строю из песка,
И добрых дел свершила мало...
Ах, непогода, хоть устала,
Но не подруга мне тоска."

Наутро колокол зарю
Окрасит медным звукорядом —
В любой печали Храм мой рядом,
Зажгу свечу, молитву сотворю.

Успенье — лето на закат,
Готово свой наряд зелёный
Сменить на разноцветье клёнов —
Осенний близится парад.

***

Успенский пост сегодня начинается,
С чем я тебя сердечно поздравляю.
Пускай удача Вам повсюду улыбается,
Здоровья[en], благодати Вам желаю.

Желаю Вам терпенья, веры, доброты,
Чтоб удавались Ваши начинания.
Достичь Вам множества успехов, высоты,
И чтоб исполнились заветные желанья.

***

Спасом кличут Пост Успенский
И в народе говорят,
Что обряд есть деревенский:
В Спаса яблоки едят.

Спасы всякими бывают:
Третий, яблочный, медовый...
Каждый спас народ встречает,
Хоть народ у нас бедовый...

Всяко праздник, радость всяко
Для славянского народа,
Устает народ наш яко
В воду лезть, не зная брода...

А ведь в том и есть задача,
Чтобы каждый божий день,
Чтоб хоть как, и хоть бы плача,
И когда нам даже лень,
Лезть бы в воду,
Черт с ним, с бродом!

А вот с этого пусть дня
Обойдут вас пусть печали,
Чтоб заботливо родня
Радость к вам бы привечала!

Пусть бы счастья ложкой полной
Вместо трапезы грести,
Жизнь здоровую, веселую
Вам желаю обрести!

***

Витает всюду запах роз,
И время звездопада.
Вот наступил Успенский пост,
И нам поститься надо.

Не время мясу, молоку,
И шумным развлеченьям.
Отбросив ссоры, суету,
Приступим мы к моленьям.

Мы радуемся дням святым
С обильным урожаем,
И Богородицу в своих
Молитвах воспеваем!

«Молитва» — Ободзинский
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная