Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
11 декабря родились[en]: Николай Лобачевский, Гектор Берлиоз, Роберт Кох, Георгий Плеханов, Макс Борн, Александр Солженицын, Николай Озеров, Вейланд Родд, Борис Щербаков, Андрей Макаревич
Скончались[en]:
Валентина Николаевна Серова, Галина Павловна Вишневская

Александр Головин Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Яковлевич Головин — биография

Александр Яковлевич Головин

Александр Яковлевич Головинрусский[en] живописецЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
и театральный художникХудожник:

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
, народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. РСФСР (1928), действительный член петербургской Академии художеств (1912). Знак зодиака — Рыбы.

Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов ) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.
». Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.

Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
».

В 1890-е годы Головин участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Александр Головин оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.-антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908; балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы.

А. Я. Головин. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. 1916 — 1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.А. Я. Головин. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. 1916 — 1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва

Добиваясь целостного художественного решения спектакля, А.Я. Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал.) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.
, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Его работы приобрели декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цветаЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения; излучения с L от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде).

В советское время А.Я.Головин оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Бомарше, 1927, «Отелло» Уильяма Шекспира, 1930, — оба во МХАТе). Живописец писал также репрезентативные, театрализованные портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. деятелей русской культуры (Федора Ивановича Шаляпина в ролиРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
Бориса Годунова, темпераТемпера (итальянское tempera, от temperare — смешивать краски) — живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.)., клеевые краскиКраски — однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготовляются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски).

Тонкие слои краски образуют при высыхании непрозрачные покрытия, защищающие поверхность от воздействия агрессивных агентов и придающие ей красивый внешний вид. Широко используются в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.
, 1912, Русский музей, Ленинград; Всеволода Эмильевича Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.

В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
и натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.)..

Творчество Александра Яковлевича Головина

Театральные работы

В Большом театре:

  • 1900 — Ледяной дом (опера) Арсения Николаевича Корещенко;
  • 1900 — Псковитянка (опера) Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901.

В Петербурге в разных театрах:

  • Кармен (Жорж Бизе, Мариинский театр, 1908);
  • У врат царства (Кнут Гамсун, Александринский театр, 1908);
  • Орфей и Эвридика (Кристоф Виллибальд Глюк, Мариинский театр, 1911);
  • Гроза (Александр Николаевич Островский, Александринский театр, 1916);
  • Маскарад (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917);
  • Каменный гость (Александр Сергеевич Даргомыжский, Мариинский театр, 1917).

Александр Яковлевич работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», Игоря Фёдоровича Стравинского, 1910). После Октябрьской революции — в «Женитьбе Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» Вильяма Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 году после смерти[en] художника.

Картины

  • Павловск (1910, Третьяковская галерея (ГТГ));
  • Фарфор и цветы, (1915, ГТГ).

Федор Шаляпин в ролях:

  • Мефистофеля (1905, Музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, Петербург);
  • Олоферна (1908, ГТГ);
  • Бориса Годунова (1912, Русский музей);
  • Всеволод Мейерхольд (темпера, пастель, 1910-е годы, Ленинградский театральный музей).

Александр Яковлевич Головин скончался 17 апреля 1930 года в Детском Селе, ныне город Пушкин, Ленинградской области. (М. В. Давыдова)

Более подробно о Головине читайте в литературе:

  • Энциклопедия русской живописи. — Текст и составитель О. Ю. Николаев. М., 2010. — ISBN 978-5-373-02769-4;
  • Головин А. Я. Встречи и впечатления: воспоминания художника — Л.—М.: Искусство, 1940. — 177 с.;
  • Альфред Иосифович Бассехес. Театр и живопись Головина. — М., [1970];
  • Онуфриева С. Александр Яковлевич Головин. — Л., 1977;
  • Гофман И. Головин-портретист. — Л., 1981;
  • Александр Головин: Альбом. — М., 1981;
  • Пожарская М. Александр Головин. — М., 1991;
  • Вячеслав Владимирович Адамчик. Русское искусство. — М.: АСТ. 2005. — С. 252;
  • А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960;
  • А. И. Бассехес, Театр и живопись Головина, М., [1970].

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)