Разместите статью, биографию и пр.[en]

Григорий Козинцев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Григорий Михайлович Козинцев — биография

Григорий Михайлович Козинцев

Григорий Михайлович Козинцев (первоначальная фамилия — Козинцов) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Знак Зодиака — Овен.

Народный артист СССР[en] (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премий (1965). Государственная[en] премия СССР (1941, 1948).

Фильмы: «Шинель» (1926), трилогия о Максиме (1935-1939) — все совместно с Леонидом Захаровичем Траубергом; «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии» (1973) и др.

Григорий Козинцев родился 22 марта (9 марта по старому стилю) 1905 года в Киеве, Российской империи. В 1919-1920 годах Гриша учился в киевской школе живописи, работал в театре Соловцова, театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 году совместно с Л. З. Траубергом организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Елена Александровна Кузьмина, Сергей Аполлинариевич Герасимов, Олег Петрович Жаков и др.).

С 1924 года Григорий Михайлович начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Григория Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор).

После войны[en] режиссер, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации.

В 1962 году Г.М. Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспира», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (Иннокентий Михайлович Смоктуновский) и король Лир (Юри Евгеньевич Ярвет) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.

В 1965-1971 годах Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973). (В. Э. Горелова)

Семья

Награды и премии

Фильмография Григория Козинцева

Режиссёрская работа

Все фильмы до «Выборгской стороны» включительно, а также фильм «Простые люди» — совместно с Леонидом Захаровичем Траубергом.

Поставленные сценарии

1924 — Похождения Октябрины;
1924 — Красная газета;
1925 — Мишки против Юденича. Совместно с И. Е. Куниной;
1926 — Братишка;
1929 — Новый Вавилон;
1931 — Одна;
1934 — Юность Максима;
1937 — Возвращение Максима;
1938 — Выборгская сторона;
1941 — Встреча с Максимом;
1945 — Простые люди;
1951 — Белинский. Совместно с Ю. П. Германом и Е. П. Серебровской;
1964 — Гамлет;
1970 — Король Лир;

Все сценарии от «Похождения Октябрины» до «Простые люди» написаны совместно с Л. З. Траубергом. Сценарий «Мишки против Юденича» ещё и совместно с И. Е. Куниной. Сценарий «Белинский» — совместно с Ю. П. Германом и Е. П. Серебровской.

Театральные работы

Григорий Михайлович Козинцев скончался 11 мая 1973 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, в Ленинграде.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная