Разместите статью, биографию и пр.[en]

Александр Даргомыжский Тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Имена

Александр Сергеевич Даргомыжский — биография

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжскийрусский[en] композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений., один из основоположников русской классической музыки.  Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Знак зодиака — Водолей.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1813 года в селе Троицкое, Тульской губернии (ныне Белёвского района, Тульской области). Учился пениюПение — вокальное искусство; различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное — концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее — кантилена; декламационное — речитатив; колоратурное). Пение без слов — вокализ., игре на фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. и скрипкеСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов.. В конце 20 — начале 30-х годов 19 веков были изданы его первые сочинения (романсыРоманс (испанское romance) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера., фортепианные пьесыПьеса - небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.). Решающую роль в музыкальном[en] развитии Даргомыжского сыграла встреча с русским композитором, родоначальником русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой (начало 1835).

В 1837 — 1841 годах Александр Сергеевич написал свою первую оперуОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
— «Эсмеральда» (по роману французского писателя-романтика Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», постановка в 1847, в Москве), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил[en]», «Свадьба», «Ночной зефир».

Главное произведение композитора — опера «Русалка» (по одноименной драматической поэмеПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, постановка в 1856, в Петербурге).

С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучкаМогучая кучка — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х — начале 1860-х годов; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов.

В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
»; участвовал в работе сатирического журналаЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Искра» (позже и «Будильника»).

В 60-х годах Александр Сергеевич обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867).

В 1864 — 1865 годах совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844 — 1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 композитор начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал русский композитор Цезарь Антонович Кюи, а инструментовал оперу композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков (постановка в 1872, в Петербурге).

Александр Сергеевич вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. 40 — 60-х годов 19 века. В ряде произведений (опера «Русалка», песниПесня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).

Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
«Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности.

Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжского и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звукЗвук — упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Звук с частотами до 16 Гц называют инфразвуком 2·104-109 Гц — ультразвуком, а 109-1013 Гц — гиперзвуком. Наука о звуках называется акустикой. прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативеРечитатив (итальянское recitativo, от recitare — декламировать) — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате.

В 17-18 веках возникли «сухой речитатив» (в сопровождении аккордов клавесина) и «аккомпанированный речитатив» (с развитым оркестровым сопровождением). Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.
.

Реалистическое новаторство А.С. Даргомыжского, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизмГуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. высоко оценивало молодое поколениеПоколение — группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения; промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет). композиторов, выдвинувшееся в 60-х годах 19 века. Модест Петрович Мусоргский, наиболее близкий Андреем Сергеевичем по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке. (Ю. В. Келдыш)

Даргомыжский Александр Сергеевич — выдающийся русский композитор. Родился[en] в имении своего отца, Смоленской губернии. До пятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова.

Шестилтнего Сашу начали учить игре на фортепиано. Первой его учительницей была Луиза Вольгеборн, а впоследствии весьма хороший музыкант, Адриан Трофимович Данилевский, который не поощрял ранние попытки мальчика сочинять романсы и маленькие фортепианные пьески. Последним его учителем игры на фортепиано был Шоберлехнер, ученик известного Гуммеля. Игре на скрипке Александр учился у Юшкова, а пению у Цейбиха.

В начале 30-х годов Даргомыжский уже приобрел известность как автор многих романсов и сочинений для скрипки и фортепиано. Около этого же времени он поступил в министерство двора, в котором служил до 1835 года. Познакомился с Глинкой, Жуковским, Пушкиным и стал писать оперу "Лукреция Борджиа", но вскоре по совету Жуковского принялся за другую, не окончив первой. "Эсмеральда" была окончена в 1839 году, но, несмотря на все старания автора, не была принята на сцену. Огорченный этой неудачей, композитор отправился за границу, где сошелся с Фетисом в Брюсселе и Галеви в Париже. Их советы и сочувственные отзывы о его таланте в иностранной печати отразились благоприятно на его музыкальной деятельности.

По возвращении из-за границы в 1845 году Александр Сергеевич, наконец, добился постановки "Эсмеральды". Она шла в первый раз, с успехом, в Москве 5 декабря 1847 года, а впоследствии, в 1851 году, в Санкт-Петербурге, где имела еще больший успех. Знаменитый итальянский певец Тамбурини желал, чтобы "Эсмеральда" была поставлена на итальянской сцене в его бенефис, но ему было в том отказано.

Опера-балет Даргомыжского "Торжество Вакха" не была принята на сцену, причем дирекция даже ничем не объяснила своего отказа. Если бы не успех концерта композитора, устроенного в 1853 году князем В. О. Одоевским и А. Н. Карамзиным, то, быть может, такая же участь постигла бы и "Русалку", которая была окончена в 1855 году и в следующем году была поставлена в театре-цирке, нынешнем Мариинском. "Русалка", за исключением даровитого О. А. Петрова, исполнялась сначала второстепенными артистами и не имела того успеха, которого вполне заслуживала, несмотря на благоприятные о ней отзывы в печати А. Н. Серова и других критиков. Только в 1866 году она приобрела всеобщие симпатии.

Этот успех ободрил упавшего духом автора, и он принялся за волшебно-комическую оперу "Рогдана", писать которую вскоре бросил, а потом за "Каменного гостя", который вполне окончен им не был. Это произведение оркестровано Римским-Корсаковым и дописано Кюи после смерти[en] автора.

Из оркестровых произведений Александра Даргомыжского главные: "Малороссийский казачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга". Кроме того, он написал множество романсов (свыше 100), собрание хоров ("Петербургские серенады") и другие.

Влияние Глинки на творчество Даргомыжского несомненно. Крупное дарование Александра Сергеевича получило бы гораздо большее развитие, если бы он жил при других условиях. Главным тормозом в деятельности композитора была дирекция императорских театров. "Эсмеральда, — пишет композитор в своей автобиографии, помещенной в газете "Музыка и Театр", издававшейся Александром Николаевичем Серовым в 1867 году, — пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность".

В 1863 году Даргомыжский написал Кукольнику (письмо это помещено в газете "Музыкальный сезон" за 1870 г.): "Ты спрашиваешь, как идет моя музыка? Да как ей идти, проход-то тесен. С одной стороны, гнусный произвол дирекции, с другой — ярое невежество публики". Когда, наконец, "Русалка" стала вызывать восторги публики, композитору было уже 53 года; утомленный прошлыми невзгодами, он уже не мог воспрянуть.

Наиболее крупным произведением следует считать его "Русалку", в которой автор выказал наибольшую самобытность, наибольшую силу творчества. В ней есть драматические моменты, полные правдивости и выражения. В особенности в речитативах Наташи в первом действии, в дуэте князя и мельника в третьем действии Даргомыжский является замечательным психологом-музыкантом. В массе номеров этой оперы виден чисто русский композитор, глубоко проникнутый складом русской музыки. В дуэтах, ариях, ансамблях композитора заметна слишком большая разработка, вследствие чего они имеют более концертный характер и на сцене кажутся замедляющими ход действия.

На очертания характеров[en] автором обращено немалое внимание. Опере вредит то обстоятельство, что самое сильное впечатление производит первое действие, а затем интерес постепенно падает. В последней опере автора, "Каменном госте" — сплошь речитативная музыка, в которой больше обдуманного, чем прочувствованного. Первый большой труд Даргомыжского "Эсмеральда", был написан под влиянием произведений французской комической оперы. В ней виден многообещающий талант, еще не развернувший свои крылья.

Александр немного занимался теорией композиции, его можно скорее считать автодидактом. Все его серьезные теоретические занятия, судя по словам самого автора, ограничились знакомством с теоретическими рукописями проф. Дена, которые Даргомыжский, получив от Глинки, переписал и "скоро усвоил себя мнимые премудрости генерал-баса и контрапункта" (как выражается Александр Сергеевич в своей автобиографии).

Формой, а в особенности симфонической, композитор владел не особенно свободно. В его романсах много вкуса, чувства и того психологического анализа, который с таким блеском проявился в "Русалке". Выдающейся чертой таланта Александра Сергеевича Даргомыжского, которую, к сожалению, он мало разрабатывал, была склонность к комическому элементу. Он проглядывает в партии мельника в первом действии "Русалки", в партии свата и в песенке Ольги в той же опере, в романсе "Титулярный советник" и др. Но композитору, как артисту и художнику, было не до веселья, о котором он редко вспоминал в продолжение своей творческой деятельности. (Н. Соловьев)

Сочинение:

Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января (5 января по старому стилю) 1869 года в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

Подробнее об Александре Даргомыжском читайте[en] в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная