Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
10 декабря родились[en]: Николай Алексеевич Некрасов, Сидни Фокс, Майкл Кларк Дункан

Гийом Аполлинер Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Гийом Аполлинер — биография

Гийом Аполлинер
Аполлинер после ранения

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. и фамилия — польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowicki — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) — французский писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Дева.

Язык произведений: валлонский и французский.

В поисках идентичности

Гийом Аполлинер родился 26 августа 1880 года в Риме. Вильгельм, как называли его в семье, никогда не узнал тайну своего рождения[en] и всю жизньЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза. страдал от этого. Он был сыном польской аристократкиАристократия — (от греческого aristos — лучший):

1) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.
и получил фамилию матери, а не своего предполагаемого отца Франческо д'Аспермонта. Италия, где мальчик провел первые шесть лет жизни, навсегда осталась для него романтической страной детских грез.

В 1887 году Анжелика Костровицкая перебралась в княжество Монако вместе с двумя сыновьями (младший, Альбер, также был рожден вне брака) и отдала старшего в лицей Сен-Шарль. В этот период Вильгельм много читал и рисовал, проявлял интерес к идеям анархизма и высказывался в поддержку ДрейфусаДрейфуса дело — сфабрикованное в 1894 реакционной французской военщиной судебное дело по ложному обвинению офицера французского Генерального штаба еврея А. Дрейфуса (A. Dreyfus) в шпионаже в пользу Германии. Несмотря на отсутствие доказательств, суд приговорил Дрейфуса к пожизненной каторге.

Борьба вокруг Дрейфуса дела привела к политическому кризису. Под давлением демократических сил страны Дрейфус в 1899 был помилован, в 1906 реабилитирован.
. Он уже знал, что станет писателем, и безуспешно пытался опубликовать свои ранние сочинения.

В апреле 1899 года семья переехала в ПарижПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., лето братья провели в бельгийских Арденнах, где Вильгельм познал первую любовьЛюбовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения.

У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного исторического развития человеческой личности.
и увлекся валлонским фольклоромФольклор (англ. Folklore) — народное творчество: художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры).
. Биографы считают эти бельгийские каникулы поворотным моментом в становлении писателя: именно в это время он создал начальную версию «Гниющего чародея» (1909). По возвращении в столицу Вильгельм стал брать уроки стенографии, работал литературным «негром», заводил полезные связи в журналистской среде. ПсевдонимПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. «Гийом Аполлинер» впервые появился в сатирическом еженедельнике «Табарен», с которым писатель сотрудничал до 1902 года, когда улучшившиеся финансовые возможности позволили ему посетить ГерманиюГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
и Австро-ВенгриюАвстро-Венгрия в 1867-1918 гг. — дуалистическая (двуединая) монархия во главе с австрийским императором (он же венгерский король). Создана в результате преобразования Австрийской империи Габсбургов на основе соглашения 1867 между Австрией и Венгрией, признанной, как и Австрия, суверенной частью государства. Делилась на Австрийскую империю (или Цислейтанию) и Королевство венгров (или Транслейтанию). Распалась в 1918.. Воспоминания об этом путешествии легли в основу многих новеллНовелла (итальянское novella) — малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, «Легкое дыхание» Ивана Алексеевича Бунина). сборника «Ересиарх и Кo» (1910).

Устроившись на работу в банкБанк — (от итальянского banco — скамья, лавка менялы), финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.

Банки являются посредниками между вкладчиками и заемщиками, обеспечивая функционирование и устойчивость платежной системы, а также оказывая существенное воздействие на спрос и предложение денежного капитала.
, Гийом Аполлинер продолжал регулярно печататься в разных периодических изданиях. С 1903 года он трижды пытался завести собственный журналЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). («Фестен д'Ёзоп», «Ревю имморалист», «Леттр модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.

Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
»), но каждый раз дело ограничивалось несколькими номерами. Большое значение для него имело знакомство с Максом Жакобом и Пабло Пикассо, чьи эстетические идеи он принял безоговорочно. Постепенно Аполлинер становился заметной фигурой: его книгаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
«Ересиарх и Кo» была выдвинута на Гонкуровскую премиюГонкуровская премия (Prix Goncourt) — ежегодная французская литературная премия (с 1903 года) за достижения в жанре романа, присуждаемая Гонкуровской академией (10 членов). Фонд Гонкуровской премии составляет капитал, оставленный по завещанию Э. Гонкуром.

Гонкуровская премия — одна из наиболее авторитетных во Франции.
, он стал вести постоянные рубрики в нескольких журналах и регулярно сотрудничать с «Библиотек де Кюрьё», где публиковались тексты эротического характера.

Писатель составил около тридцати антологийАнтология (греч. anthologia, букв. — собрание цветов) — сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов. и планировал издать свои комментарии отдельным томом, который вышел в свет уже после его смерти («Влюбленные дьяволыДьявол (от греческого diabolos — клеветник) (сатана, Иблис) — в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.», 1964). В августе 1911 года он оказался замешан в скандальную историю, связанную с кражей «Джоконды» из Лувра: ему пришлось провести несколько дней в тюрьмеТюрьма — место отбывания тюремного заключения, а также содержания лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Сантэ, но самым тяжким испытанием оказались ксенофобские нападки прессы. Аполлинер в подавленном состоянии уехал из Парижа, но именно в это трудное для себя время подготовил к выходу в свет свой первый поэтический сборник «Алкоголи. 1898-1913», куда вошли стихотворенияСтихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сродни с поэмой); в 19-20 веках преимущественная форма лирики. разных лет; фронтисписФронтиспис (франц. frontispice) — изображение на лицевой (титульной) странице издания, а также название самой этой страницы. По смыслу фронтиспис должен относиться ко всему изданию: это может быть портрет автора литературного произведения, иллюстрация по сюжету произведения, портрет главного героя.

Фронтиспис появился в издательском деле в 16 веке и изначально выполнялся в гравюрной технике.
книги, в которой полностью отсутствовали знаки препинания, украшал портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. автора, выполненный Пикассо в кубистической манере. На этот же предвоенный 1913 год приходятся программные теоретические сочинения поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. – «Художники-кубистыКубизм (французское cubisme, от cube — куб) — направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.», «Эстетические размышления», «ФутуристическаяФутуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.

Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
антитрадиция».

Первую мировую войну 1914-1918 (First World War) Г. Аполлинер встретил с восторгом, считая ее воплощением современного понятия красоты. Он рвался на фронтФронт (франц. front, от лат. frons — лоб, передняя сторона), в военном деле:

1) Оперативно-стратегическое объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны.

2) Линия развертывания передовых подразделений и их соприкосновения с противником на театре военных действий.

3) Сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
с целью доказать, что является настоящим французом, и добился своего, попав сначала в артиллерийские войска, а затем в пехоту.

Последние два года жизни Гийома оказались очень насыщенными. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство, 17 марта был ранен в голову осколком снаряда, 9 мая перенес трепанацию черепа. В октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», а в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п..

24 июня 1917 года состоялась премьераПремьера (французское premiere, буквально — первая) — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления, первая демонстрация фильма и др. «сюрреалистической» драмыДрама (греческое drama, буквально — действие):

1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.

Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
«Сосцы Тиресия» (опубликована в 1918), в ноябре Аполлинер выступил с лекцией «Новое сознаниеСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. и поэты». Последним его прижизненным изданием стал сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1918».

В поисках новых смыслов

Творчество Аполлинера, восходящее к поэмамПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность).

Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой).
«чистых форм» Стефана Малларме, пролагает путь к сюрреализмуСюрреализм (французское surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. и лирическому эпосуЭпос:

1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. Сюжет) в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса — в организующей роли повествования. Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям.

2) В более узком и специфическом смысле слова — героический эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному эпосу баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим эпосом лишь с существенными оговорками.
XX века. Возродив старую технику «граффити» (надписей), писатель создал при помощи стихотворных строк рисунки – с целью придать поэзииПоэзия (греческое poiesis):

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
не только временной, но и пространственный объем. Эпическое начало проявилось в стремлении вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал, в освоении сфер действительности, до сих пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных элементов. В поэзию прорвался язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления, стремительно сменяющие друг друга и связанные прихотливыми мимолетными ассоциациями, в которых тем не менее сохраняется единство настроения. (Е. Д. Мурашкинцева)

Еще:

ЛирикеЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
Аполлинера присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж ОрфеяОрфей — в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее — участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки, верном возлюбленном, спустившемся за своей женой Евридикой в Аид,— частый сюжет в литературе, изобразительном искусстве, музыке.», 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стихСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих.. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898 — 1913» (1913) — интонации народной песниПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
, и эпический голос большого города, и призыв испить вселеннуюВселенная — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму писатель попал по ложному обвинению в 1911).

В его творчестве столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 века (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество писателя. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескногоГротеск (франц. grotesque, букв. — причудливый; комичный):

1) Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).

2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).
осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозыПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
«Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализмуРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. («Новый смысл и поэты», речь Гийома 26 ноября 1917).

Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. На фронте был тяжело ранен.

Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но писатель создал и лирическую хронику трагического восприятияВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913 — 1916», 1918). Итоговое раздумье Гийома в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубликована в 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма.

Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли французский поэт Поль Элюар (настоящее имя Эжен Грендель, Grindel), чешский поэт Витезслав Незвал и французский писатель Луи Арагон. (В. П. Балашов)

Сочинения:

  • (Euvres completes, t. 1 — 4, P., 1965 — 66: (Euvres роétiques. P., 1956 (имеется библ.);
  • в рус. пер. — Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967;
  • Стихи (Вступление русского[en] поэта Павла Григорьевича Антокольского), «Иностранная литература», 1969, № 1.

Литература:

  • Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1 — 3, P., 1956 — 64;
  • G. Apollinaire, [ser. 1 — 6], «La revue des lettres modernes», 1962, № 69 — 70;
  • 1963, № 85 — 89;
  • 1964, № 104-107;
  • 1965, № 123-126;
  • 1966, № 146-149;
  • 1967, № 166-169;
  • Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, réunies par M. Déсаudin, «La revue der lettres modernes», 1966,? 5;
  • «Europe», 1966, nov. — déс.,? 451 — 52 (номер посвящен Гийому Аполлинеру);
  • Adema M., Bibliographie générale de l'oeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.

Гийом Аполлинер умер 9 ноября 1918 года в Париже, от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Похороны состоялись 13 ноября в церкви св. Фомы Аквинского, где за полгода до этого Аполлинер обвенчался с Жаклин Кольб. Посмертно были опубликованы его романРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «Сидящая женщина» (1920) сборник рассказов «Меланхолический страж» (1952), драма «Цвет времени» (1920) и переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу» (1955).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)